Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Буторова О.В.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Ивашуровой С.В., Силаевой Т.Г.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе Т.И. на решение Калужского районного суда Калужской области от 15 марта 2013 года по делу по иску Т.И. к управлению строительства и земельных отношений г. Калуги о возложении обязанности утвердить план и схему расположения земельного участка и предоставлении земельного участка,
23 января 2013 года Т.И. обратился в суд с иском к управлению строительства и земельных отношений города Калуги, просил обязать ответчика утвердить план и схему расположения земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, расположенного в районе д. N "1" по ул. <...>, в границах, согласно плану расположения земельного участка, составленному ООО <...> 12.11.2012 года, и обязать предоставить указанный земельный участок.
В обоснование требований указал, что при наличии вступивших в законную силу решения Калужского районного суда Калужской области от 30.11.2011 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16.02.2012 года основания для отказа в утверждении схемы земельного участка по мотиву наложения границ на соседний земельный участок у ответчика не имелось.
Истец в судебное заседание не явился, его представитель П. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика управления строительства и земельных отношений г. Калуги С. иск не признала.
В судебном заседании третье лицо Б. возражал против удовлетворения иска.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 15 марта 2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Т.А. и Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения третьего лица Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее доводы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно пункту 1 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях установления порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, Городская Дума городского округа "Город Калуга" решением от 14.07.2010 г. N 98 утвердила Положение "О порядках предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Калуга".
Согласно пункту 2.2 указанного Положения управление строительства и земельных отношений города Калуги на основании обращения заявителя рассматривает возможность (невозможность) использования испрашиваемого земельного участка под заявленные цели.
Для исключения случаев предоставления земельного участка, несвободного от прав третьих лиц, Управление направляет в управление по работе с населением на территориях запрос об имеющихся сведениях о наличии правообладателей на испрашиваемый земельный участок.
В случае невозможности предоставления земельного участка Управление в месячный срок выдает заявителю письменный мотивированный отказ.
В соответствии с пунктом 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением Городской Управы города Калуги от 29 июня 2012 года N 220-п, в предоставлении данной услуги может быть отказано, в том числе в случае, если испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Как следует из пункта 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию актов местоположения границ земельных участков, смежных с землями населенных пунктов или землями общего пользования, утвержденного Постановлением Городской Управы города Калуги от 29 июня 2012 года N 234-п, в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случае нарушения прав третьих лиц в результате пересечения границ согласуемого земельного участка с границами смежных земельных участков.
Из дела видно, что Т.И. 07 апреля 2011 года обратился в управление строительства и земельных отношений города Калуги с заявлением о предоставлении земельного участка для огородничества площадью <...> кв. м по адресу: <...>, район д. N "1".
Информация о возможном предоставлении земельного участка была опубликована в газете <...> от 25.05.2011 года N 20 (487) и размещена на официальном сайте.
Т.И. было выдано техническое задание на производство работ по составлению плана расположения земельного участка от 31 мая 2011 года N 400.
06 декабря 2012 года истец обратился с заявлением в управление строительства и земельных отношений города Калуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ориентировочной площадью <...> кв. м для огородничества по адресу: <...>, район д. "1", выполненной ООО <...> 12 ноября 2012 года.
Письмом заместителя Городского Головы - начальника управления строительства и земельных отношений города Калуги от 27 декабря 2012 года N 8790/06-12 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предоставлении данного участка в таких границах, ввиду наложения на земельный участок с кадастровым номером "1", принадлежащий Б.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 30 ноября 2011 года по делу по иску Б. к Т.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и встречному иску Т.И. к Б. о согласовании границы земельного участка, в котором управление строительства и земельных отношений города Калуги участвовало в качестве третьего лица, постановлено: обязать Т.И. перенести забор, теплицу и строение, находящиеся на земельном участке Б. по адресу: <...>, д. "2", за документальные границы его земельного участка, обозначенные на плане красной линией, являющемся неотъемлемой частью решения суда; во встречном иске Т.И. к Б. о согласовании границы земельного участка отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 февраля 2012 года решение Калужского районного суда Калужской области от 30 ноября 2011 года отменено в части удовлетворения исковых требований Б. к Т.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, принято по делу в данной части новое решение, которым Б. в удовлетворении иска отказано.
Согласно кадастровому делу земельный участок площадью <...> с кадастровым номером "1", принадлежащий Б., поставлен на кадастровый учет в установленных границах на основании межевого плана, изготовленного 09 ноября 2011 года.
Как следует из материалов дела и объяснений третьего лица Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, граница принадлежащего ему земельного участка, поставленная на кадастровый учет, фактически проходит по строениям, принадлежащим Т.И., в сносе которых было отказано вышеуказанным судебным постановлением.
Вместе с тем, учитывая положения части 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку Т.И. постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером "1", с которым имеются графические наложения, не оспорена, основания для удовлетворения исковых требований, предъявленных к управлению строительства и земельных отношений г. Калуги, не имеются, поскольку ответчик, отказывая истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, действовал в предусмотренном законом порядке.
Основанных на доказательствах доводов, позволяющих прийти к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и удовлетворении заявленных исковых требований, при установленных по делу обстоятельствах, в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Калужского районного суда Калужского районного суда Калужской области от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1587/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу N 33-1587/2013
Судья Буторова О.В.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Ивашуровой С.В., Силаевой Т.Г.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе Т.И. на решение Калужского районного суда Калужской области от 15 марта 2013 года по делу по иску Т.И. к управлению строительства и земельных отношений г. Калуги о возложении обязанности утвердить план и схему расположения земельного участка и предоставлении земельного участка,
установила:
23 января 2013 года Т.И. обратился в суд с иском к управлению строительства и земельных отношений города Калуги, просил обязать ответчика утвердить план и схему расположения земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, расположенного в районе д. N "1" по ул. <...>, в границах, согласно плану расположения земельного участка, составленному ООО <...> 12.11.2012 года, и обязать предоставить указанный земельный участок.
В обоснование требований указал, что при наличии вступивших в законную силу решения Калужского районного суда Калужской области от 30.11.2011 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16.02.2012 года основания для отказа в утверждении схемы земельного участка по мотиву наложения границ на соседний земельный участок у ответчика не имелось.
Истец в судебное заседание не явился, его представитель П. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика управления строительства и земельных отношений г. Калуги С. иск не признала.
В судебном заседании третье лицо Б. возражал против удовлетворения иска.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 15 марта 2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Т.А. и Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения третьего лица Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее доводы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно пункту 1 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях установления порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, Городская Дума городского округа "Город Калуга" решением от 14.07.2010 г. N 98 утвердила Положение "О порядках предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Калуга".
Согласно пункту 2.2 указанного Положения управление строительства и земельных отношений города Калуги на основании обращения заявителя рассматривает возможность (невозможность) использования испрашиваемого земельного участка под заявленные цели.
Для исключения случаев предоставления земельного участка, несвободного от прав третьих лиц, Управление направляет в управление по работе с населением на территориях запрос об имеющихся сведениях о наличии правообладателей на испрашиваемый земельный участок.
В случае невозможности предоставления земельного участка Управление в месячный срок выдает заявителю письменный мотивированный отказ.
В соответствии с пунктом 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением Городской Управы города Калуги от 29 июня 2012 года N 220-п, в предоставлении данной услуги может быть отказано, в том числе в случае, если испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Как следует из пункта 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию актов местоположения границ земельных участков, смежных с землями населенных пунктов или землями общего пользования, утвержденного Постановлением Городской Управы города Калуги от 29 июня 2012 года N 234-п, в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случае нарушения прав третьих лиц в результате пересечения границ согласуемого земельного участка с границами смежных земельных участков.
Из дела видно, что Т.И. 07 апреля 2011 года обратился в управление строительства и земельных отношений города Калуги с заявлением о предоставлении земельного участка для огородничества площадью <...> кв. м по адресу: <...>, район д. N "1".
Информация о возможном предоставлении земельного участка была опубликована в газете <...> от 25.05.2011 года N 20 (487) и размещена на официальном сайте.
Т.И. было выдано техническое задание на производство работ по составлению плана расположения земельного участка от 31 мая 2011 года N 400.
06 декабря 2012 года истец обратился с заявлением в управление строительства и земельных отношений города Калуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ориентировочной площадью <...> кв. м для огородничества по адресу: <...>, район д. "1", выполненной ООО <...> 12 ноября 2012 года.
Письмом заместителя Городского Головы - начальника управления строительства и земельных отношений города Калуги от 27 декабря 2012 года N 8790/06-12 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предоставлении данного участка в таких границах, ввиду наложения на земельный участок с кадастровым номером "1", принадлежащий Б.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 30 ноября 2011 года по делу по иску Б. к Т.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и встречному иску Т.И. к Б. о согласовании границы земельного участка, в котором управление строительства и земельных отношений города Калуги участвовало в качестве третьего лица, постановлено: обязать Т.И. перенести забор, теплицу и строение, находящиеся на земельном участке Б. по адресу: <...>, д. "2", за документальные границы его земельного участка, обозначенные на плане красной линией, являющемся неотъемлемой частью решения суда; во встречном иске Т.И. к Б. о согласовании границы земельного участка отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 февраля 2012 года решение Калужского районного суда Калужской области от 30 ноября 2011 года отменено в части удовлетворения исковых требований Б. к Т.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, принято по делу в данной части новое решение, которым Б. в удовлетворении иска отказано.
Согласно кадастровому делу земельный участок площадью <...> с кадастровым номером "1", принадлежащий Б., поставлен на кадастровый учет в установленных границах на основании межевого плана, изготовленного 09 ноября 2011 года.
Как следует из материалов дела и объяснений третьего лица Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, граница принадлежащего ему земельного участка, поставленная на кадастровый учет, фактически проходит по строениям, принадлежащим Т.И., в сносе которых было отказано вышеуказанным судебным постановлением.
Вместе с тем, учитывая положения части 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку Т.И. постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером "1", с которым имеются графические наложения, не оспорена, основания для удовлетворения исковых требований, предъявленных к управлению строительства и земельных отношений г. Калуги, не имеются, поскольку ответчик, отказывая истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, действовал в предусмотренном законом порядке.
Основанных на доказательствах доводов, позволяющих прийти к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и удовлетворении заявленных исковых требований, при установленных по делу обстоятельствах, в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужского районного суда Калужской области от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)