Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Осенний бульвар"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013 по делу N А40-25161/2013, принятое судьей И.Н. Уточкиным (92-239),
по заявлению ООО "Осенний бульвар" (ОГРН 1057749265331, 109004, г. Москва, Товарищеский пер., д. 1, стр. 3)
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Юдаева Д.Ю. по дов. от 01.03.2013,
от ответчика: Сергеева О.А. по дов. от 30.10.2012,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "Осенний бульвар" (заявитель, общество) к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Москомархитектуры, выразившегося в невыдаче заявителю градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Осенний бульвар, владение 18.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что Москомархитектура направила проект градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, а также на факт расторжения договора аренды земельного участка от 12.07.2002 N М-07-021341.
Не согласившись с решением суда, ООО "Осенний бульвар" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования общества удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Рассмотрев дело в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, проверив законность и обоснованность решения, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои аргументы и требования, полагает судебный акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Осенний бульвар" владеет земельным участком, кадастровый номер 77:07:0001002:75, площадью 180 кв. м, имеющим адресные ориентиры: г. Москва, Осенний бульвар, вл. 18, предоставленным в пользование на условиях аренды для строительства и последующей эксплуатации торгового павильона-магазина. Участок предоставлен заявителю в долгосрочную аренду, сроком на 15 лет, на основании Договора долгосрочной аренды земельного участка от 12.07.2002 N М-07-021341, заключенного между Московским земельным комитетом и ООО "Фирма МОНОЛИТ" - право предшественник ООО "Осенний бульвар" (л.д. 39-62).
15.11.2012 общество обратилось с исх. N 13/2012 в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы по вопросу оформления градостроительного плана земельного участка.
Письмом от 05.12.2012 N МКА-02-11768/2-1 Москомархитектура сообщила, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (ГЗК) от 30.03.2012 принято решение о прекращении реализации проекта строительства стационарного торгового павильона-магазина по адресу Осенний бульвар, вл. 18. На заседании рабочей группы ГЗК от 06.08.2012 принято решение оставить в силе решение ГЗК о расторжении договора аренды земельного участка (п. 12 протокола ГЗК от 30.03.2012 N 11).
На момент обращения заявителя в арбитражный суд ГПЗУ не выдан, об отказе в предоставлении государственной услуги обществу не сообщено.
ООО "Осенний бульвар" посчитав, что бездействие Москомархитектуры является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Суд исходит из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статей 41, 44 ГрК РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, зарегистрирован в Минюсте России 08.11.2006 N 8456) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.
В соответствии с п. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему ГПЗУ, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи (в том числе публичных слушаний), не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку ГПЗУ и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю ГПЗУ без взимания платы.
Порядок подготовки, получения согласований, регистрации и утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы ГПЗУ определяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков".
Названным постановлением утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных участков" в городе Москве (Административный регламент).
В соответствии с Административным регламентом определен орган исполнительной власти, предоставляющий указанную государственную услугу - Москомархитектура (п. 2.3), определен порядок предоставления государственной услуги Москомархитектурой, в том числе в электронной форме с использованием порталов государственных услуг, информации (сведений, данных) Базового регистра информации города Москвы, установлены последовательность и сроки административных процедур по предоставлению государственной услуги, осуществляемой по запросу физического или юридического лица.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП на Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы возложены функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств на подготовку и оформление материалов по обоснованию градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, ответственным за надлежащее и своевременное предоставление указанной государственной услуги, является Москомархитектура.
Вместе с тем, проект ГПЗУ с приложением всех необходимых для рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы, которая создана в соответствии с постановлением правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка и принимает одно из следующих решений: об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка; о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п. п. 3.6.2, 3.6.3, 3.8, 3.9 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП в случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении градостроительного плана земельного участка Москомархитектура утверждает градостроительный план земельного участка и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
При этом, согласно п. 2.10 Административного регламента, общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе представления государственной услуги и не может превышать 30 дней. Что соответствует требованию нормы п. 17 ст. 46 ГрК РФ.
В данном случае в обоснование своих возражений заинтересованное лицо ссылается на то, что в соответствии с Административным регламентом в процедуре выдачи ГПЗУ участвует Градостроительно-земельная комиссия города Москвы, которая рассматривает проект ГПЗУ.
Вместе с тем ГПЗУ фактически является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, в связи с чем, ссылаться на необходимость наличия решения Градостроительно-земельной комиссии как на документ, которым в сведения о земельном участке могут быть внесены какие-либо иные, отличные от уже имеющихся сведений об участке данные, представляется неправомерным.
В силу п. 2.3 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП именно Москомархитектура является органом, обязанным в установленном порядке в течение 30 дней с даты регистрации заявления выдать ГПЗУ.
При этом какого-либо дополнительного срока, в том числе для принятия Градостроительно-земельной комиссией решения в отношении проекта ГПЗУ, Административным регламентом не установлено.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, обращение заявителя, содержавшее необходимые документы принято уполномоченным государственным органом (отказ в приеме не последовал), предоставление государственной услуги не приостанавливалось.
До настоящего времени ГПЗУ заявителю не выдан.
Представитель Москомархитектуры в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что исх. от 05.12.2012 N МКА-02-11768/2-1 не является отказом в выдаче ГПЗУ.
Таким образом, заинтересованное лицо обязано было выдать ГПЗУ заявителю в установленный срок, что не было сделано, следовательно, Москомархитектурой допущено незаконное бездействие.
При этом, в соответствии с действующим законодательством, а также Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 N 93), выдача ГПЗУ осуществляется как по заявлению физического, юридического лица, так и по решению органа государственной (муниципальной) власти. Внесение информации об аренде земельного участка, наличии либо отсутствии проектов строительства в ГПЗУ не предусмотрено. Следовательно, указанная информация на решение вопроса о выдаче ГПЗУ повлиять не может.
Доказательства обратного заинтересованным лицом вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлены.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не применены и не учтены требования норм п. 17 ст. 46 ГрК РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 N 93), сделан ошибочный вывод об отсутствии бездействия со стороны заинтересованного лица (п. 4 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 270 АПК РФ). В указанной связи решение суда подлежит отмене.
В соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В настоящем случае суд в соответствии с указанной нормой считает необходимым обязать заинтересованное лицо выдать ООО "Осенний бульвар" градостроительный план земельного участка по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, вл. 18 в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013 по делу N А40-25161/2013 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, выразившееся в невыдаче ООО "Осенний бульвар" градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, владение 18.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы выдать ООО "Осенний бульвар" градостроительный план земельного участка по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, владение 18 в течение десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2013 N 09АП-26117/2013 ПО ДЕЛУ N А40-25161/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. N 09АП-26117/2013
Дело N А40-25161/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Осенний бульвар"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013 по делу N А40-25161/2013, принятое судьей И.Н. Уточкиным (92-239),
по заявлению ООО "Осенний бульвар" (ОГРН 1057749265331, 109004, г. Москва, Товарищеский пер., д. 1, стр. 3)
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Юдаева Д.Ю. по дов. от 01.03.2013,
от ответчика: Сергеева О.А. по дов. от 30.10.2012,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "Осенний бульвар" (заявитель, общество) к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Москомархитектуры, выразившегося в невыдаче заявителю градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Осенний бульвар, владение 18.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что Москомархитектура направила проект градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, а также на факт расторжения договора аренды земельного участка от 12.07.2002 N М-07-021341.
Не согласившись с решением суда, ООО "Осенний бульвар" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования общества удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Рассмотрев дело в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, проверив законность и обоснованность решения, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои аргументы и требования, полагает судебный акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Осенний бульвар" владеет земельным участком, кадастровый номер 77:07:0001002:75, площадью 180 кв. м, имеющим адресные ориентиры: г. Москва, Осенний бульвар, вл. 18, предоставленным в пользование на условиях аренды для строительства и последующей эксплуатации торгового павильона-магазина. Участок предоставлен заявителю в долгосрочную аренду, сроком на 15 лет, на основании Договора долгосрочной аренды земельного участка от 12.07.2002 N М-07-021341, заключенного между Московским земельным комитетом и ООО "Фирма МОНОЛИТ" - право предшественник ООО "Осенний бульвар" (л.д. 39-62).
15.11.2012 общество обратилось с исх. N 13/2012 в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы по вопросу оформления градостроительного плана земельного участка.
Письмом от 05.12.2012 N МКА-02-11768/2-1 Москомархитектура сообщила, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (ГЗК) от 30.03.2012 принято решение о прекращении реализации проекта строительства стационарного торгового павильона-магазина по адресу Осенний бульвар, вл. 18. На заседании рабочей группы ГЗК от 06.08.2012 принято решение оставить в силе решение ГЗК о расторжении договора аренды земельного участка (п. 12 протокола ГЗК от 30.03.2012 N 11).
На момент обращения заявителя в арбитражный суд ГПЗУ не выдан, об отказе в предоставлении государственной услуги обществу не сообщено.
ООО "Осенний бульвар" посчитав, что бездействие Москомархитектуры является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Суд исходит из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статей 41, 44 ГрК РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, зарегистрирован в Минюсте России 08.11.2006 N 8456) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.
В соответствии с п. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему ГПЗУ, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи (в том числе публичных слушаний), не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку ГПЗУ и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю ГПЗУ без взимания платы.
Порядок подготовки, получения согласований, регистрации и утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы ГПЗУ определяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков".
Названным постановлением утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных участков" в городе Москве (Административный регламент).
В соответствии с Административным регламентом определен орган исполнительной власти, предоставляющий указанную государственную услугу - Москомархитектура (п. 2.3), определен порядок предоставления государственной услуги Москомархитектурой, в том числе в электронной форме с использованием порталов государственных услуг, информации (сведений, данных) Базового регистра информации города Москвы, установлены последовательность и сроки административных процедур по предоставлению государственной услуги, осуществляемой по запросу физического или юридического лица.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП на Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы возложены функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств на подготовку и оформление материалов по обоснованию градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, ответственным за надлежащее и своевременное предоставление указанной государственной услуги, является Москомархитектура.
Вместе с тем, проект ГПЗУ с приложением всех необходимых для рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы, которая создана в соответствии с постановлением правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка и принимает одно из следующих решений: об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка; о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п. п. 3.6.2, 3.6.3, 3.8, 3.9 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП в случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении градостроительного плана земельного участка Москомархитектура утверждает градостроительный план земельного участка и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
При этом, согласно п. 2.10 Административного регламента, общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе представления государственной услуги и не может превышать 30 дней. Что соответствует требованию нормы п. 17 ст. 46 ГрК РФ.
В данном случае в обоснование своих возражений заинтересованное лицо ссылается на то, что в соответствии с Административным регламентом в процедуре выдачи ГПЗУ участвует Градостроительно-земельная комиссия города Москвы, которая рассматривает проект ГПЗУ.
Вместе с тем ГПЗУ фактически является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, в связи с чем, ссылаться на необходимость наличия решения Градостроительно-земельной комиссии как на документ, которым в сведения о земельном участке могут быть внесены какие-либо иные, отличные от уже имеющихся сведений об участке данные, представляется неправомерным.
В силу п. 2.3 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП именно Москомархитектура является органом, обязанным в установленном порядке в течение 30 дней с даты регистрации заявления выдать ГПЗУ.
При этом какого-либо дополнительного срока, в том числе для принятия Градостроительно-земельной комиссией решения в отношении проекта ГПЗУ, Административным регламентом не установлено.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, обращение заявителя, содержавшее необходимые документы принято уполномоченным государственным органом (отказ в приеме не последовал), предоставление государственной услуги не приостанавливалось.
До настоящего времени ГПЗУ заявителю не выдан.
Представитель Москомархитектуры в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что исх. от 05.12.2012 N МКА-02-11768/2-1 не является отказом в выдаче ГПЗУ.
Таким образом, заинтересованное лицо обязано было выдать ГПЗУ заявителю в установленный срок, что не было сделано, следовательно, Москомархитектурой допущено незаконное бездействие.
При этом, в соответствии с действующим законодательством, а также Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 N 93), выдача ГПЗУ осуществляется как по заявлению физического, юридического лица, так и по решению органа государственной (муниципальной) власти. Внесение информации об аренде земельного участка, наличии либо отсутствии проектов строительства в ГПЗУ не предусмотрено. Следовательно, указанная информация на решение вопроса о выдаче ГПЗУ повлиять не может.
Доказательства обратного заинтересованным лицом вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлены.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не применены и не учтены требования норм п. 17 ст. 46 ГрК РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 N 93), сделан ошибочный вывод об отсутствии бездействия со стороны заинтересованного лица (п. 4 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 270 АПК РФ). В указанной связи решение суда подлежит отмене.
В соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В настоящем случае суд в соответствии с указанной нормой считает необходимым обязать заинтересованное лицо выдать ООО "Осенний бульвар" градостроительный план земельного участка по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, вл. 18 в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013 по делу N А40-25161/2013 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, выразившееся в невыдаче ООО "Осенний бульвар" градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, владение 18.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы выдать ООО "Осенний бульвар" градостроительный план земельного участка по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, владение 18 в течение десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)