Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-3881/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N А55-3881/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 31 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Кленкина Н.В., доверенность от 14.01.2013 г.,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2013 г. по делу N А55-3881/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рось-С" (ИНН 6319126143, ОГРН 1066319094588), г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Рось-С" (далее заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оформленные письмом (исх. N СП-9/627-0-1 от 29.11.2012) о невозможности организации работы по выбору земельного участка площадью 4 935,8 кв. м, расположенного в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе города Самары для строительства коммерческих наземных и подземных гаражей, открытых автостоянок краткосрочного хранения автомобилей, гостиницы, магазина товаров первой необходимости (дело N А55-2881/2013); о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оформленные письмом (исх. N СП-9/695-0-1 от 03.12.2012) о невозможности организации работы по выбору земельного участка площадью 18 685,1 кв. м для строительства ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов, спортивных площадок, создания инфраструктуры для отдыха на природе в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе го. Самары (дело N А55-4133/2013); о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оформленные письмом (исх. N СП-9/696-0-1 от 03.12.2012) о невозможности организации работы по выбору земельного участка площадью 12 923,8 кв. м, расположенного в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе города Самары для строительства клуба (залов встречи и собраний) многоцелевого назначения, банно-оздоровительного комплекса с благоустройством прилегающей территории (дело N А55-4135/2013), а также о признании незаконными действий министерства строительства Самарской области, оформленные письмами (исх. N 3/8827 от 21,12,2012, N 3/955 от 14.02.2013) о принятии решения об отказе в осуществлении процедуры по предоставлению земельных участков площадью 4 935,8 кв. м, 12 923.8 кв. м, 18 685,1 кв. м в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной. Шушенской в Октябрьском районе г. Самары.
Определением от 09 апреля 2013 года по делу N А55-3881/2013 вышеназванные дела объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2013 г. по делу N А55-3881/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе второй ответчик просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительных орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из материалов делу усматривается, что 16.02.2012 г. ООО "Рось-С" обратилось в Министерство строительства и ЖКХ Самарской области правопреемником которого является Министерство строительства Самарской области с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов в отношении земельных участков в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе г. Самары; площадью 4 935,8 кв. м для строительства коммерческих наземных и подземных гаражей, открытых автостоянок краткосрочного хранения автомобилей, гостиницы, магазина товаров первой необходимости; площадью 18 685,1 кв. м для строительства ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов, спортивных площадок, создания инфраструктуры для отдыха на природе; площадью 12 923,8 кв. м, для строительства клуба (залов встречи и собраний) многоцелевого назначения, банно-оздоровительного комплекса с благоустройством прилегающей территории.
На основании п. 3.4 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее по тексту - Регламент), министерство направило заявления ООО "Рось-С" в адрес департамента строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по выбору земельных участков и утверждению схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", п. 3.8 Регламента).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3.9 Регламента).
Письмами N СП-9/627-0-1 от 29.11.2012 г., N СП-9/695-0-1 от 03.12.2012 г., СП-9/696-0-1 от 03.12.2012 г. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по выбору испрашиваемых заявителем земельных участков. Отказы мотивированы тем, что испрашиваемые участки входят в состав территорий необходимых для строительства накопительного резервуара насосной станции и очистных сооружений поверхностных вод, заказчиком по которому выступает Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, правопреемником которого является Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара.
Письмом N 3/8827 от 21.12.2012 г. министерство строительства Самарской области сообщило ООО "Рось-С" о принятии решения об отказе в дальнейшем осуществлении процедуры по предоставлению испрашиваемых заявителем земельных участков со ссылкой на вышеназванные отказы департамента.
Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, доказательств того, что испрашиваемые заявителем земельные участки входят в состав территорий необходимых для строительства накопительного резервуара насосной станции и очистных сооружений поверхностных вод в материалы дела ответчиками не представлено.
Более того, представитель департамента пояснил суду, что указанная информация была направлена в адрес министерства ошибочно, о чем департамент проинформировал министерство письмами N СП-9/627-0-2, СП-9/696-0-2, СП-9/965-0-2 от 04.02.2013 г., однако Министерство письмом N 3-955 от 14.02.2013 г. уведомило ООО "Рось-С", что Регламентом не предусмотрено повторное рассмотрение заявления, в отношении которого принято решение об отказе, работа по его заявлению не может быть продолжена.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые действия департамента и министерства противоречат статьям 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы ООО "Рось-С" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания их незаконными и возложения на ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
ООО "Рось-С" просит обязать ответчиков возобновить осуществление процедуры выбора испрашиваемых земельных участков. Данный способ устранения допущенных нарушений не противоречит действующему законодательству.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2013 г. по делу N А55-3881/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
Е.М.РОГАЛЕВОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)