Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Вирт О.И., доверенность от 20.12.2012 г. N 518,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - Кирюшенков А.В., копия паспорта имеется в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2012 года по делу N А55-22571/2012 (судья Стенина А.В.)
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
Кирюшенков Анатолий Васильевич, г. Самара,
о признании незаконными действий, об обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, занимаемого временным металлическим гаражом, согласно заключению от 12.04.2012 г. N СП-2/650-0-1; об обязании Департамента утвердить схему расположения земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, занимаемого временным металлическим гаражом, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением суда первой инстанции от 25 октября 2012 года требования Министерства удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представитель заявителя и Кирюшенков А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя и третье лицо, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
24.11.2012 г. Кирюшенков А.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, цель использования - занимаемый временным металлическим гаражом (л.д. 9).
Министерством в адрес Департамента было направлено обращение от 22.02.2012 г. N 12-1/3451/11-а об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 10).
В ответ на вышеуказанное обращение Министерства из Департамента поступило заключение от 12.04.2012 г. N СП-2/-650-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Кирюшенковым А.В. земельного участка, в связи с тем, что установка временного гаража не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, и соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в данной зоне, которые могут использоваться только при наличии основных (л.д. 11).
Посчитав действия по заключению Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6. Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары от 25.06.2004 г. N 915 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Кирюшенковым А.В. был подписан договор аренды от 29.07.2004 г. N 015690з земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, на неопределенный срок, для цели использования - под установку временного металлического гаража.
Часть 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем гаража опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Департаментом, в нарушение требований ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента в утверждении схемы, содержащийся в заключении от 12.04.2012 г. N СП-2/-650-0-1, противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал оспариваемые действия Департамента незаконными.
Доводы, приведенные Департаментом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2012 года по делу N А55-22571/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-22571/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу N А55-22571/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Вирт О.И., доверенность от 20.12.2012 г. N 518,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - Кирюшенков А.В., копия паспорта имеется в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2012 года по делу N А55-22571/2012 (судья Стенина А.В.)
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
Кирюшенков Анатолий Васильевич, г. Самара,
о признании незаконными действий, об обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, занимаемого временным металлическим гаражом, согласно заключению от 12.04.2012 г. N СП-2/650-0-1; об обязании Департамента утвердить схему расположения земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, занимаемого временным металлическим гаражом, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением суда первой инстанции от 25 октября 2012 года требования Министерства удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представитель заявителя и Кирюшенков А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя и третье лицо, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
24.11.2012 г. Кирюшенков А.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, цель использования - занимаемый временным металлическим гаражом (л.д. 9).
Министерством в адрес Департамента было направлено обращение от 22.02.2012 г. N 12-1/3451/11-а об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 10).
В ответ на вышеуказанное обращение Министерства из Департамента поступило заключение от 12.04.2012 г. N СП-2/-650-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Кирюшенковым А.В. земельного участка, в связи с тем, что установка временного гаража не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, и соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в данной зоне, которые могут использоваться только при наличии основных (л.д. 11).
Посчитав действия по заключению Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6. Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары от 25.06.2004 г. N 915 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Кирюшенковым А.В. был подписан договор аренды от 29.07.2004 г. N 015690з земельного участка площадью 16,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 186, на неопределенный срок, для цели использования - под установку временного металлического гаража.
Часть 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем гаража опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Департаментом, в нарушение требований ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента в утверждении схемы, содержащийся в заключении от 12.04.2012 г. N СП-2/-650-0-1, противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал оспариваемые действия Департамента незаконными.
Доводы, приведенные Департаментом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2012 года по делу N А55-22571/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)