Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чевтайкиной Н.А. по доверенности от 23.12.2010 (до 15.12.2013),
от заинтересованных лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 21.12.2012 по делу N А27-16387/2012 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935)
к Администрации Кемеровского муниципального района (ОГРН 1024202052049, ИНН 4234002138), Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (ИНН 4205153887, ОГРН 1084205006951)
о признании недействительными постановлений,
установил:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее по тексту - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании недействительными постановлений Администрации Кемеровского муниципального района (далее по тексту - Администрация, апеллянт) от 29.06.2012 N 1597-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в размере 5 993 339, 90 рублей, от 29.06.2012 N 1598-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31 в размере 9 637 988, 80 рублей; об обязании Администрации устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решений о продаже Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:30 и 42:04:0206002:31 по цене 676 297, 40 рублей и 1087 565 рублей соответственно; обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (далее по тексту - Комитет) направить проекты договоров купли-продажи в адрес Общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 по цене 676 297, 40 рублей, земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31 по цене 1 087 565 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.12.2012 заявление ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" удовлетворено частично. Признаны недействительными постановления Администрации от 29.06.2012 N 1597-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в размере, превышающем 676 297, 40 рублей, от 29.06.2012 N 1598-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31 в размере, превышающем 1 087 565 рублей. Суд обязал Комитет направить в адрес Общества проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:30 и 42:04:0206002:31 на условиях выкупной цены в размере 676 297, 40 рублей и 1 087 565 рублей соответственно. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что порядок установления выкупной стоимости земельных участков Администрацией соблюден.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Комитетом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители апеллянта и Комитета в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации и Комитета.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из текста апелляционной жалобы, Администрация не согласна с выводами суда первой инстанции лишь в части определения выкупной цены земельных участков, в связи с чем, поскольку от лиц, участвующих в деле, не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При исследовании материалов дела установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2012 по делу N А27-9925/2011 удовлетворены требования ОАО "УК "Кузбассразрезуголь": признан незаконным отказ Администрации в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:30 и 42:04:0206002:31, изложенный в письме главы района от 04.05.2011 N 3371. Администрация и Комитет обязывались устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в виде принятия решения о предоставлении Обществу на праве собственности указанных земельных участков и направлении ему проекта договора купли-продажи указанных земельных участков в десятидневный срок со дня принятия судебного акта.
Во исполнение решения суда Администрация письмом от 09.07.2012 N 2212 направила в адрес Общества постановления от 29.06.2012 N 1597-п и N 1598-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Постановлением Администрации от 29.06.2012 N 1597-п Обществу предоставлен в собственность за плату по цене 5 993 339, 90 рублей земельный участок с кадастровым номером 42:04:0206002:30, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, ОАО "Разрез Кедровский", для размещения обогатительной установки.
Постановлением Администрации от 29.06.2012 N 1598-п Обществу предоставлен в собственность за плату по цене 9 637 988, 80 рублей земельный участок с кадастровым номером 42:04:0206002:31, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, ОАО "Разрез Кедровский", для размещения обогатительной установки.
На основании указанных постановлений в адрес Общества направлены проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене, указанной в оспариваемых постановлениях Администрации.
Ссылаясь на то, что установленная Администрацией в постановлениях от 29.06.2012 выкупная цена является завышенной, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительными постановления Администрации в части расчета выкупной цены земельных участков, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Возникший между сторонами спор сводится к определению того, какая кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для расчета выкупной цены, а именно, кадастровая стоимость земельного участка, действовавшая на момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельного участка, или кадастровая стоимость, существовавшая на момент направления ответчиком заявителю проекта договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, что обусловлено необходимостью обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи при неправомерном отказе муниципального органа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 31.01.2002 N 5-ОЗ (в редакции от 31.01.2012) "Об установлении цены при продаже земельных участков" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене: в городах Кемерово и Новокузнецке - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в пределах иных населенных пунктов, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, Общество 19.11.2010 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в собственность.
Из материалов дела следует, что на момент подачи Обществом заявления о выкупе спорных земельных участков кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 составляла 4 508 648, 96 рублей, с кадастровым номером 42:04:0206002:31-7 250 432, 79 рублей.
Земельные участки были отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Из ответа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области от 15.08.2012 следует, что 13.03.2012 в орган кадастрового учета поступило заявление Администрации об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в связи с изменением категории земельного участка.
К заявлению было приложено решение Кемеровского районного Совета народных депутатов третьего созыва от 30.11.2011 N 558 "О внесении изменений в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 N 183 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Кемеровский район". Согласно пункту 3 названного решения земельный участок в кадастровым номером 42:04:0206002:30 включен в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района.
На основании указанного решения от 30.11.2011 N 558 также была изменена категория земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31.
С учетом изменения категории спорных земельных участков с "земли промышленности,..." на "земли населенных пунктов", 15.03.2012 утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в размере 39 955 599, 36 рублей и с кадастровым номером 42:04:0206002:31 в размере 64 253 258, 64 рублей.
Изменение категории земель и кадастровой стоимости спорных земельных участков подтверждается кадастровыми выписками о земельном участке от 19.03.2012.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выкупная цена спорных земельных участков должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, действовавшей при обращении Общества с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в собственность (19.11.2010), так как согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а у уполномоченного государственного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
Расчет выкупной стоимости, произведенный Администрацией исходя из кадастровой стоимости земельных участков, действовавшей на момент заключения договоров купли-продажи от 03.07.2012, неправомерен, поскольку решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2012 по делу N А27-9925/2011 установлен факт необоснованного отказа Администрации в выкупе земельных участков.
Общество не должно нести негативные последствия возрастания выкупной цены, вызванные недобросовестностью Администрации, незаконно отказавшей в выкупе земельных участков по цене, действовавшей на день подачи заявления.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков произошло значительно позже подачи Обществом заявления на выкуп земельных участков, цена земельных участков должна быть определена сторонами на момент обращения Общества к Администрации.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.12.2012 по делу N А27-16387/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2013 ПО ДЕЛУ N А27-16387/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. по делу N А27-16387/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чевтайкиной Н.А. по доверенности от 23.12.2010 (до 15.12.2013),
от заинтересованных лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 21.12.2012 по делу N А27-16387/2012 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935)
к Администрации Кемеровского муниципального района (ОГРН 1024202052049, ИНН 4234002138), Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (ИНН 4205153887, ОГРН 1084205006951)
о признании недействительными постановлений,
установил:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее по тексту - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании недействительными постановлений Администрации Кемеровского муниципального района (далее по тексту - Администрация, апеллянт) от 29.06.2012 N 1597-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в размере 5 993 339, 90 рублей, от 29.06.2012 N 1598-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31 в размере 9 637 988, 80 рублей; об обязании Администрации устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решений о продаже Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:30 и 42:04:0206002:31 по цене 676 297, 40 рублей и 1087 565 рублей соответственно; обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (далее по тексту - Комитет) направить проекты договоров купли-продажи в адрес Общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 по цене 676 297, 40 рублей, земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31 по цене 1 087 565 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.12.2012 заявление ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" удовлетворено частично. Признаны недействительными постановления Администрации от 29.06.2012 N 1597-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в размере, превышающем 676 297, 40 рублей, от 29.06.2012 N 1598-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в части установления цены земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31 в размере, превышающем 1 087 565 рублей. Суд обязал Комитет направить в адрес Общества проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:30 и 42:04:0206002:31 на условиях выкупной цены в размере 676 297, 40 рублей и 1 087 565 рублей соответственно. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что порядок установления выкупной стоимости земельных участков Администрацией соблюден.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Комитетом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители апеллянта и Комитета в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации и Комитета.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из текста апелляционной жалобы, Администрация не согласна с выводами суда первой инстанции лишь в части определения выкупной цены земельных участков, в связи с чем, поскольку от лиц, участвующих в деле, не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При исследовании материалов дела установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2012 по делу N А27-9925/2011 удовлетворены требования ОАО "УК "Кузбассразрезуголь": признан незаконным отказ Администрации в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0206002:30 и 42:04:0206002:31, изложенный в письме главы района от 04.05.2011 N 3371. Администрация и Комитет обязывались устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в виде принятия решения о предоставлении Обществу на праве собственности указанных земельных участков и направлении ему проекта договора купли-продажи указанных земельных участков в десятидневный срок со дня принятия судебного акта.
Во исполнение решения суда Администрация письмом от 09.07.2012 N 2212 направила в адрес Общества постановления от 29.06.2012 N 1597-п и N 1598-п "О продаже земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Постановлением Администрации от 29.06.2012 N 1597-п Обществу предоставлен в собственность за плату по цене 5 993 339, 90 рублей земельный участок с кадастровым номером 42:04:0206002:30, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, ОАО "Разрез Кедровский", для размещения обогатительной установки.
Постановлением Администрации от 29.06.2012 N 1598-п Обществу предоставлен в собственность за плату по цене 9 637 988, 80 рублей земельный участок с кадастровым номером 42:04:0206002:31, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, ОАО "Разрез Кедровский", для размещения обогатительной установки.
На основании указанных постановлений в адрес Общества направлены проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене, указанной в оспариваемых постановлениях Администрации.
Ссылаясь на то, что установленная Администрацией в постановлениях от 29.06.2012 выкупная цена является завышенной, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительными постановления Администрации в части расчета выкупной цены земельных участков, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Возникший между сторонами спор сводится к определению того, какая кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для расчета выкупной цены, а именно, кадастровая стоимость земельного участка, действовавшая на момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельного участка, или кадастровая стоимость, существовавшая на момент направления ответчиком заявителю проекта договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, что обусловлено необходимостью обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи при неправомерном отказе муниципального органа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 31.01.2002 N 5-ОЗ (в редакции от 31.01.2012) "Об установлении цены при продаже земельных участков" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене: в городах Кемерово и Новокузнецке - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в пределах иных населенных пунктов, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, Общество 19.11.2010 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в собственность.
Из материалов дела следует, что на момент подачи Обществом заявления о выкупе спорных земельных участков кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 составляла 4 508 648, 96 рублей, с кадастровым номером 42:04:0206002:31-7 250 432, 79 рублей.
Земельные участки были отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Из ответа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области от 15.08.2012 следует, что 13.03.2012 в орган кадастрового учета поступило заявление Администрации об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в связи с изменением категории земельного участка.
К заявлению было приложено решение Кемеровского районного Совета народных депутатов третьего созыва от 30.11.2011 N 558 "О внесении изменений в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.04.2008 N 183 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Кемеровский район". Согласно пункту 3 названного решения земельный участок в кадастровым номером 42:04:0206002:30 включен в границы населенного пункта д. Новая Балахонка Кемеровского муниципального района.
На основании указанного решения от 30.11.2011 N 558 также была изменена категория земельного участка с кадастровым номером 42:04:0206002:31.
С учетом изменения категории спорных земельных участков с "земли промышленности,..." на "земли населенных пунктов", 15.03.2012 утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:04:0206002:30 в размере 39 955 599, 36 рублей и с кадастровым номером 42:04:0206002:31 в размере 64 253 258, 64 рублей.
Изменение категории земель и кадастровой стоимости спорных земельных участков подтверждается кадастровыми выписками о земельном участке от 19.03.2012.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выкупная цена спорных земельных участков должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, действовавшей при обращении Общества с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в собственность (19.11.2010), так как согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а у уполномоченного государственного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
Расчет выкупной стоимости, произведенный Администрацией исходя из кадастровой стоимости земельных участков, действовавшей на момент заключения договоров купли-продажи от 03.07.2012, неправомерен, поскольку решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2012 по делу N А27-9925/2011 установлен факт необоснованного отказа Администрации в выкупе земельных участков.
Общество не должно нести негативные последствия возрастания выкупной цены, вызванные недобросовестностью Администрации, незаконно отказавшей в выкупе земельных участков по цене, действовавшей на день подачи заявления.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков произошло значительно позже подачи Обществом заявления на выкуп земельных участков, цена земельных участков должна быть определена сторонами на момент обращения Общества к Администрации.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.12.2012 по делу N А27-16387/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)