Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2013 N 18АП-7661/2013 ПО ДЕЛУ N А07-5265/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. N 18АП-7661/2013

Дело N А07-5265/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя Прокурора Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.06.2013 по делу N А07-5265/2013 (судья Харисов А.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
- Прокуратуры - Москвитин Н.Н. (письмо от 26.07.2013 N 38-4/69-2013, служебное удостоверение);
- Дачного некоммерческого товарищества "Сосновый бор" - Альмухаметов Р.Г. (доверенность от 05.04.2013 б/н).
Заместитель Прокурора Республики Башкортостан (далее - Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик), Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - КУМС, ответчик), Дачному некоммерческому товариществу "Сосновый Бор" (далее - ДНТ "Сосновый Бор") о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 18.05.2012 N 208-12-26-зем, заключенного между ДНТ "Сосновый Бор" и КУМС муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан; а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ДНТ "Сосновый бор" передать Администрации полученный по договору аренды от 18.05.2012 N 208-12-26-зем земельный участок с кадастровым номером 02:26:161701:1593, площадью 500000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, сельское поселение Акбердинский сельсовет, вблизи д. Блохино.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.06.2013 (резолютивная часть объявлена 03.06.2013) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Прокурор (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает на необоснованное применение положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие требований о недействительности ненормативного правового акта, на основании которого произведено предоставление земельного участка в аренду - постановления Администрации от 18.05.2012 N 05-1517. При этом, оценка постановлению должна быть дана судом в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, вне зависимости от заявленных требований.
Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о соблюдении положений статей 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) при предоставлении земельного участка в аренду. Ссылается на отсутствие обращения заинтересованных в предоставлении дачного земельного участка граждан в орган местного самоуправления по месту жительства, отсутствие списка нуждающихся и формирования персонального состава членов товарищества, что имеет существенное значение для определения площади предоставленного в аренду земельного участка (50 га), а также отсутствие доказательств включения земельного участка в фонд перераспределения земель.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков Администрации, КУМС не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инициативной группой ДНТ "Сосновый Бор" в составе двух человек 16.01.2012 на имя главы сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан направлено обращение о рассмотрении возможности выделения земельного участка под создание дачного некоммерческого товарищества вблизи деревни Блохино Иглинского района (л. д. 58). В числе приложений к обращению представлен протокол общего собрания нуждающихся в земельных участках для ведения дачной и садоводческой деятельности граждан, со списком лиц от 16.01.2012 (л. д. 59-66).
Решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 02.02.2012 одобрено выделение земельного участка под создание дачного некоммерческого товарищества площадью 50 га вблизи деревни Блохино (л. д. 67).
26.01.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:26:161701:1593, площадью 500 000 кв. м, вблизи деревни Блохино Иглинского района, сельсовет Акбердинский (кадастровый паспорт на л.д. 22). Указанный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование - под дачное хозяйство.
04.02.2012 инициативной группой ДНТ "Сосновый бор" в составе двух человек на имя главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан направлено заявление о выделении земельного участка площадью 50 га (л. д. 18).
28.04.2012 общим учредительным собранием членов ДНТ "Сосновый Бор" в составе трех человек было принято решение о создании дачного некоммерческого товарищества и утверждены его учредительные документы (л. д. 69).
В соответствии с пунктом 1.1. устава ДНТ "Сосновый Бор" (л. д. 12-48) товарищество создано по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью обустройства своих земельных участков путем добровольного объединения его членами целевых и иных взносов. В пункте 4.5 устава предусмотрено, что членами товарищества могут быть граждане, имеющие земельные участки в границах товарищества; вопрос о принятии в члены товарищества решается общим собранием.
Государственная регистрация ДНТ "Сосновый Бор" в качестве юридического лица произведена 12.05.2012 (сведения из Единого государственного реестра юридических лиц на л.д. 32).
Постановлением главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N 05-1517 от 18.05.2012 года, на основании статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 14 Федеральный закон N 66-ФЗ ДНТ "Сосновый Бор" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 500 000 кв. м с кадастровым номером 02:26:161701:1593 (л. д. 10).
На основании указанного постановления между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и ДНТ "Сосновый Бор" заключен договор аренды земельного участка от 18.05.2012 N 208-12-26-зем с кадастровым номером 02:26:161701:1593, площадью 500 000 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, сельское поселение Акбердинский сельсовет, вблизи д. Блохино (л. д. 11-14).
Государственная регистрация договора произведена 09.08.2012, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись за номером 02-04-23/021/2012-40 (л. д. 20).
Протоколом собрания ДНТ "Сосновый Бор" N 2 утвержден разбивочный план межевания территории товарищества (л. д. 94, 95). Тем же протоколом определен размер вступительного взноса участника ДНТ "Сосновый Бор" в размере 200 000 руб.
Как видно из протоколов собрания ДНТ "Сосновый Бор" NN 3, 4, 6 и 7 в члены ДНТ "Сосновый бор" приняты 70 человек (л. д. 96-101).
Ссылаясь на нарушение порядка предоставления земельного участка дачному товариществу, предусмотренного статьями 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями. В обоснование права на обращение с иском об оспаривании сделки, совершенной с участием органа местного самоуправления приведены доводы о нарушении интересов публичного правового образования - муниципальный район Иглинский район Республики Башкортостан.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у органов местного самоуправления муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан полномочий на распоряжение земельным участком, не изъятым из оборота. С учетом предоставленных ДНТ "Сосновый бор" сведений о наличии 175 граждан, нуждающихся в выделении земельного участка, принятии в члены кооператива 70 человек, внесения ими вступительных взносов, использованных для благоустройства земельного участка, суд указал на недопустимость нарушения прав ДНТ "Сосновый бор" в случае удовлетворения иска. Кроме того, судом учтено отсутствие нормативно установленных предельных размеров предоставляемых в аренду земельных участков.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, а также применении последствий недействительности таких сделок.
Согласно пунктам 9 и 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск; предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Как следует из материалов дела, исковое заявление подано прокурором в арбитражный суд в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в интересах муниципального образования Иглинский район Республики Башкортостан (л. д. 8).
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего кодекса могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для целей ведения дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 66-ФЗ.
Согласно статье 13 Закона N 66-ФЗ, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
Названное влечет включение в предмет доказывания по настоящему делу вопроса о соответствии порядка предоставления испрашиваемого земельного участка требованиям Закона N 66-ФЗ.
По смыслу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Материалы настоящего дела не содержат и доказательств включения предоставленного ДНТ "Сосновый Бор" земельного участка в фонд перераспределения земель. Доказательства определения варианта предоставления земельных участков, с учетом схемы предварительно проведенного зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, что предполагают нормы главы III Федерального закона N 66-ФЗ, также отсутствуют.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрена регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков органами местного самоуправления по месту жительства граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка органом местного самоуправления, а также утверждение им списка. Пунктом 1 статьи 14 названного закона определено, что ходатайство о предоставлении земельного участка в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, подается органом местного самоуправления по месту жительства заявителей.
В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено сведений об учете учредивших дачное товарищество граждан (проживающих по пояснениям сторон в г. Уфе), а также граждан перечисленных в представленном товариществом списке граждан, изъявивших желание на получение земельных участков, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков Администрацией городского округа город Уфа. По сообщениям КУМС и Акбердинского сельсовета списки граждан в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков отсутствуют (л. д. 25, 26).
Вывод суда первой инстанции о предоставлении ДНТ "Сосновый Бор" протокола общего собрания нуждающихся в земельных участках для ведения дачной и садоводческой деятельности граждан со списком лиц от 16.01.2012, а также последующее принятие 70 членов товарищества не свидетельствуют о соблюдении положений пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ. Указанные документы не являются тождественными списку нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, который ведется и утверждается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5.4 постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.01.2009 N 110 "Об утверждении Временного положения о застройке и содержании садовых (дачных) и огороднических земельных участков в коллективных садах, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществляется Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании даты регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Положения об очередности предоставления земельных участков и учете льготных категорий исключают достаточность для решения вопроса о предоставлении земельных участков одного лишь желания граждан и составления списка таких граждан ДНТ "Сосновый Бор".
Кроме того, законом не предусмотрено обращение по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого участка инициативной группой граждан. Такие действия в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ должны совершаться органом местного самоуправления по месту жительства граждан, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан.
Названное позволяет сделать вывод о решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по заявлению ненадлежащего лица.
Следует отметить, что утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огороднического или дачного земельного участка, кроме соблюдения принципа очередности, имеет существенное значение для определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках и осуществления расчета площади земельного участка, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимого размещения имущества общего пользования.
Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок определения нормы предоставления земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения, в частности, дачного строительства.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (пунктом 4 той же статьи).
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. Предусмотренная законом возможность последующего приобретения земельного участка в собственность членами дачного некоммерческого объединения исключает обоснованность доводов ответчиков об отсутствии необходимости соблюдения норм о максимальных размеров дачных участков. При этом, именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
Между тем, заявление о предоставлении ДНТ "Сосновый Бор" земельного участка не содержит сведений обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка. Фактическое предоставление земельного участка площадью 50 000 кв. м в аренду произведено товариществу, членами которого на момент предоставления земельного участка (до 01.08.2012) являлись три человека, решения которых в соответствии с уставом товарищества определяли прием в члены кооператива иных членов и предоставление им земельных участков. Указанное противоречит предусмотренному пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ определению персонального состава членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения органом местного самоуправления.
Поскольку сам по себе факт обращения за предоставлением земельного участка для ведения дачного хозяйства и регистрации ДНП "Сосновый Бор" в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности по предоставлению земельного участка, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что действия органа местного самоуправления муниципального района Иглинский район по предоставлению земельного участка ДНТ "Сосновый Бор", произведены с учетом требования Федерального закона N 66-ФЗ. Названное исключает наличие правовых последствий постановления главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18.05.2012 N 05-1517 и влечет признание договора аренды земельного участка от 18.05.2012 N 208-12-26 зем несоответствующим требованиям статей 29, 33, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 14 Федерального закона N 66-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Приведенные выше обстоятельства и выводы свидетельствуют о недействительности заключенного между ответчиками договора аренды земельного участка. Поэтому заявленные истцом требования о применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка Администрации также являются обоснованными.
Учитывая, что на основании оспоренного договора земельный участок находится в пользовании ДНТ "Сосновый Бор", о чем свидетельствует акт передачи земельного участка от и акт выезда от 23.05.2013 (л. д. 15, 140) товариществу надлежит передать Администрации земельный участок с кадастровым номером 02:26:161701:1593, площадью 500 000 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, сельское поселение Акбердинский сельсовет, вблизи д. Блохино.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученными лишь в части, превышающей размеры причитающегося собственнику имущества возмещения. Учитывая фактическое предоставление земельного участка в аренду и его использование ДНТ "Сосновый Бор", в отсутствие доказательств уплаты арендных платежей того, что предусмотренная договором арендная плата за превысила размер причитающегося возмещения, денежные средства, перечисленные (подлежащие перечислению) во исполнение спорного договора аренды, являются фактической платой за пользование земельным участком и возврату в качестве применения последствий недействительности договора не подлежат.
В отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о фактическом внесении 70 членами дачного кооператива вступительного взноса в размере 200 000 рублей, доказательств осуществления межевания территории товарищества и реальной передачи членам товарищества земельных участков и осуществления государственной регистрации прав на них, вывод суда первой инстанции о реальном нарушении прав членов ДНТ "Сосновый Бор" удовлетворением исковых требований следует признать необоснованным.
Также не может исключать удовлетворение иска о недействительности договора аренды отсутствие в нем положений о возврате земельного участка до окончания срока его действия. В силу пунктов 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом приведенных выше обстоятельств, заявленные истцом требования следует удовлетворить. Принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции (в размере 4 000 и 2 000 рублей соответственно) распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с освобождением Прокурора от уплаты государственной пошлины, ее взыскание следует произвести в доход федерального бюджета с ответчиков в равных долях (статья 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку Администрация и КУМС освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины с указанных лиц не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.06.2013 по делу N А07-5265/2013 отменить.
Исковые требования Заместителя Прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 18.05.2012 N 208-12-26-зем, заключенный между Дачным некоммерческим товариществом "Сосновый Бор" и Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан. Обязать Дачное некоммерческое товарищество "Сосновый Бор" передать Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан земельный участок с кадастровым номером 02:26:161701:1593, площадью 500000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, сельское поселение Акбердинский сельсовет, вблизи д. Блохино.
Взыскать с Дачного некоммерческого товарищества "Сосновый Бор" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)