Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А32-20539/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А32-20539/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Назаренко И.П., в отсутствие заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-20539/2012, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - служба государственной регистрации) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:645, 23:49:0109029:92, 23:49:0000000:647, 23:49:0123007:73, 23:49:0110005:36, 23:49:0117005:84, 23:49:0109016:48, 23:49:0111001:170, 23:49:0125015:45, расположенные в Лазаревском районе г. Сочи, а также о возложении на заинтересованное лицо обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013, в удовлетворении заявления отказано. Суды установили, что в отношении двух земельных участков (кадастровые номера 23:49:0000000:645 и 23:49:0111001:170) государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена во внесудебном порядке. Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0109029:92, 23:49:0000000:647, 23:49:0233007:73, 23:49:0110005:36, 23:49:0117005:84, 23:49:0109016:48, 23:49:0125015:45 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что исключает возможность осуществления государственной регистрации прав на них.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление. Заявитель указывает, что спорные земельные участки, находящиеся в пределах береговой полосы Черного моря, в силу закона относятся к федеральной собственности. Данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии отказа заинтересованного лица требованиям действующего законодательства.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие (часть 3 статьи 156, часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление надлежит оставить без изменения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 17 Закона о государственной регистрации определяет, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Согласно статье 30.1 данного Закона государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
На государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, либо имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Из текста оспариваемого отказа от 20.04.2012 следует, что в государственной регистрации отказано в связи с наличием у регистратора сведений о включении заявленных объектов в реестр муниципальной собственности города-курорта Сочи (т. 1, л.д. 10-12).
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности и законного владения (абзац 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Доказательства государственной регистрации в ЕГРП права муниципальной собственности на спорные земельные участки в деле отсутствуют. С учетом изложенного отказ в государственной регистрации по приведенным в нем мотивам не соответствует правилам пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
В то же время данное обстоятельство не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявления управления.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 129, пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок является объектом гражданских и земельных правоотношений.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В данном случае суды установили, что сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0109029:92, 23:49:0000000:647, 23:49:0233007:73, 23:49:0110005:36, 23:49:0117005:84, 23:49:0109016:48, 23:49:0125015:45 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Изложенное подтверждается информацией, содержащейся в публичной кадастровой карте Росреестра.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации прав на спорные участки в силу пункта 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении двух земельных участков (кадастровые номера 23:49:0000000:645 и 23:49:0111001:170) произведена во внесудебном порядке.
Поскольку избранный управлением способ защиты не приведет к восстановлению нарушенного права, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А32-20539/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.П.НАЗАРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)