Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8936/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N 33-8936/2013


Судья - Василенко Н.С.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании незаконным постановления администрации городского округа г. Волжский об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте)
по апелляционной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 20 июня 2013 года, которым постановлено:
Требования Н. удовлетворить.
Признать постановление администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области N 1691 от 11 марта 2013 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), расположенного по адресу: <адрес>" незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Волжский Волгоградской области устранить допущенные нарушения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления администрации городского округа г. Волжский об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте). В обоснование заявления указал, что является ветераном боевых действий, решением Волжского городского суда Волгоградской области от 3 октября 2012 года на администрацию городского округа г. Волжский возложена обязанность предоставить ему земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа г. Волжский Волгоградской области. Во исполнение данного решения администрацией городского округа г. Волжский 11 марта 2013 года вынесено постановление N 1691 которым постановлено: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) площадью 790 кв. м, находящегося в границах городского округа - г. Волжский Волгоградской области, расположенного по адресу <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; Н. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Полагает данное постановление незаконно и необоснованно. Постановлением Правительства Волгоградской области от 12 февраля 2013 года N 59п утвержден Порядок предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно. Однако администрацией городского округа г. Волжский вынесено постановление, которым на него незаконно возложена обязанность обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка. Приложение к постановлению администрации городского округа г. Волжский от 11 марта 2013 года N 1691 содержит лишь указание на кадастровый квартал, а не на кадастровый номер предоставляемого земельного участка. Кроме того, в нарушение установленного Порядка заявителю не был предложен выбор земельного участка, и также не выражал согласие на представление предложенного земельного участка.
Просил постановление администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области N 1691 от 11 марта 2013 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), расположенного по адресу: <адрес> признать незаконным, обязать администрацию городского округа г. Волжский устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, в соответствии с которым в удовлетворении заявления Н. - отказать.
В обоснование жалобы указала на нарушение судом норм материального права.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения жалобы извещены, в связи с чем, обусловленные положениями ст. 327 ГПК РФ препятствия для рассмотрения дела в апелляционной инстанции, отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации не вправе вторгаться в сферу ведения Российской Федерации, но по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, он может самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях не урегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений; при этом, должны быть соблюдены конституционные требования о не противоречии законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Объектами земельных отношений, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, являются земельные участки.
Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Возможность и общие условия процедуры приобретения земельных участков без торгов установлены ст. 34 Земельного кодекса РФ.
На основании ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Тем не менее, подпунктом 5.2 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области N 59-п от 12 февраля 2013 года в целях реализации Закона Волгоградской области N 809-ОД от 4 апреля 2003 года, установлено, что формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в целях последующего их предоставления в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий законодательным органом Волгоградской области 4 апреля 2003 года принят Закон Волгоградской области N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
В силу ч. 1 ст. 1 данного Закона правом на бесплатное получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства имеют, в том числе, ветераны боевых действий.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, Н. является ветераном боевых действий.
Решением Волжского городского суда от 3 октября 2012 года отказ администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в предоставлении земельного участка Н. признан незаконным. Судом постановлено обязать администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области предоставить Н. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области.
11 марта 2013 года администрацией городского округа-город Волжский вынесено постановление N 1691, которым во исполнение решения Волжского городского суда от 3 октября 2012 года по делу 2-4583/12 о предоставлении Н. земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, постановлено:
- утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) площадью 790,0 кв. м, находящегося в границах городского округа г. Волжский Волгоградской области, расположенного по адресу <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства;
- Н. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Заявитель обратился в суд об оспаривании указанного постановления.
Удовлетворяя требование заявителя, суд правильно пришел к выводу о необоснованности довода представителя администрации городского округа-город Волжский о том, что земельный участок предоставляется Н. в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено выполнение кадастровых работ за счет заявителя.
В целях реализации закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" Постановлением N 59-п от 12 февраля 2013 года Правительство Волгоградской области утвердило Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно (далее Порядок).
В соответствии с подпунктом 5.2. Порядка формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков последующего их предоставления в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом за счет средств соответствующего бюджета.
Довод апелляционной жалобы о том, что данной нормой на орган местного самоуправления в нарушение ст. ст. 32 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан бесплатно, судебная коллегия находит несостоятельным.
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что региональный законодатель предоставил гражданам - ветеранам боевых действий право приобрести бесплатно земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, как следует из смысла подпунктов 5.1 и 5.2 Порядка, предоставляемые земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны быть уже сформированы, т.е. должны быть определены границы указанных участков в соответствии с действующим законодательством.
Земельные участки образуются в соответствии с частью 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости. Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.
Из содержания подпунктов 5.1 и 5.2 Порядка следует, что в целях предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно уполномоченные органы местного самоуправления:
- - принимают решение о формировании земельных участков в целях последующего их предоставления в собственность граждан бесплатно;
- - за счет средств соответствующего бюджета формируют и ставят на государственный кадастровый учет земельные участки в целях их последующего предоставления в собственность граждан бесплатно.
Следовательно, гражданам - ветеранам боевых действий, проживающим на территории Волгоградской области гарантируется предоставление земельных участков, в отношении которых уже осуществлен государственный кадастровый учет в установленном законом порядке, и на них не возлагается обязанность обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, если они подали заявление о предоставлении им участка.
Обязанность обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ является дополнительным условием, связанным с материальными и иными затратами, т.е. является дополнительным обременением при реализации права на бесплатное предоставление земельных участков, гарантированное положениями пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации вкупе с пунктом 4 указанной статьи, не допускающим отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в нарушение подпункта 7.2 Порядка заявителю не был предложен выбор земельного участка, и он, в свою очередь, не выражал согласие на представление предложенного земельного участка.
В соответствии с указанной нормой земельные участки, включенные в перечень земельных участков, предлагаются уполномоченным органом на выбор гражданам путем направления письменного предложения с указанием местоположения, площади, кадастрового номера, вида разрешенного использования каждого из предлагаемых земельных участков.
Согласно подпункту 7.3. Порядка - в течение десяти дней со дня получения указанного в подпункте 7.2 настоящего Порядка письменного предложения гражданин сообщает в уполномоченный орган о принятом решении в письменном виде с указанием местоположения, площади, кадастрового номера, вида разрешенного использования выбранного им земельного участка.
Иные доводы жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что, при разрешении спора, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)