Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ФениксСтрой": Батов В.А., по доверенности от 12.08.2013; от Администрации Красногорского муниципального района Московской области: Швырева Н.А., по доверенности от 02.10.2012 N 1.2.5/4949,
от Лябихова Романа Михайловича: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФениксСтрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года по делу N А41-55469/12, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ФениксСтрой" (ОГРН 1117746966347; ИНН 7722762392) к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (ОГРН 1025002864710; ИНН 5024002077), третье лицо: Лябихов Роман Михайлович о признании недействительными торгов в виде аукциона и протокола о его результатах,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФениксСтрой" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании недействительными аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский район, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, и протокола о его результатах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "ФениксСтрой" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "ФениксСтрой" обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация представила в материалы дела письменные пояснения, в которых просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель и Администрация направили в судебное заседание своего представителя, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее соответственно.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Администрация Красногорского муниципального района Московской области от 04.10.2012 N 339 проведены торги в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка - кадастровый номер 50:11:0030203:4040, площадью 3596 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский район, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома.
Данным Распоряжением установлено, что начальная цена права на заключение договора аренды земельного участка определяется в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка. Сумма задатка установлена в размере 20% от начальной цены права на заключение договора аренды земельного участка. Шаг аукциона установлен в размере 2% от начальной цены права на заключение договора аренды земельного участка. Срок аренды - 3 года.
26.10.2012 осуществлена публикация извещения о проведении торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, что подтверждается сведениями, содержащимися на сайте http://www.torgi.gov.ru, заявка N 251012/0999939/02.
22.11.2013 ООО "ФениксСтрой" подана заявка на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.
Согласно Протоколу о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 28.11.2012 победителем торгов признан Лябихов Р.М.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что после проведения аукциона, а именно 30.11.2012, аукционист опубликовал откорректированное извещение о проведении торгов, в котором отсутствует условие о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение; предмет торга определяется как "платеж за право заключения договора" и не содержит в себе условий о размере арендной платы; условие о возмещении затрат на организацию торгов победителем аукциона противоречит сущности торгов.
Поскольку, как утверждает заявитель, аукцион проведен с существенными нарушениями действующего законодательства, он обратился в суд за защитой своего права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
Возможность заключения договора на торгах предусмотрена ст. 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В предмет доказывания по искам о признании торгов недействительными входят обстоятельства нарушения порядка проведения торгов, которые оказали влияние на результат торгов и наличие у истца защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Заинтересованными лицами, которые в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ имеют право заявлять иски о признании торгов недействительными, являются лица, участвовавшие в торгах, либо лица, которым было отказано в участии в торгах, то есть реализация этого права должна повлечь восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ до 01.01.11 г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 названного Федерального закона, размещается на официальном сайте Российской Федерации, официальном сайте субъекта Российской Федерации, официальном сайте муниципального образования в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. При этом извещения о проведении конкурсов или аукционов, вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения конкурсов или аукционов также опубликовываются в официальном печатном издании, определяемом на конкурсной основе уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно п. 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с п. п. 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
- 1) об организаторе аукциона;
- 2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
- 3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
- 4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);
- 5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
- 6) о "шаге аукциона";
- 7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
- 8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
- 9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.10 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).
В соответствии с п. 27 названного Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.
Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе (п. 29 Порядка).
В соответствии с п. 31 Порядка извещение о проведении конкурса должно содержать следующие сведения:
- 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора конкурса;
- 2) место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;
- 3) целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;
- 4) начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом;
- 5) срок действия договора;
- 6) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
- 7) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
- 8) требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в конкурсной документации предусмотрено требование о внесении задатка;
- 9) срок, в течение которого организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса, устанавливаемый с учетом положений пункта 33 настоящих Правил;
- 10) указание на то, что участниками конкурса могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае проведения конкурса в отношении имущества, предусмотренного Законом N 209-ФЗ.
Как следует из информации, содержащейся на странице http://torgi.gov.ru/docview/fdcDocViewPage.html?section=notification&id=2222131, информационное сообщение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка содержит указанные в п. 10 статьи 38.1 ЗК РФ, п. 29 Порядка сведения. В графе "дата добавления" указано 25.10.2012.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Заявитель доказательств нарушения своего права в материалы дела не представил.
Довод заявителя о том, что первоначально предметом аукциона являлась величина годовой арендной платы, впоследствии аукцион проводился по предмету "платеж за право заключения договора", не подтверждается материалами дела.
Как следует из текста размещенного на странице http://torgi.gov.ru/docview/fdcDocViewPage.html?section=notification&id=2222131 извещения, предметом аукциона является продажа права на заключение договора аренды земельного участка находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 +/- 42 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, с разрешенным использованием: для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома, категория земель: Земли населенных пунктов.
Как следует из текста Заявки на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, ООО "ФениксСтрой" указало: "внесенные денежные средства желаю использовать в качестве задатка для участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 +/- 42 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, с разрешенным использованием: для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома, категория земель: Земли населенных пунктов (л.д. 77).
Как следует из Протокола приема заявок на участие в открытом аукционе от 28.11.2012, Протокола хода открытого аукциона от 28.11.2012, предметом аукциона является продажа права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, предметом аукциона являлась продажа права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 +/- 42 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, с разрешенным использованием: для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома, категория земель: Земли населенных пунктов.
Заявка на участие в открытом аукционе ООО "ФениксСтрой" подана 22.11.2012. Заявка Лябихова Р.М. подана 23.11.2012. Доказательств того, что на момент подачи заявки и проведения аукциона ООО "ФениксСтрой" не было известно о предмете аукциона, или предмет аукциона на момент его проведения был изменен, о чем истец не был уведомлен, не представлено. Тесты заявок истца и победителя торгов идентичны.
Из Протокола приема заявок на участие в открытом аукционе от 28.11.2012 следует, что аукционистом принято решение о допуске ООО "ФениксСтрой" к участию в аукционе и о признании ООО "ФениксСтрой" участником аукциона.
Как следует из материалов дела, в аукционе приняли участие Рыбченков С.И., ООО "Капитал", ООО "ИнвестДевелопмент", Лябихов Р.М., ООО "ФениксСтрой".
В соответствии с п. 77 Порядка для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства) и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Согласно Протокола хода открытого аукциона от 28.11.2012 N 19/28111 последнее предложение цены в рублях составило от ООО "ФениксСтрой" - 10022400 руб., от Лябихова Р.М. - 10064160 руб. Комиссия по проведению аукционов и конкурсов по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды признала победителем торгов Лябихова Р.М.
Таким образом, ООО "ФениксСтрой" было допущено к участию в аукционе, приняло участие в аукционе, предложило цену, но не было признано победителем торгов в связи с предложением иным лицом наибольшей цены.
Истец утверждает также, что информационное сообщение о проведении аукциона после проведения аукциона изменено, отсутствует условие о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение. Вместе с тем, истец не доказал, каким образом отсутствие данной информации в извещении от 25.10.2012 повлияло на проведение аукциона, состоявшегося 28.11.2012, при условии, что истец был допущен к участию в аукционе, принимал в нем участие.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что основанием для признания аукциона недействительным является наличие в аукционной документации условия аукциона о том, что победитель аукциона обязан в срок не позднее 3 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возместить стоимость расходов, связанных с подготовкой документации для проведения аукциона, ООО "У-2" в размере 15000 рублей и оплатить вознаграждение техническому исполнителю функций организатора аукциона (ООО "У-2" за организацию и проведении аукциона в размере 1% от суммы, определенной по итогам аукциона. Нормы статьи 38.1 Земельного кодекса, положения Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не содержат запрета на включение в информационное сообщение о проведение аукциона дополнительных условий. Истец не доказал, каким образом наличие такого условия нарушает его права и интересы как участника торгов и не позволило ему участвовать в аукционе и стать победителем аукциона.
Таким образом, заявителем не доказано, что аукционистом нарушен порядок проведения торгов, допущены нарушения, препятствующие допуску к аукциону, участию истца в аукционе, не представлено доказательств несоответствия условий, предложенных победителем, конкурсной документации, нарушения процедуры оценки заявок. В деле не имеется доказательств того, что истец был ущемлен в правах, иные участники аукциона поставлены в привилегированное положение по отношению к истцу.
Доказательств заключения договора с победителем торгов, на условиях, отличных от условий проведенного аукциона, в материалы дела так же не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года по делу N А41-55469/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Феникс Строй" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-55469/12
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N А41-55469/12
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ФениксСтрой": Батов В.А., по доверенности от 12.08.2013; от Администрации Красногорского муниципального района Московской области: Швырева Н.А., по доверенности от 02.10.2012 N 1.2.5/4949,
от Лябихова Романа Михайловича: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФениксСтрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года по делу N А41-55469/12, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ФениксСтрой" (ОГРН 1117746966347; ИНН 7722762392) к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (ОГРН 1025002864710; ИНН 5024002077), третье лицо: Лябихов Роман Михайлович о признании недействительными торгов в виде аукциона и протокола о его результатах,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФениксСтрой" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании недействительными аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский район, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, и протокола о его результатах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "ФениксСтрой" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "ФениксСтрой" обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация представила в материалы дела письменные пояснения, в которых просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель и Администрация направили в судебное заседание своего представителя, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее соответственно.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Администрация Красногорского муниципального района Московской области от 04.10.2012 N 339 проведены торги в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка - кадастровый номер 50:11:0030203:4040, площадью 3596 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский район, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома.
Данным Распоряжением установлено, что начальная цена права на заключение договора аренды земельного участка определяется в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка. Сумма задатка установлена в размере 20% от начальной цены права на заключение договора аренды земельного участка. Шаг аукциона установлен в размере 2% от начальной цены права на заключение договора аренды земельного участка. Срок аренды - 3 года.
26.10.2012 осуществлена публикация извещения о проведении торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, что подтверждается сведениями, содержащимися на сайте http://www.torgi.gov.ru, заявка N 251012/0999939/02.
22.11.2013 ООО "ФениксСтрой" подана заявка на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.
Согласно Протоколу о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 28.11.2012 победителем торгов признан Лябихов Р.М.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что после проведения аукциона, а именно 30.11.2012, аукционист опубликовал откорректированное извещение о проведении торгов, в котором отсутствует условие о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение; предмет торга определяется как "платеж за право заключения договора" и не содержит в себе условий о размере арендной платы; условие о возмещении затрат на организацию торгов победителем аукциона противоречит сущности торгов.
Поскольку, как утверждает заявитель, аукцион проведен с существенными нарушениями действующего законодательства, он обратился в суд за защитой своего права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
Возможность заключения договора на торгах предусмотрена ст. 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В предмет доказывания по искам о признании торгов недействительными входят обстоятельства нарушения порядка проведения торгов, которые оказали влияние на результат торгов и наличие у истца защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Заинтересованными лицами, которые в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ имеют право заявлять иски о признании торгов недействительными, являются лица, участвовавшие в торгах, либо лица, которым было отказано в участии в торгах, то есть реализация этого права должна повлечь восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ до 01.01.11 г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 названного Федерального закона, размещается на официальном сайте Российской Федерации, официальном сайте субъекта Российской Федерации, официальном сайте муниципального образования в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. При этом извещения о проведении конкурсов или аукционов, вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения конкурсов или аукционов также опубликовываются в официальном печатном издании, определяемом на конкурсной основе уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно п. 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с п. п. 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
- 1) об организаторе аукциона;
- 2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
- 3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
- 4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);
- 5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
- 6) о "шаге аукциона";
- 7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
- 8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
- 9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.10 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).
В соответствии с п. 27 названного Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.
Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе (п. 29 Порядка).
В соответствии с п. 31 Порядка извещение о проведении конкурса должно содержать следующие сведения:
- 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора конкурса;
- 2) место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;
- 3) целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;
- 4) начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом;
- 5) срок действия договора;
- 6) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
- 7) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
- 8) требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в конкурсной документации предусмотрено требование о внесении задатка;
- 9) срок, в течение которого организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса, устанавливаемый с учетом положений пункта 33 настоящих Правил;
- 10) указание на то, что участниками конкурса могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае проведения конкурса в отношении имущества, предусмотренного Законом N 209-ФЗ.
Как следует из информации, содержащейся на странице http://torgi.gov.ru/docview/fdcDocViewPage.html?section=notification&id=2222131, информационное сообщение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка содержит указанные в п. 10 статьи 38.1 ЗК РФ, п. 29 Порядка сведения. В графе "дата добавления" указано 25.10.2012.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Заявитель доказательств нарушения своего права в материалы дела не представил.
Довод заявителя о том, что первоначально предметом аукциона являлась величина годовой арендной платы, впоследствии аукцион проводился по предмету "платеж за право заключения договора", не подтверждается материалами дела.
Как следует из текста размещенного на странице http://torgi.gov.ru/docview/fdcDocViewPage.html?section=notification&id=2222131 извещения, предметом аукциона является продажа права на заключение договора аренды земельного участка находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 +/- 42 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, с разрешенным использованием: для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома, категория земель: Земли населенных пунктов.
Как следует из текста Заявки на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, ООО "ФениксСтрой" указало: "внесенные денежные средства желаю использовать в качестве задатка для участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 +/- 42 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, с разрешенным использованием: для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома, категория земель: Земли населенных пунктов (л.д. 77).
Как следует из Протокола приема заявок на участие в открытом аукционе от 28.11.2012, Протокола хода открытого аукциона от 28.11.2012, предметом аукциона является продажа права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, предметом аукциона являлась продажа права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, р.п. Нахабино, ул. Красноармейская, стр. корп. 57, вблизи д. N 49, площадью 3596 +/- 42 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0030203:4040, с разрешенным использованием: для размещения многоэтажного многосекционного жилого дома, категория земель: Земли населенных пунктов.
Заявка на участие в открытом аукционе ООО "ФениксСтрой" подана 22.11.2012. Заявка Лябихова Р.М. подана 23.11.2012. Доказательств того, что на момент подачи заявки и проведения аукциона ООО "ФениксСтрой" не было известно о предмете аукциона, или предмет аукциона на момент его проведения был изменен, о чем истец не был уведомлен, не представлено. Тесты заявок истца и победителя торгов идентичны.
Из Протокола приема заявок на участие в открытом аукционе от 28.11.2012 следует, что аукционистом принято решение о допуске ООО "ФениксСтрой" к участию в аукционе и о признании ООО "ФениксСтрой" участником аукциона.
Как следует из материалов дела, в аукционе приняли участие Рыбченков С.И., ООО "Капитал", ООО "ИнвестДевелопмент", Лябихов Р.М., ООО "ФениксСтрой".
В соответствии с п. 77 Порядка для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства) и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Согласно Протокола хода открытого аукциона от 28.11.2012 N 19/28111 последнее предложение цены в рублях составило от ООО "ФениксСтрой" - 10022400 руб., от Лябихова Р.М. - 10064160 руб. Комиссия по проведению аукционов и конкурсов по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды признала победителем торгов Лябихова Р.М.
Таким образом, ООО "ФениксСтрой" было допущено к участию в аукционе, приняло участие в аукционе, предложило цену, но не было признано победителем торгов в связи с предложением иным лицом наибольшей цены.
Истец утверждает также, что информационное сообщение о проведении аукциона после проведения аукциона изменено, отсутствует условие о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение. Вместе с тем, истец не доказал, каким образом отсутствие данной информации в извещении от 25.10.2012 повлияло на проведение аукциона, состоявшегося 28.11.2012, при условии, что истец был допущен к участию в аукционе, принимал в нем участие.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что основанием для признания аукциона недействительным является наличие в аукционной документации условия аукциона о том, что победитель аукциона обязан в срок не позднее 3 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возместить стоимость расходов, связанных с подготовкой документации для проведения аукциона, ООО "У-2" в размере 15000 рублей и оплатить вознаграждение техническому исполнителю функций организатора аукциона (ООО "У-2" за организацию и проведении аукциона в размере 1% от суммы, определенной по итогам аукциона. Нормы статьи 38.1 Земельного кодекса, положения Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не содержат запрета на включение в информационное сообщение о проведение аукциона дополнительных условий. Истец не доказал, каким образом наличие такого условия нарушает его права и интересы как участника торгов и не позволило ему участвовать в аукционе и стать победителем аукциона.
Таким образом, заявителем не доказано, что аукционистом нарушен порядок проведения торгов, допущены нарушения, препятствующие допуску к аукциону, участию истца в аукционе, не представлено доказательств несоответствия условий, предложенных победителем, конкурсной документации, нарушения процедуры оценки заявок. В деле не имеется доказательств того, что истец был ущемлен в правах, иные участники аукциона поставлены в привилегированное положение по отношению к истцу.
Доказательств заключения договора с победителем торгов, на условиях, отличных от условий проведенного аукциона, в материалы дела так же не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года по делу N А41-55469/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Феникс Строй" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)