Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Е.В. Модиной, М.В. Ждановой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Артемовского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-10831/2012
на решение от 25.10.2012
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-17124/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Очаг"
к администрации Артемовского городского округа
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ольга-плюс"
о признании незаконным бездействия,
при участии:
- от администрации Артемовского городского округа: представитель Минаева Н.В. по доверенности от 10.01.2012 N 08, удостоверение N 152;
- от ООО "Очаг": представитель Кутовой С.А. по доверенности от 27.03.2013 сроком действия один год без права передоверия, паспорт; директор Хан А.Г., решение N 1/12 от 22.11.2012;
- от ООО "Ольга-плюс": представитель Непрокина Н.П. по доверенности от 28.03.2013, паспорт;
ООО "Очаг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Артемовского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в аренду земельного участка, площадью 70000 кв. м, кадастровый номер 25:27:010001:1021, на территории Артемовского городского округа из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: район размещения участка: Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а; обязании устранить допущенные нарушения прав, путем принятия решения о передаче в аренду ООО "Очаг" сроком на 49 лет указанного земельного участка, для целей, не связанных со строительством.
Решением от 25.10.2012 Арбитражный суд Приморского края признал незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непредставлении обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" своевременного и мотивированного ответа на обращение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для целей не связанных со строительством земельного участка, площадью 70000 кв. м, кадастровый номер 25:27:010001:1021, на территории Артемовского городского округа из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: район размещения участка: Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд также обязал администрацию Артемовского городского округа в двухнедельный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" в аренду сроком на 49 лет для целей не связанных со строительством земельного участка, площадью 70000 кв. м, кадастровый номер 25:27:010001:1021, на территории Артемовского городского округа из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: район размещения участка: Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований в части обязания администрацию Артемовского городского округа устранить допущенное нарушение прав, принятием решения о передаче указанного земельного участка в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 25.10.2012. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что в рассматриваемом случае, поскольку на спорный земельный участок поданы две заявки от ООО "Очаг" и ООО "Ольга-плюс", предоставление земельного участка истцу без торгов невозможно. Администрация никаким образом не нарушила права ООО "Очаг" на получение в аренду земельного участка и не создала препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что со стороны Администрации бездействия не было, поскольку заявителю дан ответ, согласно которому земельный участок будет передан в аренду на основании торгов.
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Очаг" в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы возразил, в ее удовлетворении просил отказать.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований не привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ольга-плюс".
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
На основании изложенного, определением от 18.12.2012 на основании статей 137, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Пятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО "Ольга-плюс".
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
К началу судебного заседания, проведенного апелляционным судом по правилам суда первой инстанции с участием представителей сторон и третьего лица, ООО "Очаг" направлены в материалы дела письменные пояснения по заявленным требованиям, дополнения по заявленным требованиям, Администрацией представлен письменный отзыв на дополнительные пояснения ООО "Очаг" по настоящему делу.
В судебном заседании представитель ООО "Очаг" поддержал заявленные требования в полном объеме, просил в качестве способа восстановления нарушенного права обязать администрацию провести торги.
Представитель Администрации на заявленные ООО "Очаг" требования возразил.
Представитель ООО "Ольга-плюс" просил отказать ООО "Очаг" в удовлетворении заявления.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Очаг" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2010 г., о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102538008275 и выдано свидетельство серии 25 N 0035211012.
06.04.2012 в газете "Приморская газета" N 32 (649) была опубликована информация о предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии с которой 10.04.2012 ООО "Очаг" обратилось в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 70000 кв. м для целей не связанных со строительством: для сельскохозяйственного производства. Местонахождение земельного участка Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а.
Указанное заявление получено Администрацией 12.04.2012.
Письмом от 10.07.2012, ООО "Очаг" представило в Администрацию Артемовского городского округа кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления кадастровый паспорт земельного участка (кадастровый N 25:27:010001:1021) получен Администрацией 12.07.2012.
Посчитав, что бездействие администрации, выразившееся в непредставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "Очаг" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных ООО "Очаг" требований в силу следующих обстоятельств:
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со статьями 29, 34 ЗК РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривают предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, а также обязанность предоставлять земельные участки в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
Иного порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ни Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ, ни Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Как установлено апелляционной коллегией и следует из материалов дела, ООО "Ольга-плюс" обратилось 22.04.2010 в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды.
29.12.2010 в газете "Выбор" были опубликованы сведения о возможном предоставлении земельного участка площадью 70000 кв. м в районе ул. Сиреневой, 22а.
17.01.2012 Администрацией издано постановление N 148-па "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Ольга-плюс"
22.03.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю государственная регистрация договора аренды с ООО "Ольга-плюс" была приостановлена в связи с неопубликованием сведений о возможном предоставлении земельного участка в печатном органе исполнительной власти Приморского края.
После чего, Администрацией 06.04.2012 в газете "Приморская газета" N 32 (649) опубликовано сообщение о возможном предоставлении спорного земельного участка, после чего ООО "Очаг" 10.04.2012 (получено Администрацией 12.04.2012) обратилось с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет спорного земельного участка.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, при наличии нескольких заявлений - ООО "Ольга-плюс" и ООО "Очаг", договор аренды спорного земельного участка может быть заключен исключительно посредством проведения торгов (конкурса, аукциона).
Поскольку судом выявлены обстоятельства, препятствующие предоставлению земельного участка вне процедуры торгов (конкурса, аукциона), не подлежат удовлетворению исковые требования, предметом которых является бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении земельного участка одному из претендентов - ООО "Очаг".
Коллегия апелляционного суда считает также необходимым отметить тот факт, что в письме от 02.07.2012 N 30-18/1605 и в письме от 20.07.2012 N 30-18/1812 Администрация указывает на то, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка будет решен по итогам аукциона, информация о проведении которого будет размещена в газете "Выбор", на сайте Администрации, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации для проведения торгов и в печатном органе, определенном органами исполнительной власти Приморского края (л.д. 20).
С учетом изложенного коллегия апелляционного суда приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия Администрации по вопросу предоставления спорного земельного участка ООО "Очаг", в связи с чем права и законные интересы последнего не нарушены.
Таким образом, требование, заявленное ООО "Очаг", сформулированное как признание незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в аренду спорного земельного участка, удовлетворению не подлежит, поскольку у Администрации отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка ООО "Очаг" минуя установленную законом процедуру его предоставления - по результатам торгов (конкурса, аукциона).
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявленные ООО "Очаг" требования удовлетворению не подлежат.
Требование Общества об обязании Администрации принять решение о передаче в аренду ООО "Очаг" сроком на 49 лет спорного земельного участка, основанное на пункте 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, также не подлежит удовлетворению с учетом указанных выше обстоятельств, а также в связи с тем, что материалы дела подтверждают волеизъявление третьего лица - ООО "Ольга-плюс" на получение в аренду спорного земельного участка, имеющийся спор по вопросу предоставления земельного участка конкретному лицу должен быть разрешен с учетом установленных законом конкурсных процедур.
Способ восстановления нарушенного права, заявленный ООО "Очаг" в суде апелляционной инстанции, а именно - обязать администрацию провести аукцион, апелляционная коллегия так же признает неприменимым в рассматриваемом деле с учетом заявленного предмета спора и в связи с отсутствием оснований к удовлетворению заявленных требований.
Поскольку апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Поскольку заявленные ООО "Очаг" требования не удовлетворены, расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на само Общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2012 по делу N А51-17124/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Очаг" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2013 N 05АП-10831/2012 ПО ДЕЛУ N А51-17124/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. N 05АП-10831/2012
Дело N А51-17124/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 02 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Е.В. Модиной, М.В. Ждановой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Артемовского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-10831/2012
на решение от 25.10.2012
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-17124/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Очаг"
к администрации Артемовского городского округа
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ольга-плюс"
о признании незаконным бездействия,
при участии:
- от администрации Артемовского городского округа: представитель Минаева Н.В. по доверенности от 10.01.2012 N 08, удостоверение N 152;
- от ООО "Очаг": представитель Кутовой С.А. по доверенности от 27.03.2013 сроком действия один год без права передоверия, паспорт; директор Хан А.Г., решение N 1/12 от 22.11.2012;
- от ООО "Ольга-плюс": представитель Непрокина Н.П. по доверенности от 28.03.2013, паспорт;
-
установил:
установил:
ООО "Очаг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Артемовского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в аренду земельного участка, площадью 70000 кв. м, кадастровый номер 25:27:010001:1021, на территории Артемовского городского округа из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: район размещения участка: Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а; обязании устранить допущенные нарушения прав, путем принятия решения о передаче в аренду ООО "Очаг" сроком на 49 лет указанного земельного участка, для целей, не связанных со строительством.
Решением от 25.10.2012 Арбитражный суд Приморского края признал незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непредставлении обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" своевременного и мотивированного ответа на обращение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для целей не связанных со строительством земельного участка, площадью 70000 кв. м, кадастровый номер 25:27:010001:1021, на территории Артемовского городского округа из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: район размещения участка: Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд также обязал администрацию Артемовского городского округа в двухнедельный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" в аренду сроком на 49 лет для целей не связанных со строительством земельного участка, площадью 70000 кв. м, кадастровый номер 25:27:010001:1021, на территории Артемовского городского округа из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: район размещения участка: Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований в части обязания администрацию Артемовского городского округа устранить допущенное нарушение прав, принятием решения о передаче указанного земельного участка в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 25.10.2012. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что в рассматриваемом случае, поскольку на спорный земельный участок поданы две заявки от ООО "Очаг" и ООО "Ольга-плюс", предоставление земельного участка истцу без торгов невозможно. Администрация никаким образом не нарушила права ООО "Очаг" на получение в аренду земельного участка и не создала препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что со стороны Администрации бездействия не было, поскольку заявителю дан ответ, согласно которому земельный участок будет передан в аренду на основании торгов.
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Очаг" в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы возразил, в ее удовлетворении просил отказать.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований не привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ольга-плюс".
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
На основании изложенного, определением от 18.12.2012 на основании статей 137, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Пятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО "Ольга-плюс".
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
К началу судебного заседания, проведенного апелляционным судом по правилам суда первой инстанции с участием представителей сторон и третьего лица, ООО "Очаг" направлены в материалы дела письменные пояснения по заявленным требованиям, дополнения по заявленным требованиям, Администрацией представлен письменный отзыв на дополнительные пояснения ООО "Очаг" по настоящему делу.
В судебном заседании представитель ООО "Очаг" поддержал заявленные требования в полном объеме, просил в качестве способа восстановления нарушенного права обязать администрацию провести торги.
Представитель Администрации на заявленные ООО "Очаг" требования возразил.
Представитель ООО "Ольга-плюс" просил отказать ООО "Очаг" в удовлетворении заявления.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Очаг" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2010 г., о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102538008275 и выдано свидетельство серии 25 N 0035211012.
06.04.2012 в газете "Приморская газета" N 32 (649) была опубликована информация о предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии с которой 10.04.2012 ООО "Очаг" обратилось в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 70000 кв. м для целей не связанных со строительством: для сельскохозяйственного производства. Местонахождение земельного участка Приморский край, г. Артем, примерно в 447 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Артем, ул. Сиреневая, дом 22а.
Указанное заявление получено Администрацией 12.04.2012.
Письмом от 10.07.2012, ООО "Очаг" представило в Администрацию Артемовского городского округа кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления кадастровый паспорт земельного участка (кадастровый N 25:27:010001:1021) получен Администрацией 12.07.2012.
Посчитав, что бездействие администрации, выразившееся в непредставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "Очаг" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных ООО "Очаг" требований в силу следующих обстоятельств:
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со статьями 29, 34 ЗК РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривают предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, а также обязанность предоставлять земельные участки в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
Иного порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ни Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ, ни Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Как установлено апелляционной коллегией и следует из материалов дела, ООО "Ольга-плюс" обратилось 22.04.2010 в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды.
29.12.2010 в газете "Выбор" были опубликованы сведения о возможном предоставлении земельного участка площадью 70000 кв. м в районе ул. Сиреневой, 22а.
17.01.2012 Администрацией издано постановление N 148-па "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Ольга-плюс"
22.03.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю государственная регистрация договора аренды с ООО "Ольга-плюс" была приостановлена в связи с неопубликованием сведений о возможном предоставлении земельного участка в печатном органе исполнительной власти Приморского края.
После чего, Администрацией 06.04.2012 в газете "Приморская газета" N 32 (649) опубликовано сообщение о возможном предоставлении спорного земельного участка, после чего ООО "Очаг" 10.04.2012 (получено Администрацией 12.04.2012) обратилось с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет спорного земельного участка.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, при наличии нескольких заявлений - ООО "Ольга-плюс" и ООО "Очаг", договор аренды спорного земельного участка может быть заключен исключительно посредством проведения торгов (конкурса, аукциона).
Поскольку судом выявлены обстоятельства, препятствующие предоставлению земельного участка вне процедуры торгов (конкурса, аукциона), не подлежат удовлетворению исковые требования, предметом которых является бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении земельного участка одному из претендентов - ООО "Очаг".
Коллегия апелляционного суда считает также необходимым отметить тот факт, что в письме от 02.07.2012 N 30-18/1605 и в письме от 20.07.2012 N 30-18/1812 Администрация указывает на то, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка будет решен по итогам аукциона, информация о проведении которого будет размещена в газете "Выбор", на сайте Администрации, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации для проведения торгов и в печатном органе, определенном органами исполнительной власти Приморского края (л.д. 20).
С учетом изложенного коллегия апелляционного суда приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия Администрации по вопросу предоставления спорного земельного участка ООО "Очаг", в связи с чем права и законные интересы последнего не нарушены.
Таким образом, требование, заявленное ООО "Очаг", сформулированное как признание незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в аренду спорного земельного участка, удовлетворению не подлежит, поскольку у Администрации отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка ООО "Очаг" минуя установленную законом процедуру его предоставления - по результатам торгов (конкурса, аукциона).
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявленные ООО "Очаг" требования удовлетворению не подлежат.
Требование Общества об обязании Администрации принять решение о передаче в аренду ООО "Очаг" сроком на 49 лет спорного земельного участка, основанное на пункте 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, также не подлежит удовлетворению с учетом указанных выше обстоятельств, а также в связи с тем, что материалы дела подтверждают волеизъявление третьего лица - ООО "Ольга-плюс" на получение в аренду спорного земельного участка, имеющийся спор по вопросу предоставления земельного участка конкретному лицу должен быть разрешен с учетом установленных законом конкурсных процедур.
Способ восстановления нарушенного права, заявленный ООО "Очаг" в суде апелляционной инстанции, а именно - обязать администрацию провести аукцион, апелляционная коллегия так же признает неприменимым в рассматриваемом деле с учетом заявленного предмета спора и в связи с отсутствием оснований к удовлетворению заявленных требований.
Поскольку апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Поскольку заявленные ООО "Очаг" требования не удовлетворены, расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на само Общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2012 по делу N А51-17124/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Очаг" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)