Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления изготовлена 08.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Козелкина И.И., Чистовой И.В.
при участии в заседании:
от истца не явился,
от ответчика: не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Брянсктеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А09-5419/2012,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Брянский городской водоканал", ОГРН 1033265026783, ИНН 3234051310, (далее - МУП "Брянский городской водоканал") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Брянсктеплоэнерго", ОГРН 1113256020360, ИНН 3250527250, (далее - ООО "Брянсктеплоэнерго") об урегулировании разногласий по пунктам 5.3, 5.9 договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению от 01.12.2011 N 12036, 22028, 41018, 60751 и утверждении данных пунктов в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2012 (судья Пейганович В.С.) исковые требования удовлетворены частично. Пункт 5.3 договора от 01.12.2011 N 12036, 22028, 41018, 60751 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению изложен в следующей редакции: "Оплата за водопотребление и водоотведение производится абонентом ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Оплата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в коммунальные системы канализации производится путем выставления платежного документа в банк абонента на инкассо ежеквартально для снятия с расчетного счета абонента на целевой экологический расчетный счет в 3-дневный срок в акцептном порядке".
Пункт 5.9 договора от 01.12.2011 исключен.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 (судьи Можеева Е.И., Дайнеко М.М., Токарева М.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, ООО "Брянсктеплоэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов в части редакции второго абзаца пункта 5.3 договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению N 12036, 22028, 41018, 60751, исключив данный абзац из условий договора.
Представители истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Федерального арбитражного суда Центрального округа и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание не явились. МУП "Брянский городской водоканал" заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя истца. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, при заключении договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению от 01.12.2011 N 12036, 22028, 41018 возникли разногласия МУП "Брянский городской водоканал" и ООО "Брянсктеплоэнерго" относительно редакции пунктов 5.3, 5.9 договора.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МУП "Брянский городской водоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку ответчиком судебные акты обжалуются в части включения в пункт 5.3 договора N 12036, 22028, 41018, 60751 второго абзаца, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случае, если спор возник из публичного договора, к которым в соответствии со ст. 426 ГК РФ относится договор энергоснабжения.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), в пункте 11 которых определено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Указанные Правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в том числе, порядок расчетов за пользование питьевым ресурсом и прием сточных вод, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (п.п. 2, 5 Правил).
Согласно п. 13 Правил N 167 в договоре на водоснабжение (водоотведение) должны быть указаны условия, определяющие порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, в том числе за сверхлимитное водопотребление и превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 70 Правил определено, что расчеты абонентов с организациями водопроводно-канализационного хозяйства на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверхустановленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые также возложено установление мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации Брянской области от 19.01.2001 N 17 установлен порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области, пунктом 4 которого предусмотрено, что взимание организациями ВКХ области на протяжении года платы с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации на основании заключенных договоров производится за прием сточных вод и загрязняющих веществ в пределах, утвержденных администрацией Брянской области и достигнутых абонентами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в сточных водах и установленных лимитов на водоотведение; за прием сточных вод и загрязняющих веществ в пределах временно согласованного сброса по качеству сбрасываемых вод при условии выполнения абонентами оргтехмероприятий, направленных на достижение ПДК.
Согласно пунктам 9 - 9.2 порядка предприятия-абоненты, достигшие в результате выполнения природоохранных мероприятий установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) в сбрасываемых сточных водах, вносят плату в соответствии с действующими базовыми нормативами платы как за предельно допустимые сбросы. За превышение установленных ПДК с абонентов взимается повышенная плата.
Исходя из изложенного, судами сделан правильный вывод о том, что включение в договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению спорного условия о взимании с абонента платы за сброс загрязняющих веществ в коммунальные системы канализации не противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что включение условия, изложенного в абзаце втором пункта 5.3 договора, не соответствует закону и ущемляет экономические интересы ООО "Брянсктеплоэнерго", получил надлежащую оценку арбитражного суда и обоснованно отклонен за несостоятельностью.
В силу ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента, без распоряжения клиента списание денежных средств со счета допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом.
Исходя из системного анализа положений ст. ст. 854, 875, 876 ГК РФ при отсутствии договора между банком и клиентом, предоставляющим право банку на списание денежных средств со счета клиента, а также без иного прямого волеизъявления клиента на акцепт платежа платежные требования должны быть возвращены без исполнения или помещены в соответствующую картотеку до получения согласия клиента.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что условие п. 5.3 договора, обязывающее абонента производить оплату за сброс загрязняющих веществ путем выставления платежного документа в банк абонента на инкассо ежеквартально для снятия с расчетного счета в акцептном порядке, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов ответчика, поскольку списание денежных средств по выставленному требованию возможно лишь с согласия абонента.
Следует отметить, что в ходе урегулирования разногласий по спорному договору и рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции ООО "Брянсктеплоэнерго" каких-либо возражений относительно необоснованности включения спорного абзаца в п. 5.3 договора не заявляло, что подтверждается материалами дела, в том числе аудиозаписями судебных заседаний.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А09-5419/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
И.В.ЧИСТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2013 ПО ДЕЛУ N А09-5419/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. по делу N А09-5419/2012
Резолютивная часть постановления изготовлена 08.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Козелкина И.И., Чистовой И.В.
при участии в заседании:
от истца не явился,
от ответчика: не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Брянсктеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А09-5419/2012,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Брянский городской водоканал", ОГРН 1033265026783, ИНН 3234051310, (далее - МУП "Брянский городской водоканал") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Брянсктеплоэнерго", ОГРН 1113256020360, ИНН 3250527250, (далее - ООО "Брянсктеплоэнерго") об урегулировании разногласий по пунктам 5.3, 5.9 договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению от 01.12.2011 N 12036, 22028, 41018, 60751 и утверждении данных пунктов в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2012 (судья Пейганович В.С.) исковые требования удовлетворены частично. Пункт 5.3 договора от 01.12.2011 N 12036, 22028, 41018, 60751 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению изложен в следующей редакции: "Оплата за водопотребление и водоотведение производится абонентом ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Оплата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в коммунальные системы канализации производится путем выставления платежного документа в банк абонента на инкассо ежеквартально для снятия с расчетного счета абонента на целевой экологический расчетный счет в 3-дневный срок в акцептном порядке".
Пункт 5.9 договора от 01.12.2011 исключен.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 (судьи Можеева Е.И., Дайнеко М.М., Токарева М.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, ООО "Брянсктеплоэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов в части редакции второго абзаца пункта 5.3 договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению N 12036, 22028, 41018, 60751, исключив данный абзац из условий договора.
Представители истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Федерального арбитражного суда Центрального округа и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание не явились. МУП "Брянский городской водоканал" заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя истца. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, при заключении договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению от 01.12.2011 N 12036, 22028, 41018 возникли разногласия МУП "Брянский городской водоканал" и ООО "Брянсктеплоэнерго" относительно редакции пунктов 5.3, 5.9 договора.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МУП "Брянский городской водоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку ответчиком судебные акты обжалуются в части включения в пункт 5.3 договора N 12036, 22028, 41018, 60751 второго абзаца, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случае, если спор возник из публичного договора, к которым в соответствии со ст. 426 ГК РФ относится договор энергоснабжения.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), в пункте 11 которых определено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Указанные Правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в том числе, порядок расчетов за пользование питьевым ресурсом и прием сточных вод, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (п.п. 2, 5 Правил).
Согласно п. 13 Правил N 167 в договоре на водоснабжение (водоотведение) должны быть указаны условия, определяющие порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, в том числе за сверхлимитное водопотребление и превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 70 Правил определено, что расчеты абонентов с организациями водопроводно-канализационного хозяйства на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверхустановленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые также возложено установление мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации Брянской области от 19.01.2001 N 17 установлен порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области, пунктом 4 которого предусмотрено, что взимание организациями ВКХ области на протяжении года платы с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации на основании заключенных договоров производится за прием сточных вод и загрязняющих веществ в пределах, утвержденных администрацией Брянской области и достигнутых абонентами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в сточных водах и установленных лимитов на водоотведение; за прием сточных вод и загрязняющих веществ в пределах временно согласованного сброса по качеству сбрасываемых вод при условии выполнения абонентами оргтехмероприятий, направленных на достижение ПДК.
Согласно пунктам 9 - 9.2 порядка предприятия-абоненты, достигшие в результате выполнения природоохранных мероприятий установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) в сбрасываемых сточных водах, вносят плату в соответствии с действующими базовыми нормативами платы как за предельно допустимые сбросы. За превышение установленных ПДК с абонентов взимается повышенная плата.
Исходя из изложенного, судами сделан правильный вывод о том, что включение в договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению спорного условия о взимании с абонента платы за сброс загрязняющих веществ в коммунальные системы канализации не противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что включение условия, изложенного в абзаце втором пункта 5.3 договора, не соответствует закону и ущемляет экономические интересы ООО "Брянсктеплоэнерго", получил надлежащую оценку арбитражного суда и обоснованно отклонен за несостоятельностью.
В силу ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента, без распоряжения клиента списание денежных средств со счета допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом.
Исходя из системного анализа положений ст. ст. 854, 875, 876 ГК РФ при отсутствии договора между банком и клиентом, предоставляющим право банку на списание денежных средств со счета клиента, а также без иного прямого волеизъявления клиента на акцепт платежа платежные требования должны быть возвращены без исполнения или помещены в соответствующую картотеку до получения согласия клиента.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что условие п. 5.3 договора, обязывающее абонента производить оплату за сброс загрязняющих веществ путем выставления платежного документа в банк абонента на инкассо ежеквартально для снятия с расчетного счета в акцептном порядке, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов ответчика, поскольку списание денежных средств по выставленному требованию возможно лишь с согласия абонента.
Следует отметить, что в ходе урегулирования разногласий по спорному договору и рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции ООО "Брянсктеплоэнерго" каких-либо возражений относительно необоснованности включения спорного абзаца в п. 5.3 договора не заявляло, что подтверждается материалами дела, в том числе аудиозаписями судебных заседаний.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А09-5419/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
И.В.ЧИСТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)