Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4486/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N 33-4486/2013


Судья Шевнина Г.И.
Докладчик Крейс В.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Крейса В.Р., Трофимовой Т.М.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 11 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе К.Л.
на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 12 декабря 2012 года, которым К.Л. в удовлетворении заявления об оспаривании действий Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителя К.Ю. - С., судебная коллегия

установила:

К.Л. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на земельный участок площадью 1000 кв. м по ул. <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке на ул. <адрес>. Фактическая площадь указанного земельного участка составляет 1346 кв. м. Просьба истца о передаче ей в собственность фактически занимаемого земельного участка администрацией Советского района была поддержана. Однако ответчик отказал в предоставлении в собственность указанного земельного участка, предлагая земельный участок площадью только 720 кв. м. С данным решением истица не согласна, настаивает на признании за ней права собственности на земельный участок площадью 1000 кв. м.
Считает, что, являясь собственником объекта незавершенного строительства в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено строение. В соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 г. N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" установлены предельные размеры земельных участков для строительства и эксплуатации объектов недвижимости на территории города Новосибирска - до 0,1 га. Предоставление истице земельного участка площадью 1000 кв. м обусловлено необходимостью завершить строительство дома согласно утвержденному архитектурно-строительному решению (проекту), а также дальнейшей эксплуатации данного объекта строительства. Проект индивидуального жилого дома, строительство которого ведется на данном земельном участке, был составлен задолго до того, как рассматривался вопрос о предоставлении земельного участка, утверждения схемы его расположения, размеров.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 07.07.2009 г. было признано ее право собственности на самовольно возведенный объект незавершенного строительства. Судом, право собственности на указанный объект, признано с учетом фактически занимаемых границ земельного участка размером 35 * 45 метров площадью 1346 кв. м, а также с учетом соблюдения градостроительных норм и правил возведения дома, при условии предоставления земельного участка в границах и размерах, предложенных комиссией Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска.
Истица утверждает, что предложенная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям градостроительного, земельного законодательства, требованиям пожарной безопасности, СНиП, так как согласно проекту жилого дома, ситуационному плану с нанесением объекта незавершенного строительства, в рамках предложенной схемы размещения земельного участка нарушаются нормы вышеперечисленного законодательства: согласно ст. 69 п. 10 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния от жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее 6 м; в силу требований п. 6.7 СНиП минимальное расстояние от жилого строения до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее 3 м, а отступ от стены дома до границы соседнего участка согласно предложенной схеме департамента мэрии г. Новосибирска будут составлять лишь 70 см, что является недопустимым.
Кроме того, для обслуживания и эксплуатации дома истца требуется отступ о данной стены не менее 10 метров, так как согласно утвержденному проекту дома к ней будет пристроена терраса с крыльцом во двор общей длины 6,35 м, что становится невозможным при предложенных 70 см. Разрабатывая схему расположения земельного участка, ответчик, как считает истица, не учел размеры дома истца, которые согласно проекту фактической застройки (вместе с террасой) составляют 15 * 9 м общей площадью застройки - 159,12 кв. м.
Истицей фактически используется земельный участок площадью 1346 кв. м, на нем расположены хозяйственные постройки. Участок необходим для обслуживания дома и хозяйственных построек. Благоустройство придомовой территории также вызывает необходимость в предоставлении земельного участка площадью не менее 0,1 га.
Испрашиваемый земельный участок относится к подзоне индивидуальных жилых домов, не изъят из оборота и не ограничен в обороте, также участок не накладывается на земельные участки, ранее поставленные на кадастровый учет. Считает, что предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении данного земельного участка площадью 0,1 га не имеется.
Решением Исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 08.06.1992 г. было установлено, что при застройке микрорайона "Благовещенка" размеры земельных участком под индивидуальными домами должны составлять не менее 800 кв. м с возможным увеличением в зависимости от градостроительных обстоятельств, а отступы от домов до границ соседних участков должны составлять не менее 5 м.
Суд принял решение, с которым К.Л. не согласилась. В апелляционной жалобе решение суда просит отменить как незаконное и необоснованное, принять новое.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принят во внимание генплан застройки микрорайона, утвержденный архитектором г. Новосибирска, согласно которому, земельный участок по <адрес>, имеет размеры 35 * 45 м, что соответствует площади участка 1350 кв. м; не принята во внимание топооснова земельного участка, с границами в точках, согласованных архитектором Советского района г. Новосибирска.
Ссылается на обстоятельства, ранее указанные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований: на наличие исключительного права на приватизацию, предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса РФ; необходимость завершения строительства дома, согласно утвержденному проекту, дальнейшей его эксплуатации; не соответствие предложенной схемы расположения земельного участка требованиям градостроительного, земельного законодательства, требованиям пожарной безопасности, строительным нормам и правилам; фактическое использование в настоящее время земельного участка площадью 1346 кв. м; наличие решения Исполнительного комитета Новосибирского городского Совета народных депутатов от 08.06.1992 г.; отсутствие возражений со стороны администрации Советского района г. Новосибирска на формирование земельного участка в фактически занимаемых границах площадью 1000 кв. м.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 1). Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований (пункт 2).
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно статье 27 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета от 27.06.2007 г. N 616, в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования - мэрия г. Новосибирска. На основании части 3 статьи 42 Устава в целях решения вопросов местного значения мэрия г. Новосибирска обладает следующими полномочиями в области использования и охраны земель, охраны природы, недропользования и благоустройства: владеет, пользуется и распоряжается земельными участками, водными объектами, лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Новосибирска.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, строительство спорного жилого дома по адресу: <адрес> - велось на земельном участке, отведенном ассоциации "АНС" в микрорайоне "Благовещенка", на основании совместного постановления Президиума СО РАН и администрации Советского района г. Новосибирска от 17.02.1992 г. N. Земельный участок выбран комиссией СО АН СССР по акту от 21.01.1992 г.
Распоряжением от 10.07.2001 г. N, учитывая постановление Президиума СО РАН и администрации Советского района от 17.02.1992 г., администрация Советского района ходатайствовала перед мэрией г. Новосибирска о предоставлении ассоциации "АНС" земельного участка для строительства комплекса индивидуальных жилых домов.
Размеры земельных участков на территории Новосибирской области и г. Новосибирска для указанных целей установлены ст. 13 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 г. N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области", в Положении о застройке города Новосибирска от 09.04.2003 г. (решение Городского Совета N 241). В указанных документах размеры земельных участков определены от 0,06 га до 0,10 га. Земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства, не могут быть менее 0,45 га.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 г. N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" установлены те же предельные размеры земельных участков для строительства и эксплуатации объектов недвижимости на территории города Новосибирска.
13.01.2011 г., на основании договора купли-продажи от 10.12.2010 г., К.Л. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с адресом: <адрес>.
Решением Советского районного суда от 17.08.2011 г. по гражданскому делу по заявлению К.Л. об оспаривании отказа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 1346 кв. м, в удовлетворении заявления отказано, действия Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска признаны законными.
В результате рассмотрения заявления К.Л. от 02.02.2011 г. N, комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска принято решение о предоставлении земельного участка, фактически занимаемого объектом незавершенного строительства по <адрес>, площадью 720 кв. м.
Рассматривая спор и принимая оспариваемое решение об отказе К.Л. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок находится в собственности мэрии г. Новосибирска, которая, осуществляя полномочия собственника, распоряжается земельными участками, в том числе, путем предоставления гражданам земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Суд исходил из того, что земельный участок площадь 1000 кв. м по ул. <адрес> истице не может бы предоставлен, поскольку при образовании данного земельного участка из оставшейся территории в границах территориальной зоны "Ж-2" будет невозможно образование второго земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку площадь такой территории составит менее 450 кв. м, что противоречит правилам землепользования, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 г. N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска".
Действия Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска признаны законными и не нарушающими прав истицы, требования К.Л. - не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка, согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичные тем, которые являлись предметом полного, всестороннего и объективного исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется, подлежат отклонению как необоснованные.
Ссылки апеллянта на генплан застройки микрорайона, топооснову земельного участка не могут быть приняты во внимание, поскольку подтвержденные указанными документами обстоятельства правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, выводов суда первой инстанции не опровергают и на их правильность не влияют.
Как не имеют и правового значения ссылки апеллянта на необходимость завершения строительства дома и его эксплуатации, фактическое использование истицей в настоящее время земельного участка площадью 1346 кв. м, отсутствие возражений со стороны администрации Советского района г. Новосибирска.
Наличие у К.Л. права на приватизацию земельного участка, согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, на которую ссылается апеллянт, само по себе не может служить достаточным основанием для удовлетворения исковых требований в той редакции, в какой они сформулированы истцом: указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Утверждение апеллянта о несоответствии предложенной схемы расположения земельного участка требованиям градостроительного и земельного законодательства, пожарной безопасности, строительным нормам и правилам - безосновательно.
В основу решения суд правомерно и обоснованно положил один из основных принципов земельного законодательства, закрепленный в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ: сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Судом принято законное и обоснованное решение, а апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 ГПК РФ, могли бы являться основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Новосибирска от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Л. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)