Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2013 (судья Чернова О.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-6511/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (630009, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 16, ИНН 5405293996, ОГРН 1055405058312)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848)
о признании незаконным отказ в продлении срока действия приказа.
В заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" - Привалова Т.Ю. по доверенности от 01.04.2013 N 13;
- от Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - Горбатенко Т.А. по доверенности от 14.06.2013 N 4865/38, Горячева Н.В. по доверенности от 14.02.2013 N 1197/38.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (далее - ООО "Ремтехстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой", выраженного в письме от 05.04.2013 N 2682/1-14/38, и об обязании продлить срок действия приказа от 01.11.2007 N 1593 на срок необходимый для завершения процедуры перевода в земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418, площадью 929 999 кв. м, расположенного примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира - перекресток автодороги М-51 и поворота в поселок Садовый, за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автодорога М-51, поворот поселок Садовый (Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый).
Решением арбитражного суда от 17.06.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Департамента, суды неправильно истолковали положения абзаца 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, применив норму, не подлежащую применению, сделали неверный вывод о возможном продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Также Департамент указал на то, что изменение категории земельного участка осуществляется уполномоченным органом по ходатайству заинтересованного лица, которым является ООО "Ремтехстрой", однако общество не обращалось в уполномоченный орган с ходатайством об изменении категории земельного участка и не обжаловало бездействие субъекта по переводу земельного участка в другую категорию для того, чтобы в рамках действия решения о предварительном согласовании приобрести земельный участок в аренду.
ООО "Ремтехстрой" представило возражения на доводы кассационной жалобы, просило судебные акты оставить без изменения.
На возражения общества от Департамента поступил отзыв, в котором указано на истечение срока действия решения о предварительном согласовании по причине бездействия ООО "Ремтехстрой".
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Ремтехстрой" высказался против удовлетворения кассационной жалобы, выразив согласие с выводами судебных инстанций.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента от 01.11.2007 N 1593 обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и предварительно согласовано место размещения объекта: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 54:19:112001:0742, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый общей площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
Пунктом 4 указанного приказа предусмотрено обратиться в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с заявкой о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 29.08.2008 N 19/08-3201 земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 54:19:112001:1418.
ООО "Ремтехстрой" обратилось с заявлением от 20.10.2010 N 19 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418.
Департамент письмом от 17.11.2010 N 9239/1-14/12 сообщил, что для принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка необходимо осуществить перевод испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения либо в категорию земель населенных пунктов.
По результатам проведенных 14.03.2009 публичных слушаний очередной сессией Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района принято решение от 15.04.2009 N 2 об обращении к губернатору Новосибирской области по вопросу включения в границы населенных пунктов поселка Садовый земельных участков, принадлежащих Новосибирской области, включая спорный земельный участок.
Решением 29-й сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 14.12.2012 N 6 утвержден генеральный план, согласно которому испрашиваемый земельный участок включен в границы населенного пункта поселка Садовый и отнесен к зоне деловой, коммерческой и общественной застройке.
ООО "Ремтехстрой" обратилось 04.03.2013 в Департамент с заявлением о продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593 на срок, необходимый для завершения процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:0742 в земли населенных пунктов.
Департамент письмом от 05.04.2013 N 2682/1-14/38 сообщил об отказе в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593 со ссылкой на то, что земельное законодательство не содержит норм, позволяющих изменять срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "Ремтехстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, применив положения статей 8, 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с обоснованностью выводов арбитражного суда, поддержанных судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Следовательно, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных в статьей 29 названного Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
Судами установлено по материалам дела, что в соответствии с приказом Департамента от 01.11.2007 N 1593 о предварительном согласовании места размещения объекта общество осуществило работы по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в 2008 году.
Однако решение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства не было принято в связи с отсутствием перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности либо земель населенных пунктов.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для строительства без их перевода из одной категории в другую, земельным законодательством не предусмотрено.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31.12.2014, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель данной категории в другие категории земель относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Таким образом, для подачи ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую лицо, обращающееся с соответствующим ходатайством, должно обладать земельным участком на каком-либо праве.
Судами правильно отмечено, что в отсутствии права на спорный земельный участок ООО "Ремтехстрой" не имело возможности обратиться с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую.
При указанных обстоятельствах судом кассационной инстанции не принимаются во внимание доводы Департамента о бездействии общества относительно решения вопроса о переводе спорного земельного участка в соответствующую категорию.
Материалами дела подтверждается, что в 2009 году, то есть в период срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, уполномоченным органом была начата процедура по переводу спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Нарушение уполномоченными органами сроков перевода спорного земельного участка в соответствующую категорию не свидетельствует о бездействии общества.
При разрешении спора суды правильно исходили из того, что истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и необходимость его продления вызвана причинами, не зависящими от ООО "Ремтехстрой".
Департамент в обоснование отказа о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения сослался лишь на отсутствие в земельном законодательстве норм, позволяющих изменить срок действия такого решения.
Проанализировав нормы земельного законодательства, суды указали, что установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства не является пресекательным, поскольку закон не содержит положений о невозможности его восстановления или продления.
Поскольку Департамент в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность изложенного в письме от 05.04.2013 отказа в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593, а также учитывая отсутствие вины общества в несвоевременном переводе земельного участка в соответствующую категорию земли, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
В кассационной жалобе Департамент привел аргументы, которые являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных судами обстоятельств спора, не подтверждают нарушение или неправильное применение норм права, не опровергают законность выводов судов.
У суда кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для иной оценки выводов судов.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А45-6511/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2013 ПО ДЕЛУ N А45-6511/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. по делу N А45-6511/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2013 (судья Чернова О.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-6511/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (630009, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 16, ИНН 5405293996, ОГРН 1055405058312)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848)
о признании незаконным отказ в продлении срока действия приказа.
В заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" - Привалова Т.Ю. по доверенности от 01.04.2013 N 13;
- от Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - Горбатенко Т.А. по доверенности от 14.06.2013 N 4865/38, Горячева Н.В. по доверенности от 14.02.2013 N 1197/38.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (далее - ООО "Ремтехстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой", выраженного в письме от 05.04.2013 N 2682/1-14/38, и об обязании продлить срок действия приказа от 01.11.2007 N 1593 на срок необходимый для завершения процедуры перевода в земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418, площадью 929 999 кв. м, расположенного примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира - перекресток автодороги М-51 и поворота в поселок Садовый, за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автодорога М-51, поворот поселок Садовый (Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый).
Решением арбитражного суда от 17.06.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Департамента, суды неправильно истолковали положения абзаца 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, применив норму, не подлежащую применению, сделали неверный вывод о возможном продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Также Департамент указал на то, что изменение категории земельного участка осуществляется уполномоченным органом по ходатайству заинтересованного лица, которым является ООО "Ремтехстрой", однако общество не обращалось в уполномоченный орган с ходатайством об изменении категории земельного участка и не обжаловало бездействие субъекта по переводу земельного участка в другую категорию для того, чтобы в рамках действия решения о предварительном согласовании приобрести земельный участок в аренду.
ООО "Ремтехстрой" представило возражения на доводы кассационной жалобы, просило судебные акты оставить без изменения.
На возражения общества от Департамента поступил отзыв, в котором указано на истечение срока действия решения о предварительном согласовании по причине бездействия ООО "Ремтехстрой".
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Ремтехстрой" высказался против удовлетворения кассационной жалобы, выразив согласие с выводами судебных инстанций.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента от 01.11.2007 N 1593 обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и предварительно согласовано место размещения объекта: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 54:19:112001:0742, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый общей площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
Пунктом 4 указанного приказа предусмотрено обратиться в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с заявкой о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 29.08.2008 N 19/08-3201 земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 54:19:112001:1418.
ООО "Ремтехстрой" обратилось с заявлением от 20.10.2010 N 19 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418.
Департамент письмом от 17.11.2010 N 9239/1-14/12 сообщил, что для принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка необходимо осуществить перевод испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения либо в категорию земель населенных пунктов.
По результатам проведенных 14.03.2009 публичных слушаний очередной сессией Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района принято решение от 15.04.2009 N 2 об обращении к губернатору Новосибирской области по вопросу включения в границы населенных пунктов поселка Садовый земельных участков, принадлежащих Новосибирской области, включая спорный земельный участок.
Решением 29-й сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 14.12.2012 N 6 утвержден генеральный план, согласно которому испрашиваемый земельный участок включен в границы населенного пункта поселка Садовый и отнесен к зоне деловой, коммерческой и общественной застройке.
ООО "Ремтехстрой" обратилось 04.03.2013 в Департамент с заявлением о продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593 на срок, необходимый для завершения процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:0742 в земли населенных пунктов.
Департамент письмом от 05.04.2013 N 2682/1-14/38 сообщил об отказе в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593 со ссылкой на то, что земельное законодательство не содержит норм, позволяющих изменять срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "Ремтехстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, применив положения статей 8, 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с обоснованностью выводов арбитражного суда, поддержанных судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Следовательно, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных в статьей 29 названного Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
Судами установлено по материалам дела, что в соответствии с приказом Департамента от 01.11.2007 N 1593 о предварительном согласовании места размещения объекта общество осуществило работы по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в 2008 году.
Однако решение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства не было принято в связи с отсутствием перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности либо земель населенных пунктов.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для строительства без их перевода из одной категории в другую, земельным законодательством не предусмотрено.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31.12.2014, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель данной категории в другие категории земель относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Таким образом, для подачи ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую лицо, обращающееся с соответствующим ходатайством, должно обладать земельным участком на каком-либо праве.
Судами правильно отмечено, что в отсутствии права на спорный земельный участок ООО "Ремтехстрой" не имело возможности обратиться с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую.
При указанных обстоятельствах судом кассационной инстанции не принимаются во внимание доводы Департамента о бездействии общества относительно решения вопроса о переводе спорного земельного участка в соответствующую категорию.
Материалами дела подтверждается, что в 2009 году, то есть в период срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, уполномоченным органом была начата процедура по переводу спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Нарушение уполномоченными органами сроков перевода спорного земельного участка в соответствующую категорию не свидетельствует о бездействии общества.
При разрешении спора суды правильно исходили из того, что истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и необходимость его продления вызвана причинами, не зависящими от ООО "Ремтехстрой".
Департамент в обоснование отказа о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения сослался лишь на отсутствие в земельном законодательстве норм, позволяющих изменить срок действия такого решения.
Проанализировав нормы земельного законодательства, суды указали, что установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства не является пресекательным, поскольку закон не содержит положений о невозможности его восстановления или продления.
Поскольку Департамент в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность изложенного в письме от 05.04.2013 отказа в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 N 1593, а также учитывая отсутствие вины общества в несвоевременном переводе земельного участка в соответствующую категорию земли, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
В кассационной жалобе Департамент привел аргументы, которые являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных судами обстоятельств спора, не подтверждают нарушение или неправильное применение норм права, не опровергают законность выводов судов.
У суда кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для иной оценки выводов судов.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А45-6511/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)