Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Смирновой О.В.
при секретаре Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2013 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок - отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. обратились в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности по 1/3 доли за каждым на земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровый номер N ..., общей площадью ... кв. м. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками по 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: адрес. Ранее указанный жилой дом принадлежал ФИО1 на основании договора застройки N ... от дата. В порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ, истцы обратились в администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес собственность. Однако, истцам было отказано в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению которым обладает Правительство Республики Башкортостан. Правительством дан ответ о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа, утвержденным решением Совета городского округа г. Уфа от 22 августа 2008 г. N 7/4, обслуживание индивидуального жилого дома и хозяйственных построек не относится к видам разрешенного использования земель, расположенных в границах рекреационных зон. Истцы считают, отказ Правительства Республики Башкортостан нарушающим право истцов на приобретение указанного земельного участка в собственность. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа города Уфы N 7/4 от 22 августа 2008 г., назначение рекреационной зоны "Р-1" - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров - для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения. Однако, в настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют какие-либо объекты общего пользования и объекты рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря). Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок значится как земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. Спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых природных категорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не имеется. Поскольку спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, запрет на его приватизацию в законодательстве отсутствует, а наоборот относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек", считают, что исковые требования подлежат удовлетворению. Истцы просят признать за ними право собственности по 1/3 доли за каждым на земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровый номер N ..., общей площадью ... кв. м.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. - Я., поддержавшую жалобу, представителя администрации городского округа г. Уфа - Г., просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда от 11 декабря 2012 г. не соответствует.
Из материалов дела усматривается, что истцы являются сособственниками по 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата (л.д. 10, 11, 12).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости), расположенного по вышеуказанным домом, от дата указанный участок имеет площадь ... кв. м, кадастровый номер N ..., поставлен на учет дата, входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек расположен по адресу: адрес. Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют (л.д. 15).
В ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось, что спорный участок входит в зону рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22 августа 2008 г. N 7/4.
Истцы обратилась в Правительство Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан дан ответ N ..., в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4, для завершения обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон. В связи с чем, заявителю рекомендуется обратиться в администрацию городского округа г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. 13).
дата истцы обратилась в администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
дата от Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан был получен ответ N ..., в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22 августа 2008 г. (ред. от 09 ноября 2011 г.), испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан (л.д. 12).
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истцов, суд исходил из того, что спорный земельный участок находится в рекреационной зоне, входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, и согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ не может быть предоставлен им в собственность по основаниям предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2, ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно с. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий.
Согласно представленному суду апелляционной инстанции кадастровому паспорту от дата, спорный земельный участок с кадастровым номером N ... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек расположен по адресу: адрес, и входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22 августа 2008 г. N 7/4.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, и не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование данного земельного участка - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имелось, и отказ в признании за истцами права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Также, при вынесении решения, судом первой инстанции не учтено, что истцы стали собственниками жилого дома и приобрели в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, еще до утверждения решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
При этом строительство жилого дома, принадлежащего истцам на праве собственности и расположенного на спорном земельном участке, было осуществлено в ... г. и принадлежало на праве собственности ФИО1 на основании договора застройки N ... от дата, затем ФИО2 на основании договора дарения N ... от дата, ФИО3 и ФИО4 на основании свидетельств о праве на наследство по закону от дата, дата и впоследствии истцам на основании договора мены от дата и свидетельств о праве на наследств, что подтверждается вышеуказанными свидетельствами о государственной регистрации права, справкой территориального участка г. Уфа ГУМ БТИ Республики Башкортостан от дата и представленным суду апелляционной инстанции техническому паспорту жилого дома.
Согласно ст. 53.4 Правил запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам установленных ст. 44 Правил запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Правил земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие не соответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя, в том числе, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, отсутствуют правовые основания к отказу в передачи истцам в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу нового решения об удовлетворении требований истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2013 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Удовлетворить исковые требования Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Признать за Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. право собственности по 1/3 доли за каждым на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровый номер N ..., общей площадью ... кв. м.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5815/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-5815/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Смирновой О.В.
при секретаре Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2013 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок - отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. обратились в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности по 1/3 доли за каждым на земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровый номер N ..., общей площадью ... кв. м. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками по 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: адрес. Ранее указанный жилой дом принадлежал ФИО1 на основании договора застройки N ... от дата. В порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ, истцы обратились в администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес собственность. Однако, истцам было отказано в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению которым обладает Правительство Республики Башкортостан. Правительством дан ответ о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа, утвержденным решением Совета городского округа г. Уфа от 22 августа 2008 г. N 7/4, обслуживание индивидуального жилого дома и хозяйственных построек не относится к видам разрешенного использования земель, расположенных в границах рекреационных зон. Истцы считают, отказ Правительства Республики Башкортостан нарушающим право истцов на приобретение указанного земельного участка в собственность. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа города Уфы N 7/4 от 22 августа 2008 г., назначение рекреационной зоны "Р-1" - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров - для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения. Однако, в настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют какие-либо объекты общего пользования и объекты рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря). Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок значится как земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. Спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых природных категорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не имеется. Поскольку спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, запрет на его приватизацию в законодательстве отсутствует, а наоборот относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек", считают, что исковые требования подлежат удовлетворению. Истцы просят признать за ними право собственности по 1/3 доли за каждым на земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровый номер N ..., общей площадью ... кв. м.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. - Я., поддержавшую жалобу, представителя администрации городского округа г. Уфа - Г., просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда от 11 декабря 2012 г. не соответствует.
Из материалов дела усматривается, что истцы являются сособственниками по 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата (л.д. 10, 11, 12).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости), расположенного по вышеуказанным домом, от дата указанный участок имеет площадь ... кв. м, кадастровый номер N ..., поставлен на учет дата, входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек расположен по адресу: адрес. Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют (л.д. 15).
В ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось, что спорный участок входит в зону рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22 августа 2008 г. N 7/4.
Истцы обратилась в Правительство Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан дан ответ N ..., в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4, для завершения обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон. В связи с чем, заявителю рекомендуется обратиться в администрацию городского округа г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. 13).
дата истцы обратилась в администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
дата от Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан был получен ответ N ..., в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22 августа 2008 г. (ред. от 09 ноября 2011 г.), испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан (л.д. 12).
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истцов, суд исходил из того, что спорный земельный участок находится в рекреационной зоне, входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, и согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ не может быть предоставлен им в собственность по основаниям предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2, ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно с. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий.
Согласно представленному суду апелляционной инстанции кадастровому паспорту от дата, спорный земельный участок с кадастровым номером N ... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек расположен по адресу: адрес, и входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22 августа 2008 г. N 7/4.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, и не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование данного земельного участка - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имелось, и отказ в признании за истцами права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Также, при вынесении решения, судом первой инстанции не учтено, что истцы стали собственниками жилого дома и приобрели в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, еще до утверждения решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
При этом строительство жилого дома, принадлежащего истцам на праве собственности и расположенного на спорном земельном участке, было осуществлено в ... г. и принадлежало на праве собственности ФИО1 на основании договора застройки N ... от дата, затем ФИО2 на основании договора дарения N ... от дата, ФИО3 и ФИО4 на основании свидетельств о праве на наследство по закону от дата, дата и впоследствии истцам на основании договора мены от дата и свидетельств о праве на наследств, что подтверждается вышеуказанными свидетельствами о государственной регистрации права, справкой территориального участка г. Уфа ГУМ БТИ Республики Башкортостан от дата и представленным суду апелляционной инстанции техническому паспорту жилого дома.
Согласно ст. 53.4 Правил запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам установленных ст. 44 Правил запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Правил земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие не соответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя, в том числе, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, отсутствуют правовые основания к отказу в передачи истцам в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу нового решения об удовлетворении требований истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2013 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Удовлетворить исковые требования Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. к Правительству Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Признать за Б.Л.Ф., Б.А.Ю., Б.А.Ю. право собственности по 1/3 доли за каждым на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровый номер N ..., общей площадью ... кв. м.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)