Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ухова Т.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Кругловой С.Ю.
судей Брюквиной С.В., Малахова В.А.
при секретаре К.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
27 февраля 2012 года
гражданское дело по кассационной жалобе М. на решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 07 декабря 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований М. к главе администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области о признании незаконным постановления главы Мышкинского муниципального района Ярославской области N 470 от 07.06.2011 года об отказе в возможности изменения разрешенного способа использования земельного участка, принадлежащего М., и вменении главе администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области обязанности принять решение о возможности изменения разрешенного способа использования земельного участка площадью кв. м с кадастровым номером категории сельскохозяйственного назначения с разрешенного способа для сельскохозяйственного производства на иной вид использования, для ведения дачного хозяйства - отказать".
Заслушав доклад судьи Брюквиной С.В., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы Мышкинского муниципального района Ярославской области N 470 от 07.06.2011 об отказе в изменении разрешенного способа использования принадлежащего ему земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью кв. м с кадастровым номером, и возложении на главу администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области обязанности принять решение об изменении разрешенного способа использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" на иной вид использования "для ведения дачного хозяйства", ссылаясь на то, что 19.10.2010 он обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области. Постановлением главы администрации N 470 от 07.06.2011 в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано. Данное постановление М. считает незаконным, поскольку результат публичных слушаний и способ их проведения не соответствуют закону.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен М.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение по правилам гл. 25 ГПК РФ.
Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителя М. по доверенности К.Ю., поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителей Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области по доверенностям Ш., Б., судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований М., суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконным протокола публичных слушаний и возложения на орган местного самоуправления обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
С выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований кассационная коллегия соглашается. Вместе с тем, мотивы, изложенные в решении суда, подлежат уточнению с учетом следующего.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, одной из которых являются земли сельскохозяйственного назначения (пп. 1 п. 1), которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2).
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, и включают в свой состав: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
На территории муниципального образования Приволжское сельское поселение Мышкинского района Ярославской области на момент обращения М. с заявлением об изменении разрешенного способа использования земельного участка действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Собрания депутатов Мышкинского муниципального района Ярославской области. Данные Правила содержали систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями.
В силу вышеприведенных норм с введением градостроительного зонирования на территории муниципального образования Приволжское сельское поселение выбор вида разрешенного использования может осуществляться только в пределах, допускаемых зонированием территорий, что соответствует требованиям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Из Правил землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Мышкинского муниципального района Ярославской области, решения Мышкинского районного суда Ярославской области от 21.10.2010 по гражданскому делу N 2-123/2010, пояснений сторон следует, что земельный участок, принадлежащий М., отнесен к категории сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Правилам землепользования и застройки основными видами разрешенного использования участков в данной территориальной зоне являются: тепличные хозяйства; фермы; сельскохозяйственные производственные центры; выращивание сельскохозяйственной продукции; животноводство; птицеводство; пчеловодство.
В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6). Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7).
Согласно ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Положения ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации" не применимы при разрешении данного спора, поскольку на территории Приволжского сельского поселения утверждены Правила землепользования и застройки.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не предусматривает изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, без изменения Правил землепользования и застройки.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 79 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Ведение дачного хозяйства недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка невозможно без изменения Правил землепользования и застройки.
Довод кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции заявление М., поданное в порядке главы 25 ГПК РФ, рассмотрено судом в порядке искового производства, достаточным основанием для отмены решения суда не является.
Оценка результата публичных слушаний и способа их проведения правового значения по делу не имеет, поскольку вопрос об изменении разрешенного способа использования земельного участка - сельскохозяйственных угодий в данном случае разрешается в ином порядке - путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, статьей 2 Федерального закона РФ от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу М. на решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 07 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-839/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2012 г. по делу N 33-839/2012
Судья Ухова Т.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Кругловой С.Ю.
судей Брюквиной С.В., Малахова В.А.
при секретаре К.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
27 февраля 2012 года
гражданское дело по кассационной жалобе М. на решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 07 декабря 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований М. к главе администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области о признании незаконным постановления главы Мышкинского муниципального района Ярославской области N 470 от 07.06.2011 года об отказе в возможности изменения разрешенного способа использования земельного участка, принадлежащего М., и вменении главе администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области обязанности принять решение о возможности изменения разрешенного способа использования земельного участка площадью кв. м с кадастровым номером категории сельскохозяйственного назначения с разрешенного способа для сельскохозяйственного производства на иной вид использования, для ведения дачного хозяйства - отказать".
Заслушав доклад судьи Брюквиной С.В., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы Мышкинского муниципального района Ярославской области N 470 от 07.06.2011 об отказе в изменении разрешенного способа использования принадлежащего ему земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью кв. м с кадастровым номером, и возложении на главу администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области обязанности принять решение об изменении разрешенного способа использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" на иной вид использования "для ведения дачного хозяйства", ссылаясь на то, что 19.10.2010 он обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области. Постановлением главы администрации N 470 от 07.06.2011 в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано. Данное постановление М. считает незаконным, поскольку результат публичных слушаний и способ их проведения не соответствуют закону.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен М.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение по правилам гл. 25 ГПК РФ.
Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителя М. по доверенности К.Ю., поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителей Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области по доверенностям Ш., Б., судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований М., суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконным протокола публичных слушаний и возложения на орган местного самоуправления обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
С выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований кассационная коллегия соглашается. Вместе с тем, мотивы, изложенные в решении суда, подлежат уточнению с учетом следующего.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, одной из которых являются земли сельскохозяйственного назначения (пп. 1 п. 1), которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2).
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, и включают в свой состав: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
На территории муниципального образования Приволжское сельское поселение Мышкинского района Ярославской области на момент обращения М. с заявлением об изменении разрешенного способа использования земельного участка действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Собрания депутатов Мышкинского муниципального района Ярославской области. Данные Правила содержали систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями.
В силу вышеприведенных норм с введением градостроительного зонирования на территории муниципального образования Приволжское сельское поселение выбор вида разрешенного использования может осуществляться только в пределах, допускаемых зонированием территорий, что соответствует требованиям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Из Правил землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Мышкинского муниципального района Ярославской области, решения Мышкинского районного суда Ярославской области от 21.10.2010 по гражданскому делу N 2-123/2010, пояснений сторон следует, что земельный участок, принадлежащий М., отнесен к категории сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Правилам землепользования и застройки основными видами разрешенного использования участков в данной территориальной зоне являются: тепличные хозяйства; фермы; сельскохозяйственные производственные центры; выращивание сельскохозяйственной продукции; животноводство; птицеводство; пчеловодство.
В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6). Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7).
Согласно ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Положения ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации" не применимы при разрешении данного спора, поскольку на территории Приволжского сельского поселения утверждены Правила землепользования и застройки.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не предусматривает изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, без изменения Правил землепользования и застройки.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 79 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Ведение дачного хозяйства недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка невозможно без изменения Правил землепользования и застройки.
Довод кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции заявление М., поданное в порядке главы 25 ГПК РФ, рассмотрено судом в порядке искового производства, достаточным основанием для отмены решения суда не является.
Оценка результата публичных слушаний и способа их проведения правового значения по делу не имеет, поскольку вопрос об изменении разрешенного способа использования земельного участка - сельскохозяйственных угодий в данном случае разрешается в ином порядке - путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, статьей 2 Федерального закона РФ от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу М. на решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 07 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)