Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ханиной А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" Чурляевой М.В., действующей по доверенности от 31.08.2009, представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области Авериной Я.В., действующей по доверенности от 03.04.2009 N 1716в, представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Макаренко М.Н., действующей по доверенности от 06.07.2009 N 01-02-41/44, представителя комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова Чурляевой М.В., действующей по доверенности от 21.05.2009 N 01-16/05-5823,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2009 года по делу N А57-19979/2009 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
к комитету по управлению имуществом по Саратовской области (г. Саратов)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова (г. Саратов)
о признании недействительным распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - заявитель) с заявлением к комитету по управлению имуществом по Саратовской области о признании недействительным распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р и обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 1333 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88.
Решением суда первой инстанции от 28 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области не согласился с принятым решением в части удовлетворения требований заявителя и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований заявителя по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов".
Комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрация муниципального образования "Город Саратов" возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Соответствующие возражения лицами, участвующими в деле, не заявлены. Суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение в части.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08 апреля 2009 года комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова в газете "Саратовская панорама" N 31 (422) опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка общей площадью 1333 кв. м, предназначенного для размещения детского сада, расположенного по адресному ориентиру: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88, в Заводском районе. В объявлении указано, что лицам, заинтересованным в предоставлении указанного земельного участка, необходимо обращаться в комитет по управлению имуществом Саратовской области, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. им. Радищева А.Н., 30 (т. 1 л.д. 9).
19 мая 2009 года комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением с прилагаемыми к нему документами о выборе земельного участка площадью 1333 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88, и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада.
08 июня 2009 года комитет по управлению имуществом Саратовской области издал распоряжение N Т-1369-р, которым утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано место размещения детского сада на данном участке в границах, указанных в схеме расположения. Данным распоряжением на комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность установить границы испрашиваемого участка, обеспечить постановку его на государственный кадастровый учет и направить кадастровый паспорт земельного участка в комитет по управлению имуществом Саратовской области (т. 1 л.д. 37).
15 июля 2009 года комитетом по управлению имуществом Саратовской области распоряжением N Т-2035-р отменено распоряжение от 08.06.2009 N Т-1369-р со ссылкой на Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280.
Комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласился с распоряжением от 15.07.2009 N Т-2035-р и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, указал, что, поскольку пунктом 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо определяется зона возможного размещения объекта дошкольного образования - детского сада, у комитета по управлению имуществом Саратовской области отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого распоряжения.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции основанными на законе и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Указанными статьями определены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, что закреплено в пункте 5 данной статьи.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела, акт о выборе земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1333 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88, для строительства детского сада утвержден распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 08.06.2009 N Т-1369-р, впоследствии отмененным оспариваемым актом.
Основанием для издания распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р послужили Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 (далее - Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов").
Указанный земельный участок, согласно схеме его расположения, находится в зоне многоэтажной жилой застройки (т. 1 л.д. 12), и виды его разрешенного использования Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не определены.
Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительные регламенты в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются Правилами землепользования и застройки.
Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ими являются: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
Как верно установил суд первой инстанции, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не определены.
В то же время, положениями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается размещение в жилых зонах стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, несмотря на отсутствие в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" сведений о видах разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, норма Градостроительного кодекса Российской Федерации допускает размещение на нем объекта дошкольного образования - детского сада.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств обоснованности и законности принятия оспариваемого акта.
Доводы апелляционной жалобы о запрете, установленном органами местного самоуправления, на любое использование земельных участков в границах многоэтажной жилой застройки "Ж-1" и о возможности использования испрашиваемого земельного участка только после внесения органами местного самоуправления соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" прямо противоречат нормам градостроительного законодательства, которые не только не содержат прямого запрета на размещение в указанной зоне детского сада, но и прямо это допускают.
Кроме того, оспариваемым распоряжением нарушено право комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", предусмотренное статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому отказ от предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в отношении земельных участков, изъятых из оборота, запрещенных к приватизации, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, отмена оспариваемым актом ранее принятого распоряжения от 08.06.2009 N Т-1369-р об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и согласования места размещения объекта по указанному в распоряжении от 15.07.2009 N Т-2035-р основанию незаконна и необоснованна.
Суд первой инстанции правильно, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал распоряжение от 15.07.2009 N Т-2035-р недействительным.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2009 года по делу N А57-19979/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2009 ПО ДЕЛУ N А57-19979/2009
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 г. по делу N А57-19979/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ханиной А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" Чурляевой М.В., действующей по доверенности от 31.08.2009, представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области Авериной Я.В., действующей по доверенности от 03.04.2009 N 1716в, представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Макаренко М.Н., действующей по доверенности от 06.07.2009 N 01-02-41/44, представителя комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова Чурляевой М.В., действующей по доверенности от 21.05.2009 N 01-16/05-5823,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2009 года по делу N А57-19979/2009 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
к комитету по управлению имуществом по Саратовской области (г. Саратов)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова (г. Саратов)
о признании недействительным распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - заявитель) с заявлением к комитету по управлению имуществом по Саратовской области о признании недействительным распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р и обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 1333 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88.
Решением суда первой инстанции от 28 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области не согласился с принятым решением в части удовлетворения требований заявителя и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований заявителя по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов".
Комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрация муниципального образования "Город Саратов" возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Соответствующие возражения лицами, участвующими в деле, не заявлены. Суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение в части.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08 апреля 2009 года комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова в газете "Саратовская панорама" N 31 (422) опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка общей площадью 1333 кв. м, предназначенного для размещения детского сада, расположенного по адресному ориентиру: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88, в Заводском районе. В объявлении указано, что лицам, заинтересованным в предоставлении указанного земельного участка, необходимо обращаться в комитет по управлению имуществом Саратовской области, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. им. Радищева А.Н., 30 (т. 1 л.д. 9).
19 мая 2009 года комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением с прилагаемыми к нему документами о выборе земельного участка площадью 1333 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88, и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада.
08 июня 2009 года комитет по управлению имуществом Саратовской области издал распоряжение N Т-1369-р, которым утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано место размещения детского сада на данном участке в границах, указанных в схеме расположения. Данным распоряжением на комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность установить границы испрашиваемого участка, обеспечить постановку его на государственный кадастровый учет и направить кадастровый паспорт земельного участка в комитет по управлению имуществом Саратовской области (т. 1 л.д. 37).
15 июля 2009 года комитетом по управлению имуществом Саратовской области распоряжением N Т-2035-р отменено распоряжение от 08.06.2009 N Т-1369-р со ссылкой на Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280.
Комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласился с распоряжением от 15.07.2009 N Т-2035-р и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, указал, что, поскольку пунктом 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо определяется зона возможного размещения объекта дошкольного образования - детского сада, у комитета по управлению имуществом Саратовской области отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого распоряжения.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции основанными на законе и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Указанными статьями определены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, что закреплено в пункте 5 данной статьи.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела, акт о выборе земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1333 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 88, для строительства детского сада утвержден распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 08.06.2009 N Т-1369-р, впоследствии отмененным оспариваемым актом.
Основанием для издания распоряжения от 15.07.2009 N Т-2035-р послужили Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 (далее - Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов").
Указанный земельный участок, согласно схеме его расположения, находится в зоне многоэтажной жилой застройки (т. 1 л.д. 12), и виды его разрешенного использования Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не определены.
Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительные регламенты в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются Правилами землепользования и застройки.
Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ими являются: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
Как верно установил суд первой инстанции, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не определены.
В то же время, положениями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается размещение в жилых зонах стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, несмотря на отсутствие в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" сведений о видах разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, норма Градостроительного кодекса Российской Федерации допускает размещение на нем объекта дошкольного образования - детского сада.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств обоснованности и законности принятия оспариваемого акта.
Доводы апелляционной жалобы о запрете, установленном органами местного самоуправления, на любое использование земельных участков в границах многоэтажной жилой застройки "Ж-1" и о возможности использования испрашиваемого земельного участка только после внесения органами местного самоуправления соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" прямо противоречат нормам градостроительного законодательства, которые не только не содержат прямого запрета на размещение в указанной зоне детского сада, но и прямо это допускают.
Кроме того, оспариваемым распоряжением нарушено право комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", предусмотренное статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому отказ от предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в отношении земельных участков, изъятых из оборота, запрещенных к приватизации, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, отмена оспариваемым актом ранее принятого распоряжения от 08.06.2009 N Т-1369-р об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и согласования места размещения объекта по указанному в распоряжении от 15.07.2009 N Т-2035-р основанию незаконна и необоснованна.
Суд первой инстанции правильно, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал распоряжение от 15.07.2009 N Т-2035-р недействительным.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2009 года по делу N А57-19979/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)