Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "25" апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года,
по делу N А57-15508/2012, (судья Федорова Ю.Н.),
по иску Индивидуального предпринимателя Мамунц И.Ю.
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области,
ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов
третьи лица:
Правительство Саратовской области, г. Саратов
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов
ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Поволжский филиал, г. Москва,
ООО "Средневолжская оценочная компания", г. Саратов
ООО "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА", г. Саратов
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:17, равной его рыночной стоимости в размере 12 000 000 рублей
при участии в судебном заседании:
от истца - Рыбаков А.Ю. по доверенности от 03.02.2013, выданной сроком на 3 года,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Шатунова О.Г. по доверенности от 28.01.2013, выданной сроком на 3 года,
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А, от 26.09.12, выданной сроком на один год,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Индивидуальный предприниматель Мамунц Инара Юрьевна (далее - ИП Мамунц И.Ю., истец) с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:17, расположенного по адресу: г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, равной его рыночной стоимости в размере 12 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года по делу N А57-15508/2012 исковые требования к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворены, в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года по делу N А57-15508/2012 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просил жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представитель истца в судебное заседание явился, пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра", просил решение суд первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78984 приобщено к материалам дела).
Представитель Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78981 приобщено к материалам дела).
Представитель ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78985 приобщено к материалам дела).
Представитель ООО "Средневолжская оценочная компания" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78988 приобщено к материалам дела).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78980 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением мэра города Саратова от 13.12.2001 N 1040 Мамунц Инаре Юрьевне был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:020336:17, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, по Ново-Астраханскому шоссе в Заводском районе, общей площадью 0,9062 га, для размещения незавершенного строительством трехэтажного офисного здания, гостиницы, казино и ресторана по Ново-Астраханскому шоссе в Заводском районе. На основании указанного Постановления между Администрацией города Саратова (Арендодатель) и Мамунц И.Ю. был заключен договор аренды указанного земельного участка N 188 от 01.02.2002.
Договор аренды участка N 188 от 01.02.2002 зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющейся в материалах дела Выпиской из ЕГРП от 29.02.2012 N 17/047/2012-232.
На земельном участке расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое трехэтажное здание (ресторан), площадью 990,4 кв. м, литер Г, по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, 64, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 64 АБ N 961136 от 18.06.2008, запись регистрации в ЕГРП 64-64-11/363/2008-163.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельного участка общей площадью 9062 кв. м с кадастровым номером 64:48:020336:17, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, является Мамунц И.Ю.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 64:48:020336:17, относится к категории земель населенных пунктов, в границах муниципального образования "Город Саратов", имеет вид разрешенного использования - "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания". В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 29.02.2012 N 64/201/2012-19479, кадастровая стоимость земельного участка составляет 56 677282,18 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости - 6254,32 руб. /кв. м.
На момент обращения истца с иском в суд кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена против ее рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено п. 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Саратовской области, наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 0239-2012 от 15.06.2012 по определению рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 64:48:020336:17), площадью 9062 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 12 000 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Определением суда от 10.10.2012 по настоящему делу по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, по результатам которой установлено, что действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:17, площадью 9062 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, по состоянию на 01.01.2007 составляет 11 800 000 рублей.
Ответчики ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не оспорили рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта.
Заявитель апелляционной жалобы - ответчик указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета является Управление Росреестра по Саратовской области и он проводил кадастровую оценку земель. Однако указанный довод является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом исковые требования к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года, по делу N А57-15508/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2013 ПО ДЕЛУ N А57-15508/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. по делу N А57-15508/12
Резолютивная часть постановления объявлена "25" апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года,
по делу N А57-15508/2012, (судья Федорова Ю.Н.),
по иску Индивидуального предпринимателя Мамунц И.Ю.
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области,
ФГБУ "ФКП Росреестра", г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов
третьи лица:
Правительство Саратовской области, г. Саратов
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов
ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Поволжский филиал, г. Москва,
ООО "Средневолжская оценочная компания", г. Саратов
ООО "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА", г. Саратов
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:17, равной его рыночной стоимости в размере 12 000 000 рублей
при участии в судебном заседании:
от истца - Рыбаков А.Ю. по доверенности от 03.02.2013, выданной сроком на 3 года,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Шатунова О.Г. по доверенности от 28.01.2013, выданной сроком на 3 года,
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А, от 26.09.12, выданной сроком на один год,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Индивидуальный предприниматель Мамунц Инара Юрьевна (далее - ИП Мамунц И.Ю., истец) с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:17, расположенного по адресу: г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, равной его рыночной стоимости в размере 12 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года по делу N А57-15508/2012 исковые требования к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворены, в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года по делу N А57-15508/2012 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просил жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представитель истца в судебное заседание явился, пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра", просил решение суд первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78984 приобщено к материалам дела).
Представитель Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78981 приобщено к материалам дела).
Представитель ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78985 приобщено к материалам дела).
Представитель ООО "Средневолжская оценочная компания" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78988 приобщено к материалам дела).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 78980 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением мэра города Саратова от 13.12.2001 N 1040 Мамунц Инаре Юрьевне был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:020336:17, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, по Ново-Астраханскому шоссе в Заводском районе, общей площадью 0,9062 га, для размещения незавершенного строительством трехэтажного офисного здания, гостиницы, казино и ресторана по Ново-Астраханскому шоссе в Заводском районе. На основании указанного Постановления между Администрацией города Саратова (Арендодатель) и Мамунц И.Ю. был заключен договор аренды указанного земельного участка N 188 от 01.02.2002.
Договор аренды участка N 188 от 01.02.2002 зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющейся в материалах дела Выпиской из ЕГРП от 29.02.2012 N 17/047/2012-232.
На земельном участке расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое трехэтажное здание (ресторан), площадью 990,4 кв. м, литер Г, по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, 64, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 64 АБ N 961136 от 18.06.2008, запись регистрации в ЕГРП 64-64-11/363/2008-163.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельного участка общей площадью 9062 кв. м с кадастровым номером 64:48:020336:17, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, является Мамунц И.Ю.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 64:48:020336:17, относится к категории земель населенных пунктов, в границах муниципального образования "Город Саратов", имеет вид разрешенного использования - "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания". В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 29.02.2012 N 64/201/2012-19479, кадастровая стоимость земельного участка составляет 56 677282,18 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости - 6254,32 руб. /кв. м.
На момент обращения истца с иском в суд кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена против ее рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено п. 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Саратовской области, наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 0239-2012 от 15.06.2012 по определению рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 64:48:020336:17), площадью 9062 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 12 000 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Определением суда от 10.10.2012 по настоящему делу по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, по результатам которой установлено, что действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:17, площадью 9062 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, по состоянию на 01.01.2007 составляет 11 800 000 рублей.
Ответчики ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не оспорили рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта.
Заявитель апелляционной жалобы - ответчик указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета является Управление Росреестра по Саратовской области и он проводил кадастровую оценку земель. Однако указанный довод является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом исковые требования к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2013 года, по делу N А57-15508/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)