Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2013 N 18АП-1250/2013 ПО ДЕЛУ N А47-10105/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. N 18АП-1250/2013

Дело N А47-10105/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2012 по делу N А47-10105/2012 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" - Головина Ю.В. (доверенность от 24.04.2012).
Открытое акционерное общество "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - ОАО "Оренбургская ТГК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения Департамента от 23.11.2011 N 2462-р "Об утверждении схемы расположения и образования земельных участков по улице Манежная, 26" в редакции распоряжения от 11.04.2012 N 1635-р в части установления вида разрешенного использования и об обязании Департамента внести изменения в распоряжение от 23.11.2011 N 2462-р "Об утверждении схемы расположения и образования земельных участков по улице Манежная, 26" в части вида разрешенного использования образованных земельных участков в следующей редакции: "земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов, кабельных, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики" (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л.д. 118).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.12.2012 (резолютивная часть объявлена 20.12.2012) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамента (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что решение об установлении 9 вида разрешенного использования земельных участков принято в пределах компетенции и соответствует действующему законодательству. Кроме того, указывает, что судом первой инстанции с Департамента была необоснованно взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
От ОАО "Оренбургская ТГК" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование возражений указывает, что Департамент доказательства проведения публичных слушаний по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой не представил. На земельном участке, расположенном по адресу: город Оренбург, улица Манежная, 26, расположены объекты недвижимого имущества, в комплексе составляющие котельную, принадлежащую ОАО "Оренбургская ТГК", которая является субъектом электроэнергетической отрасли. Таким образом, установленная Департаментом 9 группа разрешенного использования земельного участка не совпадает с его фактическим использованием по назначению. Целевое назначение и вид функционального использования данного земельного участка соответствуют 13 группе видов разрешенного использования, то есть именно той группе, которая была установлена до разделения земельного участка согласно распоряжению N 2462-р в редакции распоряжения N 1635-р. Также заявитель указал на верное взыскание с Департамента в пользу заявителя расходов по государственной пошлине.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Департамента не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Департамента.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ОАО "Оренбургская ТГК" на основании свидетельства о праве бессрочного пользования землей N 656, выданного 15.10.1993 (т. 1, л.д. 12), и перечня имущества, выделяемого ОАО "Оренбургская ТГК" к разделительному балансу ОАО "Оренбургэнерго", реорганизуемого в форме выделения (т. 1, л.д. 14-18), принадлежал на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 50 948+/-79 кв. м (с учетом уточнения площади согласно распоряжению главы города Оренбурга от 28.04.2004 N 1999-р "Об уточнении площади земельного участка по адресу: город Оренбург, улица Манежная, 26", т. 1, л.д. 13) с кадастровым номером 56:44:0316006:10, местоположение: установлено относительно ориентира Оренбургская котельная, расположенного в границах участка, адрес ориентира: город Оренбург, улица Манежная, 26. Назначение земельного участка - для размещения Оренбургской котельной по улице Манежная, 26.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 10.04.2008 N 44/08-05-10458 (т. 1, л.д. 22) земельный участок с кадастровым номером 56:44:0316006:10 имел разрешенное использование: размещение производственных зданий, строений и сооружений, удельный показатель кадастровой стоимости 176,87 руб. /кв. м и кадастровую стоимость 9 011 172,51 руб.
На земельном участке с кадастровым номером 56:44:0316006:10 расположены принадлежащие ОАО "Оренбургская ТГК" объекты недвижимости (т. 2, л.д. 11-27).
Из технического паспорта тепловой электрической станции (т. 2, л.д. 30-38, приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 02.06.2009 N 172 (т. 2, л.д. 39, 40) следует, что в комплексе указанные объекты являются Оренбургской котельной.
В целях реализации права на выкуп названного земельного участка ОАО "Оренбургская ТГК" было принято решение о его разделении на 6 частей, в Департамент подано заявление об утверждении схем расположения и образовании земельных участков по улице Манежная, 26, образуемых в результате разделения.
Распоряжением Департамента от 23.11.2011 N 2462-р "Об утверждении схемы расположения и образовании земельных участков по улице Манежной, 26" были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане в кадастровом квартале 56:44:0316006 и образованы шесть земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:44:0316006:10 (т. 1, л.д. 19).
Для пяти из образованных земельных участков было установлено разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства, с размещением зданий строений, сооружений котельной (здания реагентов, хозяйственно-бытового здания, гаража и здания скреперных лебедок - соответственно), а для шестого земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения объектов военной безопасности, с размещением бомбоубежища.
С указанными видами разрешенного использования 24.01.2012 образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 56:44:0316006:47, 56:44:0316006:46, 56:44:0316006:43, 56:44:0316006:45, 56:44:0316006:48 и 56:44:0316006:44, что привело к увеличению удельного показателя их кадастровой стоимости до 1657,64 руб. /кв. м и соответствующему увеличению кадастровой стоимости (т. 1, л.д. 27-32).
Посчитав изменение разрешенного использования земельных участков необоснованным, 10.02.2012 ОАО "Оренбургская ТГК" обратилось в Администрацию города Оренбурга с заявлением об изменении вида разрешенного использования (т. 1, л.д. 96), на что заявителю было выдано градостроительное заключение о возможности изменения разрешенного использования объекта недвижимости, утвержденное главным архитектором города Оренбурга 20.02.2012 (т. 1, л.д. 97, 98). В пункте 10 данного градостроительного заключения было указано о возможности изменения вида разрешенного использования только по итогам проведения процедуры публичных слушаний.
13 марта 2012 года ОАО "Оренбургская ТГК" обратилось в Администрацию города Оренбурга с заявлением о подготовке проекта правового акта Департамента об уточнении характеристики земельного участка (т. 1, л.д. 99).
11 апреля 2012 года Департаментом было вынесено распоряжение N 1635-р "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 23.11.2011 N 2462-р" (т. 1, л.д. 103, 104), которым в целях исправления технической ошибки были внесены изменения в распоряжение N 2462-р в части разрешенного использования первых пяти земельных участков (за исключением земельного участка, предназначенного для размещения объектов военной безопасности, с размещением бомбоубежища): заменены слова "для размещения производственных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства" на слова "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Полагая, что распоряжением N 2462-р, с учетом изменений, внесенных в него распоряжением N 1635-р, при разделе земельного участка с кадастровым номером 56:44:0316006:10 Департамент неправомерно изменил вид разрешенного использования образуемых в результате раздела земельных участков, ОАО "Оренбургская ТГК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение N 2462-р, с учетом изменений, внесенных в него распоряжением N 1635-р, в обжалуемой части не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку фактически без проведения процедуры публичных слушаний изменяет вид разрешенного использования земельных участков, образуемых в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 56:44:0316006:10, по отношению к указанному земельному участку.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
Указанными Правилами установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно пункту 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
На территории Оренбургской области принято постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - постановление N 414-п).
Пунктом 1 названного постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2007, которыми установлены средние значения показателей кадастровой стоимости земель региона, подлежащие применению начиная с 01.01.2008.
Как указано ранее, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0316006:10 был предоставлен ОАО "Оренбургская ТГК" на праве бессрочного пользования с назначением земельного участка - для размещения Оренбургской котельной по улице Манежная, 26.
В распоряжении главы города Оренбурга от 28.04.2004 N 1999-р "Об уточнении площади земельного участка по адресу: город Оренбург, улица Манежная, 26" в отношении земельного участка было установлено разрешенное использование - размещение производственных зданий, строений и сооружений.
Это же разрешенное использование земельного участка было внесено в государственный кадастр недвижимости согласно кадастровому паспорту земельного участка от 10.04.2008 N 44/08-05-10458.
Приложением N 1 к постановлению N 414-п были установлены 16 видов разрешенного использования земельных участков земель населенных пунктов в Оренбургской области. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области определены в приложении N 2 к постановлению N 414-п. Приложением N 3 к постановлению N 414-п установлена кадастровая стоимость конкретных земельных участков в составе земель населенных пунктов Оренбургской области.
Так, согласно данному приложению для земельного участка с кадастровым номером 56:44:03 16 006:0010 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 56:44:0316006:10) кадастровая стоимость установлена в размере 9 011 172,51 руб.
Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости равен 176,87 руб. /кв. м (9 011 172,51 руб. / 50 948 кв. м = 176,87 руб. /к. м).
Данный удельный показатель кадастровой стоимости согласно приложению N 2 к постановлению N 414-п для кадастрового квартала 56:44:0316006 соответствует 13 виду разрешенного использования.
Следовательно, постановлением N 414-п, вынесенным по результатам проведенных работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Оренбургской области, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0316006:10 был отнесен к 13 виду разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
В кадастровом паспорте земельного участка от 10.04.2008 N 44/08-05-10458 также указаны удельный показатель кадастровой стоимости 176,87 руб. /кв. м и кадастровая стоимость 9 011 172,51 руб., соответствующие 13 виду разрешенного использования.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что земельному участку с кадастровым номером 56:44:0316006:10 был установлен 13, а не 9 вид разрешенного использования.
Указанное также подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 22.11.2012 N 02-11-05/5585 (т. 2, л.д. 62, 63).
Соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает довод подателя жалобы об обратном.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании изложенного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 указано, что при разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, строениями, сооружениями, в том числе зарегистрированными в качестве отдельных объектов недвижимости, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 56:44:0316006:10 и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, строениями, сооружениями, на вновь образованные земельные участки должно быть автоматически перенесено разрешенное использование исходного земельного участка, то есть 13 вид разрешенного использования.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьи 4.1 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
На основании изложенного распоряжение N 2462-р, с учетом изменений, внесенных в него распоряжением N 1635-р, в обжалуемой части не соответствует приведенным выше положениям действующего законодательства, поскольку без проведения процедуры публичных слушаний фактически изменяет вид разрешенного использования земельных участков, образуемых в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 56:44:0316006:10.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно возложил на заинтересованное лицо обязанность по возмещению заявителю расходов по оплате государственной пошлины по заявлению.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главной 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2012 по делу N А47-10105/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
И.А.МАЛЫШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)