Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N 10245

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N 10245


Судья: А.И. Хуснутдинов

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева
судей Р.Р. Хасаншина, Р.С. Ибрагимова
при секретаре судебного заседания Г.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ИКМО г. Казани - З. на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 июня 2013 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предоставить Ш.М.З., Ш.М.З. в собственность за плату в соответствии с действующим законодательством земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 81,5 кв. м, кадастровый номер ....; подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителям с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" - Г.Л. в поддержку доводов жалобы, заслушав возражения представителя Ш.М.З. и Ш.М.З. - Р. против удовлетворения доводов жалобы, Судебная коллегия

установила:

Ш.М.З., Ш.М.З. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани об обязании предоставить в собственность земельный участок.
В обоснование исковых требований указали, что 21 января 2012 года они обратились в КЗИО ИКМО города Казани с заявлением о предоставлении в собственность, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого объектом недвижимого имущества - торговым павильоном "Али" (одна половина павильона расположена на участке с кадастровым номером ...., площадью 55 кв. м, другая половина на испрашиваемом участке с кадастровым номером ...., площадью 81,5 кв. м, принадлежащий истцам на праве собственности. Решением КЗИО ИК города Казани им было отказано в предоставлении земельного участка в собственность. В отказе сослались, что в соответствии с поступившими замечаниями начальника Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани, запрашиваемый земельный участок расположен на границах красных линий улицы Мавлютова и предоставление указанного земельного участка возможно только в аренду.
Истцы просили обязать ИК МО города Казани предоставить в собственность за плату в соответствии с действующим законодательством земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 81,5 кв. м, кадастровый номер ...., подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 81,5 кв. м и направить его заявителям с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Третье лицо - представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" - Х. в судебном заседании представил отзыв, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истцы, представитель КЗИО ИК МО города Казани, представитель ИК МО города Казани отсутствовали.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя ИКМО г. Казани - З. ставится вопрос об отмене решения суда, указывается, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, соответственно предоставление данного земельного участка на праве собственности запрещено действующим законодательством.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" - Г.Л. просила решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Представитель Ш.М.З. и Ш.М.З. - Р. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской федерации, в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 октября 2007 года N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно данному Приказу, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1)копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит объект нежилого назначения - торговый павильон "Али". Одна половина данного павильона расположена на участке с кадастровым номером ...., площадью 55 кв. м, другая половина на испрашиваемом участке с кадастровым номером ...., площадью 81,5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 107 кв. м.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что 21 января 2012 года истцы обратились в КЗИО ИКМО города Казани с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 81,5 кв. м с кадастровым номером .....
Из письма Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 апреля 2012 года за N 8470 усматривается, что по обращению Ш-вых КЗИО ИКМО г. Казани подготовлен проект постановления "О предоставлении гражданам Ш.М.З., Ш.М.З. земельного участка по улице Мавлютова" в собственность за плату, с кадастровым номером ...., площадью 81,5 кв. м.
Письмом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 сентября 2012 года за N 16462, Ш-вы проинформированы о том, что согласование подготовленного КЗИО ИКМО г. Казани проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани "О предоставлении гражданам Ш.М.З. и Ш.М.З. земельного участка по улице Мавлютова" временно приостановлено в связи с поступившими замечаниями начальника Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани Ф. Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани указал, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий улицы Мавлютова, по участку проходят транзитом канализация, теплотрасса и в непосредственной близости от участка проходят электрокабели, соответственно предоставление земельного участка возможно в аренду.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, пришел к правильному выводу, что к отношениям сторон следует применять положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Вместе с тем, земельный участок не был предоставлен ответчиком в собственность истцов в установленный срок, предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции, что в соответствии с действующим законодательством Ш.М.З. и Ш.М.З. как собственники, имеют исключительное право на предоставление в собственность земельного участка, занимаемым торговым павильоном "Али". Соответственно, вывод суда о возложении обязанности на ИК МО города Казани предоставить Ш.М.З. и Ш.М.З. в собственность земельный участок в соответствии со ст. 35 и ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, состоявшееся судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Доводы апелляционной жалобы представителя ИКМО г. Казани - З., что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, соответственно предоставление данного земельного участка на праве собственности запрещено действующим законодательством, не могут повлечь отмены правильного по существу судебного постановления.
Действительно, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Однако материалами дела установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером .... располагается торговый павильон, принадлежащий истцам.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 июня 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ИКМО г. Казани - З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)