Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2013 по делу N А32-32049/2012
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Горшуновой А.П., МУП "Черноморские курорты"
о признании незаконными решения и предписания,
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
МБУ "Комитет земельных отношений МО Туапсинский район" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании решения недействительными принятых комиссией управления решения от 21.09.12 г. N 27-И/2012 и предписания от 21.09.12 г. N 8-27-И/2012 (с учетом уточненных требований).
Заявление мотивировано незаконностью оспариваемых ненормативных правовых актов, поскольку антимонопольный орган не доказал факта нарушения антимонопольного и земельного законодательства при проведении торгов и допустил процедурные нарушения при рассмотрении жалобы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Горшунова А.П., МУП "Черноморские курорты".
Решением от 12.08.13 г. учреждению в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на законность оспариваемых решения и предписания комиссии управления.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В жалобе общество поддерживает приведенные в рассмотренном судом первой инстанции заявлении доводы о том, что управление допустило процедурные нарушения при рассмотрении жалобы. Так, учреждению как организатору торгов не поступало до рассмотрения жалобы уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы. Из материалов дела следует, что такое уведомление направлено только 14.09.12 г., то есть после проведения аукциона по продаже в собственность земельных участков и заключения договоров купли-продажи земельных участков по результатам торгов. Оспариваемым решением управление фактически вышло за рамки своих полномочий.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемых ненормативных правовых актов комиссии управления и решения суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство по жалобе проводится в их отсутствие.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управление поступила жалоба гр. Горшуновой А.П. о нарушении Организаторами торгов - МБУ "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район" и МУП "Черноморские курорты" порядка организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков и продаже земельных участков в собственность, согласно постановлению Администрации муниципального образования Туапсинский район от 26.07.2012 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, продаже земельных участков в собственность".
Заявитель жалобы считает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 38.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения: о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка.
Согласно извещению о проведении торгов N 210812/0763286/05 задаток для каждого лота установлен в размере 0 рублей, в то время как согласно информационному письму для каждого лота установлена определенная сумма задатка, что в свою очередь, по мнению Заявителя сознательно вводит претендентов в заблуждение.
Также гр. Горшунова А.П. в своем заявлении указывала, что извещение о проведении торгов N 210812/0763286/05 размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru 21.08.2012, дата окончания приема заявок согласно указанному извещению 27.08.2012, дата проведения аукциона 31.08.2012, т.е. через 10 дней с момента публикации извещения на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 9 статьи 38.1. ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Заявитель считает, что размещение извещения о проведении торгов N 210812/0763286/05 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона, нарушает права претендентов, ограничивая возможность и препятствуя иногородним претендентам участвовать в торгах.
По итогам рассмотрения жалобы 21.09.12 г. комиссией управления в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон N 135-ФЗ) вынесено решение по делу N 27-И/2012, которым жалоба гр. Горшуновой А.П. признана обоснованной, учреждение и МУП "Черноморские курорты" признаны нарушившими статьи 38, 38.1. ЗК РФ. На основании данного решения комиссия управления выдала учреждению как организатору торгов предписание 21.09.12 г. N 8-27-И/2012 об аннулировании торгов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, учреждение обжаловало их в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым учреждению отказано в удовлетворении заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может удовлетворено при одновременном наличии двух обстоятельств: при несоответствии данного акта закону, иному нормативному правовому акту, и при нарушении актом прав и законных интересов заявителя.
В обоснование вывода о нарушении учреждением при проведении торгов требований земельного законодательства суд первой инстанции правомерно сослался на следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Частью 9 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов" в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов определен сайт www.torgi.gov.ru.
На основании изложенного, Организатор торгов обязан разместить извещение о проведении аукциона по Лотам NN 1-20 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Согласно части 10 статьи 38.1 ЗК РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка.
Из материалов дела следует и усдом первой инстанции установлено, сто учреждение разместило извещение о проведении торгов N 210812/0763286/05 по продаже 20 земельных участков для индивидуального жилищного строительства и 1 земельного участка для размещения объекта розничной торговли на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru лишь 21.08.2012 (то есть за 10 дней до дня проведения аукциона). Кроме того, в указанном извещении отсутствует информация о размере задатка, о порядке внесения и возврата задатка.
При этом судом первой инстанции правильно отклонен довод учреждения о том, что срок обжалования действий организаторов торгов истек 11.09.12 г.
Так, согласно части 4 статьи 18.1 закона N 1356-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 29 статьи 38.1 ЗК РФ информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
В данном конкретном случае, законодательством предусмотрено обязательное размещение результатов торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" в течение 3-х дней, в связи с чем, они должны были быть размещены до 03.09.12 включительно, таким образом, срок для жалования результатов торгов начинал исчисляться с 04.09.2012, а не со дня подведения итогов (31.08.2012). Таким образом, на момент подачи жалобы Горшуновой А.П. в управление, срок обжалования действий учреждения не истек.
Судом первой инстанции так же правомерно отклонены поддержанные учреждением в апелляционной жалобе доводы о процедурных нарушениях, допущенных учреждением при рассмотрении жалобы Горшуновой А.П.
Так, согласно части 11 статьи 18.1 закона N 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
Управлением 14.09.2012 в связи с ограниченными сроками рассмотрения жалобы (в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции), направлены уведомления заинтересованным лицам: во-первых, по факсу; во-вторых, по электронной почте; в-третьих, посредством почтовой связи.
Кроме того, информация о поступлении жалобы и ее содержании была размещена 14.09.2012 (в течение трех рабочих дней со дня ее поступления) на официальном сайте торгов и на сайте антимонопольного органа. В связи с чем, любые заинтересованные лица получили возможность ознакомиться с информацией о принятии жалобы к рассмотрению на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа до получения соответствующего уведомления.
Таким образом, Управление использовало все возможные способы для уведомления сторон о рассмотрении указанной жалобы. Более того, представитель учреждения с надлежаще оформленными полномочиями, прибыл на заседание комиссии управления, представил необходимые (запрошенные Управлением) документы и давал свои пояснения.
Ввиду изложенного учреждение необоснованно ссылается на свое неуведомление о рассмотрении комиссией управления указанной жалобы.
Так же суд первой инстанции правильно отклонил довод учреждения о том, что при принятии оспариваемых решения и предписания комиссия управления вышла за пределы своих полномочий.
В соответствии с частью 29 статьи 38.1 ЗК РФ информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
Частью 30 статьи 38.1 ЗК РФ не допускается заключение договора по результатам аукциона ранее, чем через десять дней со дня размещения формации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".
Комиссией управления на момент рассмотрения жалобы установлено, что Организаторами торгов не размещена информация о результатах аукциона по Лотам NN 1-20 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru. Более того, в нарушение действующего федерального законодательства (часть 30 статьи 38.1 ЗК РФ) Организаторами торгов заключены договоры с победителями, в отсутствие размещенной на сайте www.torgi.gov.ru., информации о результатах такого аукциона.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключение тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Таким образом, решение от 21.09.2012 по делу N 27-И/2012 и предписание от 26.09.2012 N 8-27-И/2012 по результатам рассмотрения жалобы гр. Горшуновой А.П. на действия Организаторов торгов - МБУ "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район" и МУП "Черноморские курорты" при проведении аукциона по продаже в собственность земельных участков по Лотам NN 1-20, приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба учреждения отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 N 15АП-16133/2013 ПО ДЕЛУ N А32-32049/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. N 15АП-16133/2013
Дело N А32-32049/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2013 по делу N А32-32049/2012
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Горшуновой А.П., МУП "Черноморские курорты"
о признании незаконными решения и предписания,
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
МБУ "Комитет земельных отношений МО Туапсинский район" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании решения недействительными принятых комиссией управления решения от 21.09.12 г. N 27-И/2012 и предписания от 21.09.12 г. N 8-27-И/2012 (с учетом уточненных требований).
Заявление мотивировано незаконностью оспариваемых ненормативных правовых актов, поскольку антимонопольный орган не доказал факта нарушения антимонопольного и земельного законодательства при проведении торгов и допустил процедурные нарушения при рассмотрении жалобы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Горшунова А.П., МУП "Черноморские курорты".
Решением от 12.08.13 г. учреждению в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на законность оспариваемых решения и предписания комиссии управления.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В жалобе общество поддерживает приведенные в рассмотренном судом первой инстанции заявлении доводы о том, что управление допустило процедурные нарушения при рассмотрении жалобы. Так, учреждению как организатору торгов не поступало до рассмотрения жалобы уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы. Из материалов дела следует, что такое уведомление направлено только 14.09.12 г., то есть после проведения аукциона по продаже в собственность земельных участков и заключения договоров купли-продажи земельных участков по результатам торгов. Оспариваемым решением управление фактически вышло за рамки своих полномочий.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемых ненормативных правовых актов комиссии управления и решения суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство по жалобе проводится в их отсутствие.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управление поступила жалоба гр. Горшуновой А.П. о нарушении Организаторами торгов - МБУ "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район" и МУП "Черноморские курорты" порядка организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков и продаже земельных участков в собственность, согласно постановлению Администрации муниципального образования Туапсинский район от 26.07.2012 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, продаже земельных участков в собственность".
Заявитель жалобы считает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 38.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения: о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка.
Согласно извещению о проведении торгов N 210812/0763286/05 задаток для каждого лота установлен в размере 0 рублей, в то время как согласно информационному письму для каждого лота установлена определенная сумма задатка, что в свою очередь, по мнению Заявителя сознательно вводит претендентов в заблуждение.
Также гр. Горшунова А.П. в своем заявлении указывала, что извещение о проведении торгов N 210812/0763286/05 размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru 21.08.2012, дата окончания приема заявок согласно указанному извещению 27.08.2012, дата проведения аукциона 31.08.2012, т.е. через 10 дней с момента публикации извещения на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 9 статьи 38.1. ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Заявитель считает, что размещение извещения о проведении торгов N 210812/0763286/05 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона, нарушает права претендентов, ограничивая возможность и препятствуя иногородним претендентам участвовать в торгах.
По итогам рассмотрения жалобы 21.09.12 г. комиссией управления в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон N 135-ФЗ) вынесено решение по делу N 27-И/2012, которым жалоба гр. Горшуновой А.П. признана обоснованной, учреждение и МУП "Черноморские курорты" признаны нарушившими статьи 38, 38.1. ЗК РФ. На основании данного решения комиссия управления выдала учреждению как организатору торгов предписание 21.09.12 г. N 8-27-И/2012 об аннулировании торгов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, учреждение обжаловало их в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым учреждению отказано в удовлетворении заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может удовлетворено при одновременном наличии двух обстоятельств: при несоответствии данного акта закону, иному нормативному правовому акту, и при нарушении актом прав и законных интересов заявителя.
В обоснование вывода о нарушении учреждением при проведении торгов требований земельного законодательства суд первой инстанции правомерно сослался на следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Частью 9 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов" в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов определен сайт www.torgi.gov.ru.
На основании изложенного, Организатор торгов обязан разместить извещение о проведении аукциона по Лотам NN 1-20 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Согласно части 10 статьи 38.1 ЗК РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка.
Из материалов дела следует и усдом первой инстанции установлено, сто учреждение разместило извещение о проведении торгов N 210812/0763286/05 по продаже 20 земельных участков для индивидуального жилищного строительства и 1 земельного участка для размещения объекта розничной торговли на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru лишь 21.08.2012 (то есть за 10 дней до дня проведения аукциона). Кроме того, в указанном извещении отсутствует информация о размере задатка, о порядке внесения и возврата задатка.
При этом судом первой инстанции правильно отклонен довод учреждения о том, что срок обжалования действий организаторов торгов истек 11.09.12 г.
Так, согласно части 4 статьи 18.1 закона N 1356-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 29 статьи 38.1 ЗК РФ информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
В данном конкретном случае, законодательством предусмотрено обязательное размещение результатов торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" в течение 3-х дней, в связи с чем, они должны были быть размещены до 03.09.12 включительно, таким образом, срок для жалования результатов торгов начинал исчисляться с 04.09.2012, а не со дня подведения итогов (31.08.2012). Таким образом, на момент подачи жалобы Горшуновой А.П. в управление, срок обжалования действий учреждения не истек.
Судом первой инстанции так же правомерно отклонены поддержанные учреждением в апелляционной жалобе доводы о процедурных нарушениях, допущенных учреждением при рассмотрении жалобы Горшуновой А.П.
Так, согласно части 11 статьи 18.1 закона N 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
Управлением 14.09.2012 в связи с ограниченными сроками рассмотрения жалобы (в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции), направлены уведомления заинтересованным лицам: во-первых, по факсу; во-вторых, по электронной почте; в-третьих, посредством почтовой связи.
Кроме того, информация о поступлении жалобы и ее содержании была размещена 14.09.2012 (в течение трех рабочих дней со дня ее поступления) на официальном сайте торгов и на сайте антимонопольного органа. В связи с чем, любые заинтересованные лица получили возможность ознакомиться с информацией о принятии жалобы к рассмотрению на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа до получения соответствующего уведомления.
Таким образом, Управление использовало все возможные способы для уведомления сторон о рассмотрении указанной жалобы. Более того, представитель учреждения с надлежаще оформленными полномочиями, прибыл на заседание комиссии управления, представил необходимые (запрошенные Управлением) документы и давал свои пояснения.
Ввиду изложенного учреждение необоснованно ссылается на свое неуведомление о рассмотрении комиссией управления указанной жалобы.
Так же суд первой инстанции правильно отклонил довод учреждения о том, что при принятии оспариваемых решения и предписания комиссия управления вышла за пределы своих полномочий.
В соответствии с частью 29 статьи 38.1 ЗК РФ информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
Частью 30 статьи 38.1 ЗК РФ не допускается заключение договора по результатам аукциона ранее, чем через десять дней со дня размещения формации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".
Комиссией управления на момент рассмотрения жалобы установлено, что Организаторами торгов не размещена информация о результатах аукциона по Лотам NN 1-20 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru. Более того, в нарушение действующего федерального законодательства (часть 30 статьи 38.1 ЗК РФ) Организаторами торгов заключены договоры с победителями, в отсутствие размещенной на сайте www.torgi.gov.ru., информации о результатах такого аукциона.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключение тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Таким образом, решение от 21.09.2012 по делу N 27-И/2012 и предписание от 26.09.2012 N 8-27-И/2012 по результатам рассмотрения жалобы гр. Горшуновой А.П. на действия Организаторов торгов - МБУ "Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район" и МУП "Черноморские курорты" при проведении аукциона по продаже в собственность земельных участков по Лотам NN 1-20, приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба учреждения отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)