Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А68-7591/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А68-7591/2012


Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Панченко С.Ю., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Атон", г. Тула, ОГРН 1027100754317 не явились
от заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, г. Тула, ОГРН 1087154003518 Чехлатовой О.А. - дов. от 15.02.2013 N 20-01-22/1734
от третьего лица - правительства Тульской области, г. Тула, ОГРН 1037101131033 Чехлатовой О.А. - дов. от 25.02.2013 N 18
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2012 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 (судьи Байрамова Н.Ю., Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А68-7591/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Атон" (далее - ООО "Атон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство), выразившегося в несовершении юридически значимых действий в отношении поданного Обществом заявления о заблаговременной публикации информации о земельном участке, предоставляемом для целей, не связанных со строительством, и об обязании Министерства в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить публикацию информационного сообщения о земельном участке примерной площадью 3000 кв. м, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, 89, в газете "Тульские известия", а также разместить указанную информацию на официальном сайте правительства Тульской области в сети Интернет в день публикации.
Третьим лицом по делу выступало правительство Тульской области (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель Министерства и Правительства поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Надлежаще уведомленное о времени и месте судебного разбирательства Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "Атон" в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства и Правительства суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.03.2012 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заблаговременной публикации информации о земельном участке для целей, не связанных со строительством, в отношении земельного участка примерной площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д. 89, предоставляемого для целей, не связанных со строительством (для организации строительства). К заявлению приложена схема испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 18.04.2012 N 2001.19/6257 Министерство сообщило Обществу о том, что возможность предоставления испрашиваемого участка будет рассмотрена на заседании Градостроительно-земельного совета Тульской области и предложило представить проект реконструкции торгового здания, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Металлургов, д. 89.
Письмом от 18.06.2012 N 2001.19/8929 Министерство сообщило Обществу, что возможность предоставления испрашиваемого участка рассмотрена на заседании Градостроительно-земельного совета Тульской области, принято решение:
- - провести процедуру по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д. 87, в аренду для целей, не связанных со строительством, с использованием торгов;
- - по итогам торгов заключить договор аренды земельного участка сроком на 2 года;
- - предусмотреть в договоре аренды обременение о расторжении с инвестором договора аренды в случае проектирования и строительства транспортной развязки "Восточный обход".
Ссылаясь на незаконное бездействие Министерства, допущенное при рассмотрении заявления ООО "Атон" от 22.03.212, которое нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с названными требованиями.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Администрация Тульской области постановлением от 01.02.2010 N 104 утвердила Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством (далее - Положение), которое устанавливает порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков.
В силу пункта 11 Положения Министерство принимает решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, в порядке, предусмотренном настоящим разделом, в случае если имеется только одно заявление о предоставлении земельного участка при условии заблаговременной публикации информации о земельном участке, который предоставляется на праве аренды и предусмотренных условиях (далее - информационное сообщение)
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что Министерство обеспечивает заблаговременную публикацию информационного сообщения о предоставляемых земельных участках в газете "Тульские известия", а также в день публикации размещает указанную информацию на официальном сайте правительства Тульской области в сети Интернет. Публикуемое информационное сообщение должно содержать следующие сведения: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, право, на котором предоставляется земельный участок, срок аренды земельного участка, иные условия предоставления земельного участка, срок приема заявлений о предоставлении земельного участка.
Заявление Общества о заблаговременной публикации информации о земельном участке отвечало требованиям пункта 12 Положения. Однако Министерство в нарушение правил Положения не обеспечило публикацию информационного сообщения о спорном земельном участке.
Довод заявителя жалобы о том, что публикация может быть осуществлена только в отношении сформированного земельного участка, который поставлен на кадастровый учет, противоречит пункту 13 Положения.
Согласно пункту 13 Положения в случае если в отношении земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", Министерство по истечении двухнедельного срока со дня опубликования (размещения на сайте) информационного сообщения направляет в администрацию муниципального образования город Тула обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Администрация муниципального образования город Тула с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления вышеуказанного обращения утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдает ее заявителю. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Так как Министерство в нарушение порядка, предусмотренного Положением, не выполнило процедуру предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, чем нарушило права и законные интересы Общества, суд по праву признал бездействие Министерства незаконным и обязал устранить допущенное нарушение.
Довод Министерства о том, что ООО "Торговый дом "Триада" подало аналогичное заявление в отношении того же земельного участка, что и ООО "Атон", был предметом исследования суда двух инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу N А68-7591/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
С.И.СМОЛКО

Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Л.В.СТЕПИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)