Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2013 N 17АП-11844/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-16882/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. N 17АП-11844/2013-ГК

Дело N А60-16882/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - ООО "Деловой центр": не явился,
от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явился,
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области: не явился,
от третьего лица - администрации города Екатеринбурга: не явился,
от третьего лица - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица,
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 августа 2013 года
по делу N А60-16882/2013,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр" (ОГРН 1086671012889, ИНН 6671267109)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третьи лица: администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,
о признании кадастровой стоимости равной рыночной,

установил:

ООО "Деловой центр" обратилось в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401020:67, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 36, общей площадью 4843 кв. м, установленной по состоянию на 01.01.2010, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 26 636 500 руб., исходя из стоимости одного квадратного метра в сумме 5500 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г. Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 августа 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Третье лицо Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с решением от 27 августа 2013 года не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе указывает на то, что арендная плата по договору аренды земельного участка должна определяться исходя из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Считает, что установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401020:67 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, при наличии новой кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, не может повлечь изменение сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав истца.
Полагает, что сведения о спорном земельном участке носят архивный характер, что сделает невозможным исполнение решения суда.
Заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, письменные отзывы не представили, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Деловой центр" на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 4843 кв. м, расположенный по адресу: Екатеринбург, ул. Малышева, д. 36, с кадастровым номером 66:41:0401020:67, что подтверждается договором аренды N 4-1236 от 19.08.2009 и дополнительным соглашением к нему.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" установлена кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере 122 527 609 руб. 42 коп.
Истец, ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет N 028-02.2012, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 26 636 500 руб., обратился с настоящим иском о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных части 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что истцом представлен отчет N 028-02.2012 ООО "Апрайз" об определении рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 года определена в размере 26 636 500 руб.
Вышеуказанный отчет по правилам пункта 21 Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 получил положительное экспертное заключение N 361/46-13 от 06.02.2013 Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков".
Таким образом, истец доказал действительную рыночную стоимость земельного участка (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворены правомерно.
Доводы заявителя жалобы о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка не может повлечь изменение сведений, внесенных в кадастр недвижимости и восстановление каких-либо прав истца со ссылкой на Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, отклоняются по следующим основаниям.
ООО "Деловой центр", заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что влияет на размер арендной платы за пользование земельным участком.
При этом права ООО "Деловой центр", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка была установлена на основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Согласно пункту 1-1 названного Постановления таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области" признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
Пунктом 2 Приказа Министерства N 32 было установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", применяется:
- - для целей налогообложения с 01 января 2014 года;
- - для целей, не связанных с налогообложением, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
Впоследствии данный пункт утратил силу (Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 06.05.2013 N 520). Иная дата, с которой начинает применяться новая кадастровая стоимость и дата, на которую установлена кадастровая стоимость, данным актом не определены.
В соответствии с пунктом 7 Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участка, право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Установление и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости не может служить препятствием для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной до момента, когда новая кадастровая стоимость начинает применяться для целей определения платы за землю.
Внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Указанные заявителем в апелляционной жалобе доводы и обстоятельства основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.08.2013 по делу N А60-16882/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)