Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.01.2013 N Ф03-5983/2012 ПО ДЕЛУ N А51-3918/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2013 г. N Ф03-5983/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, О.Г. Красковской
при участии
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
на решение от 02.07.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012
по делу N А51-3918/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В. Овчинников, в апелляционном суде судьи: С.Б. Култышев, Т.А. Аппакова, Н.А. Скрипка
По иску индивидуального предпринимателя Алейникова Олега Сергеевича
к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Департаменту финансов Приморского края
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 860 674 рублей 40 копеек
Индивидуальный предприниматель Алейников Олег Сергеевич (далее - ИП Алейников О.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент земельных отношений, ОГРН 1072540005724, адрес (место нахождения): 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12), Департамента финансов Приморского края (далее - Департамент финансов, ОГРН 1022502269360, адрес (место нахождения): 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22) неосновательного обогащения в размере 860 674 рублей 40 копеек, образовавшегося в результате неправомерного расчета суммы выкупной цены за земельный участок с кадастровым номером 25:28:04 00 12:0066 площадью 5379 кв. м из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 13а (установлено относительно ориентира нежилое здание, Лит. 1, расположенного в границах участка), для использования в целях дальнейшей эксплуатации производственной базы.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю; ОГРН 1022501312041, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 69).
Решением суда от 02.07.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012, с Департамента земельных отношений в пользу ИП Алейникова О.С. взыскано 860 674 рубля 40 копеек неосновательного обогащения, в иске к Департаменту финансов отказано.
В кассационной жалобе Департамент земельных отношений просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о необоснованном применении судами положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон N 137-ФЗ), поскольку предприниматель приобрел объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, не непосредственно из государственной или муниципальной собственности. Также в жалобе приведены доводы о том, что полученные денежные средства не являются неосновательным обогащением, так как договор, на основании которого предприниматель перечисли спорную сумму, не признан недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Алейников О.С. приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 05.10.2009 N А51-9077/2009 Департамент земельных отношений (продавец) и ИП Алейников (покупатель) заключили договор купли-продажи от 20.05.2010 N 1755 земельного участка с кадастровым номером 25:28:04 00 12:0066 площадью 5379 кв. м из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 13а (установлено относительно ориентира нежилое здание, Лит. 1, расположенного в границах участка), для использования в целях дальнейшей эксплуатации производственной базы.
Расчет цены выкупаемого земельного участка произведен Департаментом земельных отношений на основании Постановления Администрации Приморского края N 162-па от 24.07.2008 "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края" в размере семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, что составило: 954 225 рублей 98 копеек.
Указанную сумму истец перечислил платежным поручением N 65 от 14.05.2010. Право собственности на земельный участок было зарегистрировано согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 25-АБ 402260.
Ссылаясь на несоответствие выкупной цены, указанной в договоре купли-продажи, требованиям действующего законодательства ИП Алейников О.С. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, осуществляется по цене, устанавливаемой субъектами РФ в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы права следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. При этом такое отчуждение может не носить непосредственный характер (согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Установив при рассмотрении дела, что на спорном земельном участке расположены строения, ранее находившиеся в государственной собственности и приобретенные предпринимателем по договору купли-продажи, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что выкупная цена земельного участка должна быть определена в размере, установленном пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования.
Доводы кассационной жалобы Департамента земельных отношений, аналогичные доводам, приводимым им в судах первой и апелляционной инстанций, отклоняются как основанные на неправильном толковании действующих норм материального права.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 02.07.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу N А51-3918/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЦИРУЛИК

Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.Г.КРАСКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)