Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" (заявителя) - Лашакова И.Д. - представителя по доверенности от 24.01.2013,
от Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ответчика) - Яндовко М.В - представителя по доверенности от 15.11.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 ноября 2012 года по делу N А33-10230/2012, принятое судьей Болуж Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛКТ" (ИНН 2466136410, ОГРН 1062466004721) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619) (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, Караульная, сроком 36 месяцев, оформленного письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешение на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, Караульная, сроком 36 месяцев, в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года заявление ООО "ЛКТ" удовлетворено. Решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, оформленное письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг признано недействительным. Суд обязал Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" путем выдачи разрешения на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент градостроительства администрации города Красноярска обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство на рассмотрение представлено два сводных плана инженерных сетей, не соответствующих друг другу, стройгенплан разработан с нарушением границ земельного участка.
Кроме того в перечне документов, прилагаемых к заявлению отсутствует схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
При этом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, ООО "ЛКТ" не представлено доказательств того, что именно имеющийся в материалах дела вариант проектной документации прилагался к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
ООО "ЛКТ" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, указывая на то, что копией заявления о выдаче разрешения на строительство подтверждается факт предоставления заявителем в Департамент всей установленной статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 15.02.2013.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил суд отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда от 26 ноября 2012 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением от 29.12.2009 N 1700-ж (т. 1 л.д. 18-19) администрация г. Красноярска предоставила ООО "ЛКТ" в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:55 площадью 9 240 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением.
На основании указанного распоряжения 23.01.2012 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ООО "ЛКТ" (арендатор) подписан договор аренды N 56 (т. 1 л.д. 53-64) земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:55 площадью 9 240 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для использования в целях строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
05.06.2012 ООО "ЛКТ" обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением (т. 1 л.д. 12-13) о выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, кадастровый номер 24:50:0300302:55.
Письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг Департамент градостроительства администрации г. Красноярска отказал обществу с ограниченной ответственностью "ЛКТ" в выдаче разрешения на строительство, указав в качестве основания отказа - отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок для строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
ООО "ЛКТ", полагая данный отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска противоречащим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ответчику о признании отказа в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов, оформленного письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг недействительным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешение на строительство указанной производственно-складской базы.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года заявление ООО "ЛКТ" удовлетворено.
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, считая указанный судебный акт незаконным и необоснованным, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
- 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- 2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция полагает, что Департамент градостроительства администрации г. Красноярска не доказал законность оспариваемого отказа, а ООО "ЛКТ" подтвердило факт нарушения своих прав и законных интересов при издании ненормативного акта исходя из следующих оснований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, одним из которых является отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из письма Департамента от 14.06.2012 N 01/2652-дг усматривается, что основанием отказа в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная послужил факт непредставления правоустанавливающих документов на земельный участок для строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из заявления о выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная правоустанавливающие документы на земельный участок: распоряжение администрации г. Красноярска от 29.12.2009 N 1700-ж о предоставлении ООО "ЛКТ" земельного участка по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением; договор аренды от 23.01.2012 N 56 земельного участка по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для использования в целях строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка были представлены в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации недопустимо требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что Департаментом не представлено доказательств наличия оснований для отказа, предусмотренных пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оспариваемый отказ нарушает законные права и интересы общества, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Поскольку у заинтересованного лица в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, суд в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, в порядке восстановления нарушенного права согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может обязать Департамент устранить допущенные нарушения, путем выдачи заявителю разрешение на строительство.
Частями 1, 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу пункта 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Поскольку градостроительный план земельного участка кадастровый номер 24:50:0300302:0055 в разделе 5 не содержит сведений о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, судом первой инстанции правомерно учтено, что при проектировании объекта, прохождении государственной экспертизы следует руководствоваться техническими условиями, полученными заявителем.
Согласно проектной документации на строительство производственно-складской базы строительных материалов водоснабжение базы осуществляется от водопровода, обслуживаемого ООО "КрасКом", идущего вдоль ул. 2-я Брянская. Канализование осуществляется в септик "Гринвей" объемом 6000л. Источником теплоснабжения базы является проектируемая отдельно стоящая газовая котельная. Электроснабжение осуществляется от внешних сетей через РУ 0,4кВ ТП 170-31-1.
Как следует из материалов дела 08.05.2009 ООО "КрасКом" выданы технические условия N 03426 (т. 4 л.д. 107) на водоснабжение и канализование производственно-складской базы строительных материалов, проектируемой по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная с нагрузками по водоснабжению 2,94 м куб./сут. и водоотведению 4,72 м куб./сут.
25.01.2012 ООО "Краспромресурс" выданы технические условия N 02-09э (т. 2 л.д. 85-86) на технологическое присоединение новых электроустановок ООО "ЛКТ".
Сводный план внутриплощадочных инженерных сетей шифр 001-2009-СПО (т. 3 л.д. 7) отражает точки подключения к внеплощадочным электросетям и сетям водопровода, которые находятся в пределах выделенного земельного участка.
Оригинал указанного выше сводного плана внутриплощадочных инженерных сетей находится в составе проекта "Производственно-складская база строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная", представленного в Департамент согласно заявлению, в связи с чем довод ответчика о наличии в представленных на рассмотрение заявителем документах иного сводного плана внутриплощадочных инженерных сетей является безосновательным.
Таким образом, заказчик намерен осуществить строительство сетей инженерно-технического обеспечения в пределах границ отведенного под строительство земельного участка.
Ссылка апелляционной жалобы об отсутствии схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, не нашли своего подтверждения по материалам дела.
Из представленного в материалы дела оригинала проекта "Производственно-складская база строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная Том 2 Схема планировочной организации земельного участка" (графический раздел: "Разбивочный план", "План организации рельефа", "План земляных масс", "Схема ограждения площадки", "Разбивочный план элементов благоустройства", "План проездов, тротуаров, площадок. План расположения малых архитектурных форм", "План озеленения", "Конструкции дорожных покрытий" (т. 3 л.д. 1-14) нарушение границ земельного участка, обозначенного в градостроительном плане, не усматривается.
Кроме того, Департамент, отказывая в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в письме от 14.06.2012 N 01/2652-дг и 16.11.2012 N 01/5333-дг на отсутствие схемы планировочной организации земельного участка не ссылался.
Доказательств того, что стройгенплан разработан с нарушением границ земельного участка ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ, вступившего в силу с 31.01.2009) заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года по делу N А33-10230/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 ПО ДЕЛУ N А33-10230/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. по делу N А33-10230/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" (заявителя) - Лашакова И.Д. - представителя по доверенности от 24.01.2013,
от Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ответчика) - Яндовко М.В - представителя по доверенности от 15.11.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 ноября 2012 года по делу N А33-10230/2012, принятое судьей Болуж Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛКТ" (ИНН 2466136410, ОГРН 1062466004721) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619) (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, Караульная, сроком 36 месяцев, оформленного письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешение на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, Караульная, сроком 36 месяцев, в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года заявление ООО "ЛКТ" удовлетворено. Решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, оформленное письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг признано недействительным. Суд обязал Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" путем выдачи разрешения на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент градостроительства администрации города Красноярска обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство на рассмотрение представлено два сводных плана инженерных сетей, не соответствующих друг другу, стройгенплан разработан с нарушением границ земельного участка.
Кроме того в перечне документов, прилагаемых к заявлению отсутствует схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
При этом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, ООО "ЛКТ" не представлено доказательств того, что именно имеющийся в материалах дела вариант проектной документации прилагался к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
ООО "ЛКТ" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, указывая на то, что копией заявления о выдаче разрешения на строительство подтверждается факт предоставления заявителем в Департамент всей установленной статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 15.02.2013.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил суд отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда от 26 ноября 2012 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением от 29.12.2009 N 1700-ж (т. 1 л.д. 18-19) администрация г. Красноярска предоставила ООО "ЛКТ" в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:55 площадью 9 240 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением.
На основании указанного распоряжения 23.01.2012 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ООО "ЛКТ" (арендатор) подписан договор аренды N 56 (т. 1 л.д. 53-64) земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:55 площадью 9 240 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для использования в целях строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
05.06.2012 ООО "ЛКТ" обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением (т. 1 л.д. 12-13) о выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, кадастровый номер 24:50:0300302:55.
Письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг Департамент градостроительства администрации г. Красноярска отказал обществу с ограниченной ответственностью "ЛКТ" в выдаче разрешения на строительство, указав в качестве основания отказа - отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок для строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
ООО "ЛКТ", полагая данный отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска противоречащим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ответчику о признании отказа в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов, оформленного письмом от 14.06.2012 N 01/2652-дг недействительным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешение на строительство указанной производственно-складской базы.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года заявление ООО "ЛКТ" удовлетворено.
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, считая указанный судебный акт незаконным и необоснованным, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
- 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- 2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция полагает, что Департамент градостроительства администрации г. Красноярска не доказал законность оспариваемого отказа, а ООО "ЛКТ" подтвердило факт нарушения своих прав и законных интересов при издании ненормативного акта исходя из следующих оснований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, одним из которых является отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из письма Департамента от 14.06.2012 N 01/2652-дг усматривается, что основанием отказа в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная послужил факт непредставления правоустанавливающих документов на земельный участок для строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из заявления о выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная правоустанавливающие документы на земельный участок: распоряжение администрации г. Красноярска от 29.12.2009 N 1700-ж о предоставлении ООО "ЛКТ" земельного участка по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением; договор аренды от 23.01.2012 N 56 земельного участка по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для использования в целях строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка были представлены в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации недопустимо требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что Департаментом не представлено доказательств наличия оснований для отказа, предусмотренных пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оспариваемый отказ нарушает законные права и интересы общества, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Поскольку у заинтересованного лица в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, суд в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, в порядке восстановления нарушенного права согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может обязать Департамент устранить допущенные нарушения, путем выдачи заявителю разрешение на строительство.
Частями 1, 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу пункта 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Поскольку градостроительный план земельного участка кадастровый номер 24:50:0300302:0055 в разделе 5 не содержит сведений о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, судом первой инстанции правомерно учтено, что при проектировании объекта, прохождении государственной экспертизы следует руководствоваться техническими условиями, полученными заявителем.
Согласно проектной документации на строительство производственно-складской базы строительных материалов водоснабжение базы осуществляется от водопровода, обслуживаемого ООО "КрасКом", идущего вдоль ул. 2-я Брянская. Канализование осуществляется в септик "Гринвей" объемом 6000л. Источником теплоснабжения базы является проектируемая отдельно стоящая газовая котельная. Электроснабжение осуществляется от внешних сетей через РУ 0,4кВ ТП 170-31-1.
Как следует из материалов дела 08.05.2009 ООО "КрасКом" выданы технические условия N 03426 (т. 4 л.д. 107) на водоснабжение и канализование производственно-складской базы строительных материалов, проектируемой по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная с нагрузками по водоснабжению 2,94 м куб./сут. и водоотведению 4,72 м куб./сут.
25.01.2012 ООО "Краспромресурс" выданы технические условия N 02-09э (т. 2 л.д. 85-86) на технологическое присоединение новых электроустановок ООО "ЛКТ".
Сводный план внутриплощадочных инженерных сетей шифр 001-2009-СПО (т. 3 л.д. 7) отражает точки подключения к внеплощадочным электросетям и сетям водопровода, которые находятся в пределах выделенного земельного участка.
Оригинал указанного выше сводного плана внутриплощадочных инженерных сетей находится в составе проекта "Производственно-складская база строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная", представленного в Департамент согласно заявлению, в связи с чем довод ответчика о наличии в представленных на рассмотрение заявителем документах иного сводного плана внутриплощадочных инженерных сетей является безосновательным.
Таким образом, заказчик намерен осуществить строительство сетей инженерно-технического обеспечения в пределах границ отведенного под строительство земельного участка.
Ссылка апелляционной жалобы об отсутствии схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, не нашли своего подтверждения по материалам дела.
Из представленного в материалы дела оригинала проекта "Производственно-складская база строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная Том 2 Схема планировочной организации земельного участка" (графический раздел: "Разбивочный план", "План организации рельефа", "План земляных масс", "Схема ограждения площадки", "Разбивочный план элементов благоустройства", "План проездов, тротуаров, площадок. План расположения малых архитектурных форм", "План озеленения", "Конструкции дорожных покрытий" (т. 3 л.д. 1-14) нарушение границ земельного участка, обозначенного в градостроительном плане, не усматривается.
Кроме того, Департамент, отказывая в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в письме от 14.06.2012 N 01/2652-дг и 16.11.2012 N 01/5333-дг на отсутствие схемы планировочной организации земельного участка не ссылался.
Доказательств того, что стройгенплан разработан с нарушением границ земельного участка ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ, вступившего в силу с 31.01.2009) заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 ноября 2012 года по делу N А33-10230/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)