Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2008 N 06АП-А73/2008-2/3073 ПО ДЕЛУ N А37-403/2008-2

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2008 г. N 06АП-А73/2008-2/3073


Резолютивная часть оглашена 17 сентября 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 23 сентября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасева В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя не явились (уведомление от 08.09.2008 N 239395);
- от Управления Роснедвижимости по Магаданской области явился на основании доверенности от 12.09.2008 N 02/746 представитель - Лихолобов М.В.;
- от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области не явились (уведомление от 09.09.2008 N 239418);
- от третьих лиц не явились (уведомления от 11.09.2008 N 245754, от 11.09.2008 N 245761, 245778)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу на решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008
по делу N А37-403/2008-2, принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области о признании сведений о категории земель незаконными, об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
Третьи лица - Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области

установил:

Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - заявитель, Департамент лесного хозяйства по ДФО) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области (далее - Управление Роснедвижимости по Магаданской области), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области о признании незаконными, нарушающими принцип сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах и нарушающими зарегистрированное право на территории Российской Федерации на лесной фонд, а также статьи 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведений о категории земель содержащихся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза общей площадью 1 595,28 га согласно приложению N 6, на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территории Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га согласно приложению N 7, на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21 108 га согласно приложению N 8, на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1 805,22 га согласно приложению N 9. Также просило обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о принадлежности участков, расположенных на территории Тенькинского района Магаданской области площадью 1 595,28 га, на территории Сусуманского района Магаданской области площадью 972,513 га, на территории Ягоднинского района Магаданской области на площадью 21 108 га, на территории Омсукчанского района Магаданской области площадью 1 805,22 га к категории земель "земли лесного фонда"; ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
Право на обращение с соответствующим заявлением Департаментом лесного хозяйства по ДФО обусловлено тем, что спорные земли лесного фонда используются в качестве земель промышленности, тогда как они в порядке установленном законодательством из состава земель лесного фонда не изымались и не переводились в категорию земель промышленности. Лесные земли переводились в нелесные и передавались во временное пользование разным юридическим лицам без исключения из состава лесного фонда, в связи с чем нет оснований учитывать спорные земли в Государственном земельном кадастре в качестве земель промышленности. Учет спорных земель в качестве земель промышленности не соответствует принципу сопоставимости и совместимости сведений Государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством указанному лицу не предоставлено право на обращение в суд с соответствующими требованиями.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2, заявитель обратился с апелляционной жалобой об его отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель Управления Роснедвижимости по Магаданской области просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения жалобы Департамент лесного хозяйства по ДФО, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области, Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, ТУ ФАУФИ по Магаданской области извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не является препятствие для рассмотрения дела.
Выслушав представителя Управления Роснедвижимости по Магаданской области, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения судом о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно материалам дела спорные земельные участки при предоставлении заинтересованным лицам переводились из лесных земель в нелесные, и изымались из состава лесного фонда. Перевод и изъятие производилось распоряжениями Совета Министров РСФСР и постановлениями органов местного самоуправления Магаданской области после передачи им соответствующих полномочий в период с семидесятых годов до две тысячи второго года. Учет спорных земельных участков осуществлялся на основании указанных распоряжений и постановлений, которые имели статус правоустанавливающих документов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения деятельности, указанной в статье 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков установлен статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Указанный порядок включает подачу заявки заинтересованным правообладателем земельного участка с приложением правоустанавливающих документов и документов о межевании земель, проверку представленных документов, составление описаний земельных участков, присвоение кадастровых номеров, изготовление кадастровых карт (планов) и формирование кадастровых дел.
Проанализировав названные нормы права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что осуществление записи в Едином государственном реестре земель является действием учетного характера, осуществляемым на основании правоустанавливающих и иных документов, подтверждающих наличие существующих прав и достоверность вносимых сведений. Само по себе внесение каких-либо записей в указанный реестр гражданских прав и обязанностей не порождает и не прекращает, поэтому не может являться основанием возникновения каких-либо прав и обязанностей у правообладателя.
Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, к которым Управление Роснедвижимости по Магаданской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области не относятся.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Департамента лесного хозяйства по ДФО не подлежит удовлетворению.
Не учтено заявителем и то, что в соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ защита нарушенных прав и законных интересов возможна путем признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений или действий (бездействие).
В части выводов арбитражного суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО предусмотренных частью 1 статьи 53, частью 2 статьи 198 АПК РФ полномочий на обращение в арбитражный суд заявлением в защиту государственных интересов, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизведения лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные органы исполнительной власти.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области лесных отношений в частности осуществление государственного лесного контроля и надзора Российской Федерацией передано государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, что предусмотрено пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в области лесных отношений является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, согласно которому Рослесхоз осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 283).
Приказом Рослесхоза от 26.04.2007 N 196 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, согласно которому предусмотрено право Департамента осуществлять контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (пункт 4.5), а также право направлять материалы о нарушениях действующего законодательства в органы внутренних дел, прокуратуры, суды и арбитражные суды, предъявлять беспошлинно в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски в защиту государственных и общественных интересов, в том числе о возмещении ущерба за вред, причиненный лесному фонду (пункт 5.5.)
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО права на обращение в арбитражный суд в порядке статьи 53 АПК РФ.
Вместе с тем, данный вывод арбитражного суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 01 июля 2008 года по делу N А37-403/2008-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Магаданской области.

Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
А.И.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)