Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" и кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 (судья Емельянова Г.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-24110/2012 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" (630534, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, дп Мочище, ул. Набережная, 1б, 2, ИНН 5433180384, ОГРН 1105475000531) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, пр-кт Красный, 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848) об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент".
Суд
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Рассвет" (далее - ДНТ "Рассвет", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент):
- - о признании недействительным отказа в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012;
- - об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления Товарищества N 290512 от 29.05.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка;
- - о признании недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012;
- - об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 2,0 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы тем, что оспариваемые отказы не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ДНТ "Рассвет" в осуществлении предпринимательской и экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013, признан недействительным отказ Департамента в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленный письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012. Суд обязал Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 290512 от 29.05.2012 и принятия соответствующего решения в соответствии со статьей 31 ЗК РФ. В остальной части заявленных требований отказано.
ДНТ "Рассвет" и Департамент обратились с кассационными жалобами на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013.
ДНТ "Рассвет" в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012, и обязания Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, и оформления акта выбора земельного участка отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Товарищество считает, что то обстоятельство, что земельный участок 54:19:112001:1418, в границах которого заявитель просил осуществить выбор 2 га, на момент рассмотрения Департаментом обращения ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 не был предназначен для использования в целях строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений (объектов сельскохозяйственного назначения), допустимыми доказательствами не подтверждается, при этом, суд первой инстанции и апелляционный суд не применили подлежащие применению статьи 8, 77, 78 ЗК РФ, статьи 2 - 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также применили не подлежащие применению нормы частей 2, 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ДНТ "Рассвет" указывает, что в соответствии с выпиской из ЕГРП N 11/068/2012-841 от 14.05.2012 назначение земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 - земли сельскохозяйственного назначения; никакого иного вида целевого использования данных земель не содержат и данные кадастрового учета.
Товарищество отмечает, что никаких доказательств, подтверждающих перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, которой может соответствовать территориальная зона ОД-1, Департаментом не представлено, а Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского р-на Новосибирской области от 26.04.2011 N 1, которые относят спорный земельный участок к территориальной зоне ОД-1, не соответствуют нормам Земельного кодекса РФ, поскольку, исходя из норм Земельного кодекса РФ, на участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не может располагаться территориальная зона ОД-1.
По мнению ДНТ "Рассвет", отнесение спорного земельного участка, относящегося к категории сельскохозяйственных земель, к территориальной зоне ОД-1 не соответствует требованиям части 4 статьи 8, части 2 статьи 7, статьям 77, 78 ЗК РФ, статьям 2 - 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Товарищество считает, что решение Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1 в качестве доказательства невозможности размещения на спорном земельном участке объектов сельскохозяйственного назначения, о которых идет речь в заявлении ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012, не имеет юридической значимости, поскольку перевод спорного земельного участка в иную категорию не осуществлен.
По мнению ДНТ "Рассвет", судебные инстанции применили не подлежащие применению нормы частей 2, 3, 4 статьи 46.1 ГрК РФ, тогда как на спорном земельном участке 54:19:112001:1418 отсутствуют объекты, перечисленные в указанной статье; никаких зданий, сооружений на спорном земельном участке нет (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), следовательно, в отношении спорного земельного участка не может быть принято решение о развитии застроенной территории.
Товарищество полагает, что поскольку на дату вынесения обжалуемого отказа (15.08.2012), оформленного письмом N 9057/3-14/12, спорный земельный участок 54:19:112001:1418 из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию не переведен, он должен использоваться в соответствии с его целевым назначением, установленным статьей 78 ЗК РФ, что позволяет разместить на нем объекты, указанные в заявлении ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012, следовательно, обжалуемый отказ принят с нарушением части 4 статьи 8, части 2 статьи 7, статей 77, 78 ЗК РФ, статей 2 - 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Департамент в кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты в части признания недействительным отказа Департамента в выборе участка площадью 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, оформленного письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12, и обязания повторного рассмотрения заявления ДНТ "Рассвет" от 29.05.2012 N 290512 о выделении земельного участка и принять новое решение, отказав в заявленных ДНТ "Рассвет" требованиях о признании недействительным отказа в выборе земельного участка, оформленного письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12; об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления от 29.05.2012 N 290512.
Департамент отмечает, что в заседание суда им представлена копия схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, выполненная кадастровым инженером ООО Земельная кадастровая компания "ГЕОСТАРТ". Согласно проведенным кадастровым работам установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 140, 5 га, что на 6, 3 га меньше, чем указано в государственном кадастре недвижимости (146, 8 га). Из представленной схемы явно усматривается наличие свободного участка в размере 9 га в границах спорного земельного участка, однако, весь свободный участок располагается в охранной зоне дороги (100 м).
Департамент считает, что представленная им в суд схема градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (копия имеется в материалах дела), являющаяся частью градостроительного регламента, утвержденного решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1, является тем документом территориального планирования, который поименован в пункте 7 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, следовательно, представляет собой достаточное доказательство прохождения дороги федерального значения по соответствующей территории и наличия придорожной полосы в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, что не позволяет использовать свободную часть данного участка для испрашиваемого заявителем вида деятельности - строительства цветочно-оранжерейного хозяйства.
Департамент полагает, что его действия, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 ДНТ "Рассвет" для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства, соответствуют нормам права.
В отзыве на кассационную жалобу ДНТ "Рассвет" Департамент указал, что считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебные акты в обжалуемой Товариществом части просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ДНТ "Рассвет" 29.06.2012 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 3 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотиву отсутствия на нем свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
ДНТ "Рассвет" 24.07.2012 обратилось в Департамент с заявлением о выделении в аренду земельного участка площадью около 2 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденными решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1, не предусмотрено.
Считая, что указанные отказы нарушают его права и законные интересы, ДНТ "Рассвет" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что ранее в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 уже подготовлены акты выбора земельных участков для юридических лиц: ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Согласно пояснениям Департамента границы указанного земельного участка уточнены на местности, в подтверждение чего представлена схема расположения земельного участка с указанием на местности конфигурации тех земельных участков, в отношении которых произведен выбор ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Исходя из данной схемы, свободной остается площадь земельного участка 9 га, тогда как заявитель просил предоставить в аренду на этом же земельном участке земельный участок площадью 3 га.
Указывая на обоснованность оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1564) в испрашиваемом заявителем размере - 3 га из оставшихся 9 га, Департамент сослался на то, что земля необходима для обслуживания проходящих рядом автомобильных дорог (данное основание отказа (земельный участок необходим для обслуживания проходящей рядом автомобильной дороги) не указано в оспариваемом письме от 25.06.2012 N 6841/1-14/12), однако, судом первой инстанции установлено и Департаментом не доказано обратное, что доказательств наличия рядом с участком дорог федерального либо муниципального значения в материалы дела не представлено (Департамент ссылается на схему расположения земельного участка 54:19:112001:1564).
Из схемы расположения земельного участка 54:19:112001:1564 видно, что часть земельного участка, которая, как указывает Департамент, необходима для обслуживания автомобильной дороги, в то же время предоставлена ООО "Евротент" (земельный участок 54:19:112001:1563 площадью 17, 1 га).
Отказывая в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1418), Департамент в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 указал на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденными решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1, не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1418 в соответствии с решением 12 сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1 отнесен к зоне перспективной застройки ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности).
Согласно пункту 1 статьи 35 Правил землепользования, утвержденных указанным выше решением от 26.04.2011 N 1, зоны ОД-1 предназначены для проживания населения, размещения и использования объектов капитального строительства в целях обслуживания населения, проживающего в жилых зонах, для размещения административных, деловых и коммерческих учреждений.
Правила землепользования с приложением схемы зонирования территорий опубликованы 12.05.2011 в газете Приобская правда специальный выпуск N 50 (593).
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности в удовлетворенной части, отказывая в остальной части требований, посчитали, что правовые основания для их удовлетворения отсутствуют.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемых частях правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
По пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) проведение работ по формированию земельного участка;
- 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование определяется применительно к каждой территориальной зоне и подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что указание Департамента в отказе (письмо от 25.06.2012 N 6841/1-14/12) на то, что в составе земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 не имеется свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, является необоснованным, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования в данной части, признал его незаконным и обязал устранить нарушение прав заявителя; отказывая в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части, правильно исходил из того, что испрашиваемый Товариществом земельный участок 54:19:112001:1418 не предназначен для использования в целях строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, а относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности), следовательно, отказ Департамента, изложенный в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12, является обоснованным и соответствующим действующему законодательству, а требования ДНТ "Рассвет" в данной части удовлетворены быть не могут.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционных жалоб, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции и апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А45-24110/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" и кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.06.2013 ПО ДЕЛУ N А45-24110/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу N А45-24110/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" и кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 (судья Емельянова Г.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-24110/2012 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" (630534, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, дп Мочище, ул. Набережная, 1б, 2, ИНН 5433180384, ОГРН 1105475000531) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, пр-кт Красный, 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848) об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент".
Суд
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Рассвет" (далее - ДНТ "Рассвет", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент):
- - о признании недействительным отказа в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012;
- - об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления Товарищества N 290512 от 29.05.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка;
- - о признании недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012;
- - об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 2,0 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы тем, что оспариваемые отказы не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ДНТ "Рассвет" в осуществлении предпринимательской и экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013, признан недействительным отказ Департамента в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленный письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012. Суд обязал Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 290512 от 29.05.2012 и принятия соответствующего решения в соответствии со статьей 31 ЗК РФ. В остальной части заявленных требований отказано.
ДНТ "Рассвет" и Департамент обратились с кассационными жалобами на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013.
ДНТ "Рассвет" в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012, и обязания Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, и оформления акта выбора земельного участка отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Товарищество считает, что то обстоятельство, что земельный участок 54:19:112001:1418, в границах которого заявитель просил осуществить выбор 2 га, на момент рассмотрения Департаментом обращения ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 не был предназначен для использования в целях строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений (объектов сельскохозяйственного назначения), допустимыми доказательствами не подтверждается, при этом, суд первой инстанции и апелляционный суд не применили подлежащие применению статьи 8, 77, 78 ЗК РФ, статьи 2 - 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также применили не подлежащие применению нормы частей 2, 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ДНТ "Рассвет" указывает, что в соответствии с выпиской из ЕГРП N 11/068/2012-841 от 14.05.2012 назначение земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 - земли сельскохозяйственного назначения; никакого иного вида целевого использования данных земель не содержат и данные кадастрового учета.
Товарищество отмечает, что никаких доказательств, подтверждающих перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, которой может соответствовать территориальная зона ОД-1, Департаментом не представлено, а Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского р-на Новосибирской области от 26.04.2011 N 1, которые относят спорный земельный участок к территориальной зоне ОД-1, не соответствуют нормам Земельного кодекса РФ, поскольку, исходя из норм Земельного кодекса РФ, на участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не может располагаться территориальная зона ОД-1.
По мнению ДНТ "Рассвет", отнесение спорного земельного участка, относящегося к категории сельскохозяйственных земель, к территориальной зоне ОД-1 не соответствует требованиям части 4 статьи 8, части 2 статьи 7, статьям 77, 78 ЗК РФ, статьям 2 - 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Товарищество считает, что решение Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1 в качестве доказательства невозможности размещения на спорном земельном участке объектов сельскохозяйственного назначения, о которых идет речь в заявлении ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012, не имеет юридической значимости, поскольку перевод спорного земельного участка в иную категорию не осуществлен.
По мнению ДНТ "Рассвет", судебные инстанции применили не подлежащие применению нормы частей 2, 3, 4 статьи 46.1 ГрК РФ, тогда как на спорном земельном участке 54:19:112001:1418 отсутствуют объекты, перечисленные в указанной статье; никаких зданий, сооружений на спорном земельном участке нет (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), следовательно, в отношении спорного земельного участка не может быть принято решение о развитии застроенной территории.
Товарищество полагает, что поскольку на дату вынесения обжалуемого отказа (15.08.2012), оформленного письмом N 9057/3-14/12, спорный земельный участок 54:19:112001:1418 из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию не переведен, он должен использоваться в соответствии с его целевым назначением, установленным статьей 78 ЗК РФ, что позволяет разместить на нем объекты, указанные в заявлении ДНТ "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012, следовательно, обжалуемый отказ принят с нарушением части 4 статьи 8, части 2 статьи 7, статей 77, 78 ЗК РФ, статей 2 - 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Департамент в кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты в части признания недействительным отказа Департамента в выборе участка площадью 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, оформленного письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12, и обязания повторного рассмотрения заявления ДНТ "Рассвет" от 29.05.2012 N 290512 о выделении земельного участка и принять новое решение, отказав в заявленных ДНТ "Рассвет" требованиях о признании недействительным отказа в выборе земельного участка, оформленного письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12; об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления от 29.05.2012 N 290512.
Департамент отмечает, что в заседание суда им представлена копия схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, выполненная кадастровым инженером ООО Земельная кадастровая компания "ГЕОСТАРТ". Согласно проведенным кадастровым работам установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 140, 5 га, что на 6, 3 га меньше, чем указано в государственном кадастре недвижимости (146, 8 га). Из представленной схемы явно усматривается наличие свободного участка в размере 9 га в границах спорного земельного участка, однако, весь свободный участок располагается в охранной зоне дороги (100 м).
Департамент считает, что представленная им в суд схема градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (копия имеется в материалах дела), являющаяся частью градостроительного регламента, утвержденного решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1, является тем документом территориального планирования, который поименован в пункте 7 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, следовательно, представляет собой достаточное доказательство прохождения дороги федерального значения по соответствующей территории и наличия придорожной полосы в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, что не позволяет использовать свободную часть данного участка для испрашиваемого заявителем вида деятельности - строительства цветочно-оранжерейного хозяйства.
Департамент полагает, что его действия, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 ДНТ "Рассвет" для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства, соответствуют нормам права.
В отзыве на кассационную жалобу ДНТ "Рассвет" Департамент указал, что считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебные акты в обжалуемой Товариществом части просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ДНТ "Рассвет" 29.06.2012 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 3 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотиву отсутствия на нем свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
ДНТ "Рассвет" 24.07.2012 обратилось в Департамент с заявлением о выделении в аренду земельного участка площадью около 2 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденными решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1, не предусмотрено.
Считая, что указанные отказы нарушают его права и законные интересы, ДНТ "Рассвет" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что ранее в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 уже подготовлены акты выбора земельных участков для юридических лиц: ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Согласно пояснениям Департамента границы указанного земельного участка уточнены на местности, в подтверждение чего представлена схема расположения земельного участка с указанием на местности конфигурации тех земельных участков, в отношении которых произведен выбор ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Исходя из данной схемы, свободной остается площадь земельного участка 9 га, тогда как заявитель просил предоставить в аренду на этом же земельном участке земельный участок площадью 3 га.
Указывая на обоснованность оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1564) в испрашиваемом заявителем размере - 3 га из оставшихся 9 га, Департамент сослался на то, что земля необходима для обслуживания проходящих рядом автомобильных дорог (данное основание отказа (земельный участок необходим для обслуживания проходящей рядом автомобильной дороги) не указано в оспариваемом письме от 25.06.2012 N 6841/1-14/12), однако, судом первой инстанции установлено и Департаментом не доказано обратное, что доказательств наличия рядом с участком дорог федерального либо муниципального значения в материалы дела не представлено (Департамент ссылается на схему расположения земельного участка 54:19:112001:1564).
Из схемы расположения земельного участка 54:19:112001:1564 видно, что часть земельного участка, которая, как указывает Департамент, необходима для обслуживания автомобильной дороги, в то же время предоставлена ООО "Евротент" (земельный участок 54:19:112001:1563 площадью 17, 1 га).
Отказывая в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1418), Департамент в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 указал на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденными решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1, не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1418 в соответствии с решением 12 сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1 отнесен к зоне перспективной застройки ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности).
Согласно пункту 1 статьи 35 Правил землепользования, утвержденных указанным выше решением от 26.04.2011 N 1, зоны ОД-1 предназначены для проживания населения, размещения и использования объектов капитального строительства в целях обслуживания населения, проживающего в жилых зонах, для размещения административных, деловых и коммерческих учреждений.
Правила землепользования с приложением схемы зонирования территорий опубликованы 12.05.2011 в газете Приобская правда специальный выпуск N 50 (593).
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности в удовлетворенной части, отказывая в остальной части требований, посчитали, что правовые основания для их удовлетворения отсутствуют.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемых частях правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
По пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) проведение работ по формированию земельного участка;
- 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование определяется применительно к каждой территориальной зоне и подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что указание Департамента в отказе (письмо от 25.06.2012 N 6841/1-14/12) на то, что в составе земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 не имеется свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, является необоснованным, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования в данной части, признал его незаконным и обязал устранить нарушение прав заявителя; отказывая в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части, правильно исходил из того, что испрашиваемый Товариществом земельный участок 54:19:112001:1418 не предназначен для использования в целях строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, а относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности), следовательно, отказ Департамента, изложенный в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12, является обоснованным и соответствующим действующему законодательству, а требования ДНТ "Рассвет" в данной части удовлетворены быть не могут.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционных жалоб, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции и апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А45-24110/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" и кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)