Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А12-14165/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А12-14165/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 сентября 2013 года
по делу N А12-14165/2013 (судья Луцевич С.С.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Каустик" (400097, г. Волгоград, ул. 40-летия ВЛКСМ, д. 57, ОГРН 1023404355666, ИНН 3448003962)
к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской
области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
третье лицо: Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда (г. Волгоград, ул. им. Гагарина, 16, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров купли-продажи земельных участков,
при участии в судебном заседании:
от Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Реброва Лидия Юрьевна, действующая по доверенности N 172 от 08.02.2013,
от открытого акционерного общества "Каустик" - Семенец Анастасия Павловна, действующая по доверенности N 100/015 от 20.12.2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Каустик" (далее - ОАО "Каустик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исками к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство), объединенными в одно производство определением суда от 08.08.2013, уточненными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации об:
- - урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка из земель промышленности с кадастровым номером 34:26:070101:18, площадью 43285 кв. м, находящегося по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 57г, для эксплуатации корпуса N 14-1, подъездных железнодорожных путей, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена участка составляет 550 000,85 руб. (пятьсот пятьдесят тысяч рублей 85 копеек)";
- - урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка из земель промышленности с кадастровым номером 34:26:070101:86, площадью 163 259 кв. м, находящегося по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 104, для эксплуатации песколовок промстоков; первичных отстойников промышленных стоков; двух зданий автогаражей; зданий насосной станции N 1, насосной станции N 2; проходной, теплопункта очистных сооружений, здания административно-хозяйственного блока, здания блока производственно-бытовых помещений с переходом, здания блока воздуховодной станции; механической мастерской со складом оборудования, сооружения-лотков; сооружения-коллектора очищенных стоков от вторичных отстойников до приемной камеры насосной N 7; сооружения - дороги внутри цеха; сооружения - линия освещения площадки; сооружения - самотечного отводящего трубопровода, трубопровода биологически очищенной воды на пруд накопитель от насоса поз. 124 насосной N 7; трубопровода биологически очищенной воды на пруд накопитель от насоса поз. 123 насосной N 7; сооружения аэротенка из 2-х блоков; сооружения-градирни; вторичных отстойников; сооружения-смесителя общего стока; сооружения первичных отстойников хозстоков со строением, сооружения усреднителя из 6 секций; сооружения-илоуплотнителей очистных сооружений, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена участка составляет 467 573,78 руб. (четыреста шестьдесят семь тысяч пятьсот семьдесят три рубля 78 копеек)";
- - урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:34:080141:5, площадью 78024 кв. м, находящегося по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 106, для эксплуатации очистных сооружений, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена участка составляет 1897660,72 руб. (один миллион восемьсот девяносто семь тысяч шестьсот шестьдесят рублей 72 копейки)".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 требования ОАО "Каустик" удовлетворены в полном объеме.
Министерство, не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления указанного лица, участвующего в деле, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Каустик" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
1. корпус N 14-1 (кадастровый номер 34-34/08-01/02-89/2003-158) и подъездные железнодорожные пути (кадастровый номер 34-34-01/085/2012-228), расположенные по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 57 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2012 серии 34 АА N 561205 и свидетельством о государственной регистрации права от 28.02.2012 серии 34 АА N 560715.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 43 285 кв. м с кадастровым номером 34:26:070101:18,, сформированном в установленном законом порядке, поставленным на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 17.08.2012 N 34 34/300/12-101194.
По договору N 1 от 20.06.2006 земельный участок был предоставлен в аренду ОАО "Пласткард". В настоящее время, в результате присоединения ОАО "Пласткард" к ОАО "Каустик", универсальным правопреемником всех прав и обязанностей ОАО "Пласткард" является ОАО "Каустик", в том числе и по договору аренды земельного участка N 1 от 20.06.2006.
2. Песколовки промстоков (кадастровый номер 34-34-01/430/2007-059); первичные отстойники промышленных стоков (34-34-01/053/2007-437); здание автогаража (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-438); здание автогаража (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-415); здание насосной станции N 1 (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-442); здание насосной станции N 2 (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-436); метантенки очистных сооружений (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-433); здание проходной (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-432); здание административно-хозяйственного блока, здание блока производственно-бытовых помещений с переходом (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-417); здание блока воздуховодной станции (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-406); сооружение-лотки (кадастровый номер 34:34:08:000000:012183:0000); сооружение-коллектор очищенных стоков от вторичных отстойников до приемной камеры насосной N 7 (кадастровый номер 34:34:08:000000:012190:0000); сооружение - дороги внутри цеха (кадастровый номер 34:34:08:000000:012152:0000); сооружение - линия освещения площадки (кадастровый номер 34:34:08:000000:012185:0000); сооружение - самотечный отводящий трубопровод N 20 (кадастровый номер 34:34:08:000000:012187:0000); трубопровод биологически очищенной воды на пруд накопитель от насоса поз. 124 насосной N 7 (кадастровый номер 34:34:08:000000:012193:0000); трубопровод биологически очищенной воды на пруд накопитель от насоса поз. 123 насосной N 7 (кадастровый номер 34:34:08:000000:012194:0000); сооружение аэротенок их 2-х блоков (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-431); сооружение-градирня (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-443); вторичные отстойники (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-429); сооружение-смеситель общего стока (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-430); первичные отстойники хозстоков (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-435); сооружение усреднителя из 6 секций (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-441); сооружение-илоуплотнители очистных сооружений (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-434); механическая мастерская со складом оборудования (кадастровый номер 34-34-01/053/2007-418), что подтверждено планом приватизации ГП ВПО "Каустик", утвержденным решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 29.09.1992 N 203, актом оценки стоимости имущества ГП ВПО "Каустик" по состоянию на 01.07.1992, утвержденным решением комитета по управлению госимуществом Волгоградской области от 07.12.2000 N 188.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 163 259 кв. м, кадастровый номер 34:26:070101:86,, по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 104.
Земельный участок был предоставлен истцу в постоянное бессрочное пользование согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 631.
3. Сооружение-коллектор очищенных стоков от вторичных отстойников до приемной камеры насосной N 7 (кадастровый номер 34:34:08:000000:012190:0000); сооружение - дороги внутри цеха (кадастровый номер 34:34:08:000000:012152:0000); сооружение - линия освещения площадки (кадастровый номер 34:34:08:000000:012185:0000); сооружение - напорная хозяйственно-бытовая канализация от р.п. Южный (кадастровый номер 34-34-01/531/2008-054), что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 14.08.2007 серии 34 ААN 490021, от 18.06.2007 34АА N 587946, от 15.08.2011 34АА N 385453, от 22.12.2008 34 АБ N 079674.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 78 024 кв. м, кадастровый номер 34:34:080141:5, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград.
Земельный участок был ранее предоставлен истцу в постоянное бессрочное пользование согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 34-08-1302.
ОАО "Каустик" 25.09.2012 обратился к Министерству с заявлениями о приобретении прав на все три спорных земельных участка.
Министерством в исполнение решения от 18.01.2013 N 145, от 21.02.013 N 869 и от 29.03.2013 N 1436, подготовлены и проекты договоров купли-продажи земельных участков, согласно пунктам 2.1 которых цена участка кадастровый номер 34:26:070101:18 составляет 3 300 005, 12 руб., участка кадастровый номер 34:34:080141:5-11 385 964, 3 руб., участка кадастровый номер 34:26:070101:86-2 805 442, 66 руб., т.е. равна 15% кадастровой стоимости каждого из них по состоянию на 25.09.2012 и направлены в адрес Общества вместе с протоколами разногласий относительно цены.
В протоколах разногласий ОАО "Каустик" указал свои предложения относительно цен на участки: 550 000, 85 руб. для участка кадастровый номером 34:26:070101:18, для участка кадастровым номером 34:34:080141:5-1 897 660, 72 руб., для участка кадастровым номером 34:26:070101:86-467 573, 78 руб., т.е. 2,5% от кадастровой стоимости каждого из них.
Министерство в протоколах разногласий указало, что считает возможным оставить цены участков в размере, указанном в тексте договоров.
Не согласившись с предложенным вариантом цен на земельные участки ОАО "Каустик" обратилось в суд с заявлением об урегулировании разногласий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, обоснованно исходил из следующего.
Как видно из материалов кадастровых дел, объекты недвижимого имущества ОАО "Каустик" расположены на земельных участках, принадлежащих Обществу на правах постоянного (бессрочного) пользования (участки N 34:34:080141:5 и 34:26:070101:86) и на праве аренды (участок N 34:26:070101:18)
В соответствии с Примечанием к статье 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.07.2001 N 137-ФЗ для целей настоящей статьи переоформление права на земельный участок включает в себя:
- - подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации (при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи);
- - принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- - государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники находящихся на земельных участках зданий, строений, сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом наличие данного права у лица, обратившегося в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ с заявлением о выкупе земельного участка, законодатель не связывает с фактом переоформления права постоянного (бессрочного) пользования именно этим лицом. Правовое значение для установления права на льготу связано с фактом наличия права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на момент предоставления его в собственность или в аренду по правилам статьи 36 Земельного кодекса РФ.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Департаментом недвижимости Минэкономразвития Российской Федерации в письме от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, указано, что лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, т.е. до 01.07.2012, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что ОАО "Каустик" обратилось с соответствующим заявлением в уполномоченный орган до 01.07.2012, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество имеет право на приобретение участков по льготным условиям.
Судом установлено, что ОАО "Каустик" 07.11.2011 обратился в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением об оформлении прав на земельные участки кадастровые номера 34:34:080141:5 и 34:26:070101:86 с приложением документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". Ответов по результатам рассмотрения указанных заявлений Общество не получало.
Для оформления прав на земельный участок 34:34:080141:5 ОАО "Каустик" 24.05.2012 обратилось в комитет земельных ресурсов с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность с приложением документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Письмом от 01.08.2012 N 21156 земельный комитет уведомил Общество о том, что с 06.07.2012 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде осуществляет ответчик и для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка необходимо обратиться в Министерство.
ОАО "Каустик" 25.09.2012 обратилось в Министерство с заявлениями о приобретении прав на все три спорных земельных участка, приложив, помимо прочего, документы, подтверждающие соответствующие обращения истца в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган до 01.07.2012.
Исходя из смысла положений закона Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", Министерство является правопреемником Комитета земельных ресурсов в части распространения на него последствий подачи истцом в установленный законом срок, т.е. до 01.07.2012, уполномоченному лицу заявлений о приобретении прав на земельные участки.
Таким образом, довод ответчика о том, что заявления истцом были поданы с пропуском срока, т.е. после 01.07.2012 правомерно отклонен судом первой инстанции
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу положений части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенным условием договора купли-продажи недвижимости в силу части 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации является его цена. Соглашение о цене выкупаемого земельного участка между ОАО "Каустик" и Министерством достигнуто не было, в связи с чем, договор купли-продажи земельного участка считается незаключенным.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, и иным правовым актам, действующим в момент его заключения.
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приобретение земельного участка по льготной цене по общему правилу возможно при совокупном наличии следующих обстоятельств.
- земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
- на земельном участке должны находиться здание(я), строение(я), сооружение(я).
- здание(я), строение(я), сооружение(я), расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должны находиться в собственности испрашивающего такой участок лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 г. N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При совокупном наличии указанных обстоятельств выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготным ценам возможен до 1 июля 2012 года.
Для приобретения земельного участка по указанной цене основополагающим является факт отчуждения объекта недвижимости из государственной или муниципальной собственности. При этом законодателем не предусмотрено, что такой объект должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности нынешним собственником этого объекта, который обращается за выкупом земельного участка. То есть для возможности выкупа земельного участка по льготной цене важен факт отчуждения объекта недвижимости, расположенного на таком участке, из государственной или муниципальной собственности.
Согласно нормам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к категории субъектов права выкупа земельных участков по льготным ценам закон относит коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках, возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. В случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из публичной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О разъяснено, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ОАО "Каустик" имеет право на выкуп земельных участков, расположенных под принадлежащими ему объектами недвижимости по льготным ценам.
Приватизация объектов недвижимости осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", согласно которому единственным критерием определения существенных условий договоров купли-продажи государственного имущества являлась остаточная стоимость объектов недвижимости.
Данный факт подтверждается пунктом 2 Распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 13.11.1992 N 763-р "О некоторых вопросах применения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации", согласно которому определение стоимости основных средств при приватизации осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки. При этом стоимость основных средств и сумма их износа, а также стоимость незавершенного строительства и неустановленного оборудования принимается и показывается в актах оценки имущества без учета результатов переоценки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 595 "О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации".
Остаточная стоимость основных фондов, нормативный срок службы которых истек, принимается равной нулю. Данные по основным средствам в Приложении 2 к Временным методическим указаниям по оценке стоимости объектов приватизации приводятся по основным группам без их детализации по инвентарным номерам объектов, местонахождению и маркам основных фондов.
Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 не предусмотрен порядок и процедура инвентаризации объектов недвижимого имущества, в органах осуществляющих соответствующую инвентаризацию.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ОАО "Каустик" на испрашиваемых земельных участках были приватизированы объекты недвижимости, право собственности на которые, никем не оспорено, не признано отсутствующим либо недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел обоснованному к выводу о доказанности факта отчуждения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу, из государственной собственности.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения (пункт 1 статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации), суд принимает во внимание следующее. Исходя из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.1995 N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом. Указанный нормативный акт применялся после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку не противоречил Земельному кодексу Российской Федерации, не регулирующему указанный вопрос.
Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 N 370 Указ Президента Российской Федерации от 11.05.1995 N 478 был отменен.
Исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
На дату обращения Общества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:26:070101:18 была установлена - 550 000, 85 руб., участка кадастровый номер -34:34:080141:5-1 897 660, 72 руб., участка кадастровый номер 34:26:070101:86-467 573, 78 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ОАО "Каустик" имеет право на выкуп земельных участков по 2,5% от кадастровой стоимости.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца, заявленные к Министерству по управлению имуществом подлежат удовлетворению.
Оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2013 по делу N А12-14165/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.И.ЖЕВАК

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)