Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Егоров Д.Ю., доверенность от 08 августа 2012 г.;
- от Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от администрации муниципального образования Красноярский Самарской области - извещен, не явился;
- от открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" - Горланов С.Д., доверенность от 20 июля 2011 г. N 337;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Шаталова Е.Н., доверенность от 26 июля 2012 г. N 349;
- от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;
- от открытого акционерного общества "Транспортно-логистическая корпорация" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2012 г. по делу N А55-19728/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Птичник плюс" (ИНН 6376064599, ОГРН 1076376001536), с. Малая Царевщина, Красноярский район, Самарская обл.,
к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский, с. Красный Яр, Самарская обл.,
третьи лица:
администрация муниципального образования Красноярский Самарской области, с. Красный Яр, Самарская обл.,
открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч", г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
открытое акционерное общество "Транспортно-логистическая корпорация", г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Птичник плюс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский (далее - ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа Комитета, изложенного в письме от 21 марта 2012 г. N 1194, в предоставлении Обществу в собственность за выкуп земельного участка площадью 1 071 992 кв. м, с кадастровым номером 63:26:1105004:3253, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, заявитель просил обязать Комитет по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в соответствии с действующим законодательством, принять решение о предоставлении в собственность за выкуп указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что Арбитражный суд Самарской области, указывая в описательной части обжалуемого решения на обстоятельства, послужившие Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, а именно наличие запрета до 2015 года на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в мотивировочной части решения не дает никакой оценки данному обстоятельству.
Земельный участок с кадастровым номером 63:26:1105004:3253, площадью 1 071 992 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза, находится в аренде у заявителя на основании договора аренды от 29 августа 2011 г. N 15.
Таким образом, у ООО "Птичник плюс" не возникло право на выкуп спорного земельного участка на основании п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), так как данный земельный участок находится в аренде у заявителя менее трех лет с момента заключения договора аренды.
По мнению подателя жалобы, при вынесении обжалуемого судебного акта арбитражным судом не были применены законы, подлежащие применению, в частности, п. 4 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле".
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву.
Представитель ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" также считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский и ООО "Птичник" (реорганизованное позднее в ООО "Птичник плюс") 30 января 2008 г. был заключен договор аренды N 1 сроком на 10 лет земельного участка площадью 1 091 309 кв. м, (кадастровый номер 63:26:0000000:0651), расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза, отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства.
Указанный земельный участок был разделен и в результате его раздела были образованы два земельных участка: с кадастровым номером 63:26:1105004:3252 площадью 19 317 кв. м и с кадастровым номером 63:26:1105004:3253 площадью 1 071 992 кв. м.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области было вынесено распоряжение от 29 августа 2011 г. N 56А (с учетом распоряжения от 26 октября 2011 г. N 75А), которое послужило основанием для заключения 29 августа 2011 г. между ООО "Птичник" (правопредшественник ООО "Птичник плюс") и Фондом имущества муниципального района Красноярский Самарской области договора N 15 аренды земельного участка площадью 1 071 992 кв. м, с кадастровым номером 63:26:1105004:3253, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза.
Также на основании вышеуказанных распоряжений 29 августа 2011 г. был заключен договор аренды земельного участка N 14 в отношении земельного участка площадью 19 317 кв. м с кадастровым номером 63:26:1105004:3252.
Указанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
На основании вышеуказанных договоров аренды заявитель пользуется испрашиваемым земельным участком.
13 января 2012 г. заявитель, руководствуясь п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность за выкуп (т. 1 л.д. 39 - 40).
В ответ на указанное обращение Комитет письмом от 21 марта 2012 г. N 1194 отказал заявителю в выкупе арендуемого земельного участка без какой-либо мотивировки (т. 1 л.д. 41).
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции исходил из того, что после обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области Комитет письмом от 10 июля 2012 г. N 2871 к ранее направленному отказу от 21 марта 2012 г. разъяснил заявителю причины отказа в предоставлении земельного участка. В частности, указал на наличие запрета, установленного Законом Самарской области "О земле" до 2015 года на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности; на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок, возможно будет зарезервирован для реализации мероприятий по созданию скоростного транспортного сообщения (монорельс на эстакаде) между г. Самара, международным аэропортом "Курумоч" и г. Тольятти согласно схеме территориального планирования муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденной решением собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 28 апреля 2010 г. N 8-СП (т. 2 л.д. 51 - 54).
Суд указал, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Заявитель использует испрашиваемый земельный участок более трех лет, не имеет задолженности по арендным платежам и обратное ответчиком не представлено.
Суд посчитал, что специальная норма (п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ) предусматривает исключительное право арендатора на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при соблюдении указанных в ней условий.
Между тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как было указано выше, п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ предусматривает, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Однако, согласно п. 4 ст. 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в части 1 статьи 26 настоящего Закона, может осуществляться с момента вступления в силу настоящего Закона.
Приватизация иных, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с 1 января 2015 года.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу с момента его официального опубликования - с 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что субъектом РФ - Самарской областью был принят Закон Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле", статьей 20 которого установлен запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения до 01 января 2015 г., а также то, что спорный земельный участок не был предоставлен заявителю в аренду с правом выкупа в соответствии с договором, заключенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, приватизация указанного земельного участка возможна с 01 января 2015 г.
Ссылку Общества на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" с 01 января 2015 г. начинается приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", такой случай как раз предусмотрен п. 4 ст. 10 этого закона, и срок, указанный в ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области "О земле", на рассматриваемую ситуацию не может распространяться, арбитражный апелляционный суд считает необоснованной, поскольку в ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ установлены исключения для приобретения земельных участков без проведения торгов в порядке, предусмотренном п. 1 - 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ.
Кроме того, все случаи и порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Законом N 101-ФЗ, следовательно, ссылка в ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области "О земле" на то, что приватизация назначается с 01 января 2015 г. за исключением случаев, предусмотренных Законом N 101-ФЗ, распространяется на случаи, когда приватизация земельных участков согласно указанному закону вообще запрещена.
Таким образом, заявителю обоснованно отказано в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до установленного Законом Самарской области "О земле" срока.
Между тем довод Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что у ООО "Птичник плюс" не возникло право на выкуп спорного земельного участка на основании п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, так как данный земельный участок находится в аренде у заявителя менее трех лет с момента заключения договора аренды, арбитражный апелляционный суд признает ошибочным.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:0651, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, предоставленного в аренду на основании договора от 30 января 2008 г. N 1 для ведения сельскохозяйственного производства.
Другой земельный участок площадью 19 317 кв. м с кадастровым номером 63:26:1105004:3252, выделенный также из земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:0651, был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для реконструкции и модернизации международного аэропорта "Курумоч".
Фактически отношения по аренде спорного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства осуществляются на основании первоначального договора аренды земельного участка от 30 января 2008 г.
С учетом изложенных обстоятельств, в связи с неправильным применением норм материального права, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции следует отменить и в удовлетворении заявленных ООО "Птичник плюс" требований отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2012 г. по делу N А55-19728/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Птичник плюс", с. Малая Царевщина, Красноярский район, Самарская обл., требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-19728/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N А55-19728/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Егоров Д.Ю., доверенность от 08 августа 2012 г.;
- от Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от администрации муниципального образования Красноярский Самарской области - извещен, не явился;
- от открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" - Горланов С.Д., доверенность от 20 июля 2011 г. N 337;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Шаталова Е.Н., доверенность от 26 июля 2012 г. N 349;
- от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;
- от открытого акционерного общества "Транспортно-логистическая корпорация" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2012 г. по делу N А55-19728/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Птичник плюс" (ИНН 6376064599, ОГРН 1076376001536), с. Малая Царевщина, Красноярский район, Самарская обл.,
к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский, с. Красный Яр, Самарская обл.,
третьи лица:
администрация муниципального образования Красноярский Самарской области, с. Красный Яр, Самарская обл.,
открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч", г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
открытое акционерное общество "Транспортно-логистическая корпорация", г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Птичник плюс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский (далее - ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа Комитета, изложенного в письме от 21 марта 2012 г. N 1194, в предоставлении Обществу в собственность за выкуп земельного участка площадью 1 071 992 кв. м, с кадастровым номером 63:26:1105004:3253, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, заявитель просил обязать Комитет по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в соответствии с действующим законодательством, принять решение о предоставлении в собственность за выкуп указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что Арбитражный суд Самарской области, указывая в описательной части обжалуемого решения на обстоятельства, послужившие Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, а именно наличие запрета до 2015 года на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в мотивировочной части решения не дает никакой оценки данному обстоятельству.
Земельный участок с кадастровым номером 63:26:1105004:3253, площадью 1 071 992 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза, находится в аренде у заявителя на основании договора аренды от 29 августа 2011 г. N 15.
Таким образом, у ООО "Птичник плюс" не возникло право на выкуп спорного земельного участка на основании п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), так как данный земельный участок находится в аренде у заявителя менее трех лет с момента заключения договора аренды.
По мнению подателя жалобы, при вынесении обжалуемого судебного акта арбитражным судом не были применены законы, подлежащие применению, в частности, п. 4 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле".
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву.
Представитель ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" также считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский и ООО "Птичник" (реорганизованное позднее в ООО "Птичник плюс") 30 января 2008 г. был заключен договор аренды N 1 сроком на 10 лет земельного участка площадью 1 091 309 кв. м, (кадастровый номер 63:26:0000000:0651), расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза, отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства.
Указанный земельный участок был разделен и в результате его раздела были образованы два земельных участка: с кадастровым номером 63:26:1105004:3252 площадью 19 317 кв. м и с кадастровым номером 63:26:1105004:3253 площадью 1 071 992 кв. м.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области было вынесено распоряжение от 29 августа 2011 г. N 56А (с учетом распоряжения от 26 октября 2011 г. N 75А), которое послужило основанием для заключения 29 августа 2011 г. между ООО "Птичник" (правопредшественник ООО "Птичник плюс") и Фондом имущества муниципального района Красноярский Самарской области договора N 15 аренды земельного участка площадью 1 071 992 кв. м, с кадастровым номером 63:26:1105004:3253, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе п. Береза.
Также на основании вышеуказанных распоряжений 29 августа 2011 г. был заключен договор аренды земельного участка N 14 в отношении земельного участка площадью 19 317 кв. м с кадастровым номером 63:26:1105004:3252.
Указанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
На основании вышеуказанных договоров аренды заявитель пользуется испрашиваемым земельным участком.
13 января 2012 г. заявитель, руководствуясь п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность за выкуп (т. 1 л.д. 39 - 40).
В ответ на указанное обращение Комитет письмом от 21 марта 2012 г. N 1194 отказал заявителю в выкупе арендуемого земельного участка без какой-либо мотивировки (т. 1 л.д. 41).
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции исходил из того, что после обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области Комитет письмом от 10 июля 2012 г. N 2871 к ранее направленному отказу от 21 марта 2012 г. разъяснил заявителю причины отказа в предоставлении земельного участка. В частности, указал на наличие запрета, установленного Законом Самарской области "О земле" до 2015 года на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности; на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок, возможно будет зарезервирован для реализации мероприятий по созданию скоростного транспортного сообщения (монорельс на эстакаде) между г. Самара, международным аэропортом "Курумоч" и г. Тольятти согласно схеме территориального планирования муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденной решением собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от 28 апреля 2010 г. N 8-СП (т. 2 л.д. 51 - 54).
Суд указал, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Заявитель использует испрашиваемый земельный участок более трех лет, не имеет задолженности по арендным платежам и обратное ответчиком не представлено.
Суд посчитал, что специальная норма (п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ) предусматривает исключительное право арендатора на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при соблюдении указанных в ней условий.
Между тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как было указано выше, п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ предусматривает, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Однако, согласно п. 4 ст. 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в части 1 статьи 26 настоящего Закона, может осуществляться с момента вступления в силу настоящего Закона.
Приватизация иных, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с 1 января 2015 года.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу с момента его официального опубликования - с 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что субъектом РФ - Самарской областью был принят Закон Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле", статьей 20 которого установлен запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения до 01 января 2015 г., а также то, что спорный земельный участок не был предоставлен заявителю в аренду с правом выкупа в соответствии с договором, заключенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, приватизация указанного земельного участка возможна с 01 января 2015 г.
Ссылку Общества на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" с 01 января 2015 г. начинается приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", такой случай как раз предусмотрен п. 4 ст. 10 этого закона, и срок, указанный в ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области "О земле", на рассматриваемую ситуацию не может распространяться, арбитражный апелляционный суд считает необоснованной, поскольку в ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ установлены исключения для приобретения земельных участков без проведения торгов в порядке, предусмотренном п. 1 - 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ.
Кроме того, все случаи и порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Законом N 101-ФЗ, следовательно, ссылка в ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области "О земле" на то, что приватизация назначается с 01 января 2015 г. за исключением случаев, предусмотренных Законом N 101-ФЗ, распространяется на случаи, когда приватизация земельных участков согласно указанному закону вообще запрещена.
Таким образом, заявителю обоснованно отказано в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до установленного Законом Самарской области "О земле" срока.
Между тем довод Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что у ООО "Птичник плюс" не возникло право на выкуп спорного земельного участка на основании п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, так как данный земельный участок находится в аренде у заявителя менее трех лет с момента заключения договора аренды, арбитражный апелляционный суд признает ошибочным.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:0651, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, предоставленного в аренду на основании договора от 30 января 2008 г. N 1 для ведения сельскохозяйственного производства.
Другой земельный участок площадью 19 317 кв. м с кадастровым номером 63:26:1105004:3252, выделенный также из земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:0651, был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для реконструкции и модернизации международного аэропорта "Курумоч".
Фактически отношения по аренде спорного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства осуществляются на основании первоначального договора аренды земельного участка от 30 января 2008 г.
С учетом изложенных обстоятельств, в связи с неправильным применением норм материального права, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции следует отменить и в удовлетворении заявленных ООО "Птичник плюс" требований отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2012 г. по делу N А55-19728/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Птичник плюс", с. Малая Царевщина, Красноярский район, Самарская обл., требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)