Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шемякина Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Вершининой О.Ю., Игошевой Г.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 23 апреля 2012 года, которым Ш. в удовлетворении исковых требований к комитету по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района о признании незаконным проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 24 февраля 2012 года, отмене результатов аукциона в полном объеме, обязании организатора аукциона уплатить истцу двойную сумму задатка, оформить в муниципальную собственность предмет торга в срок до 5 мая 2012 года и назначить дату проведения повторного аукциона, взыскании судебных расходов - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения Ш., судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района о признании незаконным проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 24 февраля 2012 года, отмене результатов аукциона в полном объеме, обязании организатора аукциона уплатить ему двойную сумму задатка, оформить в муниципальную собственность предмет торга и назначить дату проведения повторного аукциона, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указал, что на основании заявления от 14 ноября 2011 года и заявки от 31 января 2012 года являлся претендентом на участие в аукционе. В целях недопущения нарушений законодательства при организации и проведении аукциона 06 декабря 2011 года он обратился с заявлением к руководителю Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района. Из ответа следовало, что земельный участок с условным номером N ... наложен на предмет торга - земельный участок с кадастровым номером N ..., и в муниципальную собственность района не оформлен. Полагал, что земельный участок с условным номером N ... в соответствии со статьями 1151, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации признается выморочным имуществом и, поскольку запись о зарегистрированных правах на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не прекращена, Комитет не вправе выставлять земельный участок на торги. Извещение об аукционе в газете "..." от 14 января 2012 года N ... не соответствует действительности в части отсутствия на нем объектов недвижимости, на котором фактически расположен забор и колодец, соответственно, содержится неверное указание об отсутствии прав третьих лиц в пункте 1.1 договора аренды. Поскольку аукцион организован с нарушением действующего законодательства, он принял решение об отказе от участия в аукционе.
В судебном заседании истец Ш. исковые требования уточнил, просил обязать ответчика в срок до 05 мая 2012 года оформить в муниципальную собственность выморочный участок, который наложен на предмет торга.
Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района Л. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка был проведен без нарушений действующего законодательства. По результатам аукциона Т. была признана победителем. Ш. от участия в аукционе отказался.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Т. - адвокат Пирогова О.М. иск не признала. Пояснила, что с 2006 года Т. использует предмет торга для ведения личного подсобного хозяйства, обратилась с заявлением об оформлении прав аренды на земельный участок. Процедура проведения аукциона была соблюдена. Ш. добровольно отказался от участия в торгах.
Третье лицо на стороне ответчика П. иск не признал, пояснил, что у него отсутствуют претензии по процедуре проведения аукциона, с результатами торгов он согласен, так как Т. предложила наибольшую цену годовой арендной платы.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ш. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. Указывает на незаконность аукциона по продаже права на заключение договора аренды. Полагает, что земельный участок с условным номером N ... - собственность умершего ФИО11, и это имущество является выморочным. Земельный участок N ... наложен на предмет торга. Суд не принял во внимание нахождение на земельном участке недвижимого имущества.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района Ч. просит решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, жалобу Ш. - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Право субъектов Российской Федерации на осуществление управления и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, установлено пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Кодексом (пункт 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются применительно к утвержденным настоящим Постановлением Правилам; организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними; орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков: определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов; заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом и победителем торгов в день проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу части 2 пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Заинтересованными лицами, которые имеют право заявлять иски о признании торгов недействительными, являются лица, участвовавшие в торгах либо лица, которым было отказано в участии в торгах.
Реализация указанного права должна повлечь восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела, ФИО11 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью ... кв. м, расположенный по адресу: с условным номером N ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... N ... от 21 августа 2000 года (л.д. ...).
Впоследствии земельному участку был присвоен кадастровый номер N ..., что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 02 июля 2005 года (л.д. ...).
16 марта 2006 года ФИО11 умер.
05 октября 2006 года супруге ФИО11 - Т., наследнице имущества после умершего ФИО11 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. В состав наследства, на которое выдано свидетельство, включен земельный участок площадью ... кв. м с кадастровым номером N ... (л.д. ...).
Право собственности Т. на земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Вологодской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01 ноября 2008 года (л.д. ...).
11 февраля 2010 года в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в порядке осуществления муниципального земельного контроля главным специалистом по управлению имуществом и земельными ресурсами сельского поселения ... ФИО12 по письменному заявлению ФИО13 от было установлено, что Т. использует земельный участок общей площадью ... кв. м, а по предоставленному свидетельству о государственной регистрации права, площадь земельного участка, находящегося в собственности Т., составляет ... кв. м, земельный участок площадью ... кв. м занят Т. самовольно. (л.д. ...).
Самовольно занятый Т. земельный участок площадью ... кв. м с кадастровым номером N ... находится в государственной не разграниченной собственности, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11 октября 2011 года (л.д. ...), уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 13 марта 2012 года (л.д. ...).
12 ноября 2011 года в газете "..." опубликовано извещение Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района о наличии земельного участка с кадастровым номером N ... по адресу:, площадью ... кв. м, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, вид права - аренда, срок аренды- 49 лет (л.д. ...).
Постановлением главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 20 декабря 2011 года N ... утвержден отчет N ... от 14 декабря 2011 года "Об определении права на заключение договора аренды на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером N ..., расположенный по адресу:. Комитету по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района предложено провести торги по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок посредством проведения аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене. Этим же постановлением утверждена начальная цена годовой арендной платы указанного земельного участка в размере ... рублей, определенная на основании отчета независимого оценщика N ... от 14 декабря 2011 года.
На публикацию в газете "..." в Комитет по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района поступило 3 заявки на участие в аукционе по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка: от Т. (л.д. ...), Ш. (л.д. ...) и П. (л.д. ...).
20 февраля 2012 года Ш. отказался от участия в аукционе по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка, что подтверждается его заявлением в Комитет по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района (л.д. ...).
В связи с поступлением заявления об отказе от участия в аукционе 21 февраля 2012 года задаток Ш. был возвращен, что подтверждается платежным поручением N ... от 21 февраля 2012 года (л.д. ...).
Т. и П. признаны участниками данного аукциона согласно протокола приема и результатов рассмотрения заявок претендентов на участие в аукционе от 21 февраля 2012 года (л.д. ...).
Участникам аукциона Т. и П. направлены соответствующие уведомления от 21 февраля 2012 года (л.д. ...).
24 февраля 2012 года состоялся аукцион, по результатам которого его победителем признана Т., предложившая наибольшую цену приобретения в виде арендной платы в размере ... рублей, что подтверждается протоколом аукциона N ... (л.д. ...).
27 февраля 2012 года с Т. заключен договор аренды.
30 марта 2012 года договор аренды зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 апреля 2012 года (л.д. ...).
Отказывая Ш. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района нарушений действующего законодательства.
Ввиду отказа Ш. от участия в торгах, судебная коллегия с учетом положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что обжалуемым решением права истца не нарушены, на что обосновано указано судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда 1 инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Ш. аналогичны доводам, приведенным им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, судом подробно исследованы и им дана надлежащая оценка, а потому они не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.06.2012 N 33-2485/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2012 г. N 33-2485/2012
Судья Шемякина Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Вершининой О.Ю., Игошевой Г.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 23 апреля 2012 года, которым Ш. в удовлетворении исковых требований к комитету по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района о признании незаконным проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 24 февраля 2012 года, отмене результатов аукциона в полном объеме, обязании организатора аукциона уплатить истцу двойную сумму задатка, оформить в муниципальную собственность предмет торга в срок до 5 мая 2012 года и назначить дату проведения повторного аукциона, взыскании судебных расходов - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения Ш., судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района о признании незаконным проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 24 февраля 2012 года, отмене результатов аукциона в полном объеме, обязании организатора аукциона уплатить ему двойную сумму задатка, оформить в муниципальную собственность предмет торга и назначить дату проведения повторного аукциона, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указал, что на основании заявления от 14 ноября 2011 года и заявки от 31 января 2012 года являлся претендентом на участие в аукционе. В целях недопущения нарушений законодательства при организации и проведении аукциона 06 декабря 2011 года он обратился с заявлением к руководителю Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района. Из ответа следовало, что земельный участок с условным номером N ... наложен на предмет торга - земельный участок с кадастровым номером N ..., и в муниципальную собственность района не оформлен. Полагал, что земельный участок с условным номером N ... в соответствии со статьями 1151, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации признается выморочным имуществом и, поскольку запись о зарегистрированных правах на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не прекращена, Комитет не вправе выставлять земельный участок на торги. Извещение об аукционе в газете "..." от 14 января 2012 года N ... не соответствует действительности в части отсутствия на нем объектов недвижимости, на котором фактически расположен забор и колодец, соответственно, содержится неверное указание об отсутствии прав третьих лиц в пункте 1.1 договора аренды. Поскольку аукцион организован с нарушением действующего законодательства, он принял решение об отказе от участия в аукционе.
В судебном заседании истец Ш. исковые требования уточнил, просил обязать ответчика в срок до 05 мая 2012 года оформить в муниципальную собственность выморочный участок, который наложен на предмет торга.
Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района Л. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка был проведен без нарушений действующего законодательства. По результатам аукциона Т. была признана победителем. Ш. от участия в аукционе отказался.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Т. - адвокат Пирогова О.М. иск не признала. Пояснила, что с 2006 года Т. использует предмет торга для ведения личного подсобного хозяйства, обратилась с заявлением об оформлении прав аренды на земельный участок. Процедура проведения аукциона была соблюдена. Ш. добровольно отказался от участия в торгах.
Третье лицо на стороне ответчика П. иск не признал, пояснил, что у него отсутствуют претензии по процедуре проведения аукциона, с результатами торгов он согласен, так как Т. предложила наибольшую цену годовой арендной платы.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ш. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. Указывает на незаконность аукциона по продаже права на заключение договора аренды. Полагает, что земельный участок с условным номером N ... - собственность умершего ФИО11, и это имущество является выморочным. Земельный участок N ... наложен на предмет торга. Суд не принял во внимание нахождение на земельном участке недвижимого имущества.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района Ч. просит решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, жалобу Ш. - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Право субъектов Российской Федерации на осуществление управления и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, установлено пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Кодексом (пункт 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются применительно к утвержденным настоящим Постановлением Правилам; организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними; орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков: определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов; заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом и победителем торгов в день проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу части 2 пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Заинтересованными лицами, которые имеют право заявлять иски о признании торгов недействительными, являются лица, участвовавшие в торгах либо лица, которым было отказано в участии в торгах.
Реализация указанного права должна повлечь восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела, ФИО11 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью ... кв. м, расположенный по адресу: с условным номером N ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... N ... от 21 августа 2000 года (л.д. ...).
Впоследствии земельному участку был присвоен кадастровый номер N ..., что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 02 июля 2005 года (л.д. ...).
16 марта 2006 года ФИО11 умер.
05 октября 2006 года супруге ФИО11 - Т., наследнице имущества после умершего ФИО11 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. В состав наследства, на которое выдано свидетельство, включен земельный участок площадью ... кв. м с кадастровым номером N ... (л.д. ...).
Право собственности Т. на земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Вологодской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01 ноября 2008 года (л.д. ...).
11 февраля 2010 года в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в порядке осуществления муниципального земельного контроля главным специалистом по управлению имуществом и земельными ресурсами сельского поселения ... ФИО12 по письменному заявлению ФИО13 от было установлено, что Т. использует земельный участок общей площадью ... кв. м, а по предоставленному свидетельству о государственной регистрации права, площадь земельного участка, находящегося в собственности Т., составляет ... кв. м, земельный участок площадью ... кв. м занят Т. самовольно. (л.д. ...).
Самовольно занятый Т. земельный участок площадью ... кв. м с кадастровым номером N ... находится в государственной не разграниченной собственности, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11 октября 2011 года (л.д. ...), уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 13 марта 2012 года (л.д. ...).
12 ноября 2011 года в газете "..." опубликовано извещение Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района о наличии земельного участка с кадастровым номером N ... по адресу:, площадью ... кв. м, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, вид права - аренда, срок аренды- 49 лет (л.д. ...).
Постановлением главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 20 декабря 2011 года N ... утвержден отчет N ... от 14 декабря 2011 года "Об определении права на заключение договора аренды на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером N ..., расположенный по адресу:. Комитету по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района предложено провести торги по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок посредством проведения аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене. Этим же постановлением утверждена начальная цена годовой арендной платы указанного земельного участка в размере ... рублей, определенная на основании отчета независимого оценщика N ... от 14 декабря 2011 года.
На публикацию в газете "..." в Комитет по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района поступило 3 заявки на участие в аукционе по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка: от Т. (л.д. ...), Ш. (л.д. ...) и П. (л.д. ...).
20 февраля 2012 года Ш. отказался от участия в аукционе по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка, что подтверждается его заявлением в Комитет по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого муниципального района (л.д. ...).
В связи с поступлением заявления об отказе от участия в аукционе 21 февраля 2012 года задаток Ш. был возвращен, что подтверждается платежным поручением N ... от 21 февраля 2012 года (л.д. ...).
Т. и П. признаны участниками данного аукциона согласно протокола приема и результатов рассмотрения заявок претендентов на участие в аукционе от 21 февраля 2012 года (л.д. ...).
Участникам аукциона Т. и П. направлены соответствующие уведомления от 21 февраля 2012 года (л.д. ...).
24 февраля 2012 года состоялся аукцион, по результатам которого его победителем признана Т., предложившая наибольшую цену приобретения в виде арендной платы в размере ... рублей, что подтверждается протоколом аукциона N ... (л.д. ...).
27 февраля 2012 года с Т. заключен договор аренды.
30 марта 2012 года договор аренды зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 апреля 2012 года (л.д. ...).
Отказывая Ш. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях Комитета по управлению имуществом Кичменгско-Городецкого района нарушений действующего законодательства.
Ввиду отказа Ш. от участия в торгах, судебная коллегия с учетом положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что обжалуемым решением права истца не нарушены, на что обосновано указано судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда 1 инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Ш. аналогичны доводам, приведенным им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, судом подробно исследованы и им дана надлежащая оценка, а потому они не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)