Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N А10-606/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N А10-606/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июня 2013 года по делу N А10-606/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Резерв" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании недействительным решения от 26 декабря 2012 года N О-1197 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта,
(суд первой инстанции - Г.Д-С. Мархаева),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен;
-
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Резерв" (ОГРН 1112468077842, ИНН 2466247159, далее - ООО "Резерв", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - комитет) о признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 26 декабря 2012 года N О-1197, обязании Комитета устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства автозаправочной станции с объектами придорожного сервиса по адресу г. Улан-Удэ, по ул. Иволгинская, на земельном участке 2 000 кв. м.
26 февраля 2013 года определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, далее - управление).
Решением суда первой инстанции от 04 июня 2013 года признано недействительным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340) от 26 декабря 2012 года N О-1197 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Резерв" (ОГРН 1112468077842, ИНН 0323027176) в предварительном согласовании места размещения объекта как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
В обоснование суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение Комитета нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельностью в настоящем случае - эксплуатации автозаправочной станции, торгово-административного здания, станции придорожного сервиса, планируемых возвести заявителем на испрашиваемом земельном участке. Комитетом каких-либо надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах красных линий и относится к землям общего пользования, в материалы дела не представлено. Кроме того, суд первой инстанции указал, что обязание Комитета принять решение о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого участка фактически исключает необходимость соблюдения предусмотренного пунктом 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Так, поскольку Общество инициировало процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, заявитель не вправе требовать принятия решения о предоставлении спорного земельного участка до утверждения акта выбора земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Названные процедуры на момент обращения заявителя в суд в полном объеме не проведены, поэтому для удовлетворения заявления Общества в части устранения нарушений его прав путем обязания Комитета принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта отсутствуют основания.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июня 2013 по делу N А10-606/2013 отменить, апелляционную жалобу Комитета удовлетворить
Полагает, что Комитет не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в случае если испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования. Требования ООО "Резерв" не подлежат удовлетворению, так как Комитет не вправе распорядиться земельным участком, в случае если испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве общество поддерживает выводы суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.07.2013 г.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Комитет направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Резерв" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1112468077842, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.02.2013 г. (т. 1 л.д. 12).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 25 апреля 2012 года ООО "Резерв" обратилось в Комитет с заявлением о выборе юридическим лицом земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 3000 кв. м сроком на три года для строительства автозаправочной станции, торгово-административного здания, станции придорожного сервиса, предполагаемое место размещение объекта: ул. Иволгинская, вблизи магазина "Терем" (т. 1 л.д. 31). К указанному заявлению были приложены:
- - копия документа, удостоверяющего личность представителя;
- - копия документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица;
- - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, решения учредителей, акционеров, членов юридического лица о выборе директора, председателя, устава юридического лица, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- - ситуационный план (схема) земельного участка на топографической основе в масштабе 1:500 и 1:2000 (т. 1 л.д. 31).
30 ноября 2012 года Управление заключением N 20451108 согласовало предоставление Обществу земельного участка, ориентировочной площадью 2000 кв. м по ул. Иволгинская в Советском районе, под строительство автозаправочной станции с объектами придорожного сервиса (т. 1 л.д. 70).
6 декабря 2012 года в газете "Правда Бурятии" N 50 Комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства объектов, в том числе строительство автозаправочной станции с объектами придорожного сервиса площадью 2 000 кв. м по ул. Иволгинская Советского района (т. 1 л.д. 30).
26 декабря 2012 года Управлением подготовлено заключение N 20453332, из которого следует, что последнее отказывает в согласовании предоставления земельного участка ООО "Резерв" ориентировочной площадью 2000 кв. м по ул. Иволгинская, в связи с размещением его на территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (Градостроительный кодекс Российской Федерации, статья 1, пункты 11, 12) (т. 1 л.д. 35).
В этот же день Комитетом принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта N О-1197, согласно которому по результатам рассмотрения заявления Общества на основании вышеуказанного заключения Управления, пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства автозаправочной станции с объектами придорожного сервиса по ул. Иволгинская в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок (2000 кв. м) расположен на территории общего пользования (пункты 11, 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации) (т. 1 л.д. 36).
Не согласившись с решением Комитета, Общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, суд первой инстанции правильно указал, что Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Содержание названных правовых норм свидетельствует о том, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявитель обратился в Комитет с заявлением, в котором просил определить возможность предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв. м сроком на три года для строительства автозаправочной станции, торгово-административного здания, станции придорожного сервиса, предполагаемое место размещение объекта: ул. Иволгинская, вблизи магазина "Терем". Таким образом, в рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанных объектов.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 16.06.2011, действующей в рассматриваемый период).
Согласно Положению об Управлении архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 01.02.2011 N 32 (ред. От 20.03.2012, (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) Управление участвует в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией; выдает заключения о возможности или невозможности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев для размещения объектов мелкорозничной торговой сети, а также для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Как правильно указывает суд первой инстанции, комитет, осуществляя установленную процедуру выбора земельного участка для строительства, запросил предложение Управления по рассматриваемому заявлению. Управлением на основании пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдано заключение от 26 декабря 2012 года N 20453332 об отказе в согласовании земельного участка Обществу, в связи с размещением его на территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Это заключение послужило основанием для принятия Комитетом оспариваемого по настоящему делу решения.
Как следует из содержания оспариваемого решения, Комитетом отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства автозаправочной станции с объектами придорожного сервиса по ул. Иволгинская в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок (2000 кв. м) расположен на территории общего пользования. В качестве правового обоснования Комитетом приведены пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82.
Проанализировав основания, явившиеся основанием для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции правильно не согласился с занятой Комитетом позицией в силу следующего.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы земельного законодательства.
Так, к последним отнесены, в частности, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определены категории земли по целевому назначению, среди которых выделены земли населенных пунктов.
Согласно пункту 2 упомянутой статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Собственно для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории как это предусматривает пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу вышеизложенных норм права предоставлению земельного участка для размещения какого-либо объекта могут препятствовать его разрешенные условия использования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12).
Пунктами 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В силу пунктов 1, 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Таким образом, строительство на территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры должно осуществляться в соответствии с проектом планировки территории.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
На основании пункта 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.
Соответственно границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, утверждаемыми на чертежах проекта планировки территории.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:
- 1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
- 2) генеральные планы поселений;
- 3) генеральные планы городских округов.
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции правильно указал, что факт отнесения земельного участка к землям общего пользования может быть подтвержден, в том числе документами территориального планирования, включающими красные линии, обозначающие границы таких земель (территорий). Между тем, в рассматриваемом случае Комитетом каких-либо надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах красных линий и относится к землям общего пользования в материалы дела не представлено. В отсутствие таких доказательств суд лишен возможности постановить вывод о доказанности факта нахождения испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования и, как следствие, согласиться с ним. Апелляционный суд согласен с судом первой инстанции, что таким доказательством не может являться имеющийся в материалах дела генеральный план городского округа г. Улан-Удэ, поскольку на нем отображена лишь дорога, в то время как сведений о красных линиях, обозначающих границы земель общего пользования, названный план не содержит.
Соответственно доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования, отклоняются.
Приведенное комитетом суду первой инстанции дополнительное основание для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка о том, что согласно генеральному плану городского округа г. Улан-Удэ ул. Иволгинская является магистральной улицей городского значения, а в случае предоставления земельного участка под строительство Обществу ширина улицы в красных линиях при согласовании и предоставлении заявителю испрашиваемого участка будет составлять менее 40 метров, что противоречит пункту 11.5 (таблица 8 примечание 1) "СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", правильно было отклонено судом первой инстанции, поскольку отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка обусловлен исключительно расположением такого участка на территории общего пользования, каких-либо иных причин для отказа в предоставлении участка в решении Комитета от 26 декабря 2012 года N О-1197 не приведено.
Поскольку по материалам дела судом первой инстанции препятствий к выбору земельного участка установлено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении -заявленного требования.
Относительно способа устранения нарушения прав и законных интересов общества суд первой инстанции правильно указал, что обязание Комитета принять решение о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого участка фактически исключает необходимость соблюдения предусмотренного пунктом 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку процедуры на момент обращения заявителя в суд в полном объеме не проведены, невозможно обязать Комитета принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта отсутствуют основания. Соответственно, суд первой инстанции правильно возложить на Комитет обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июня 2013 года по делу А10-606/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)