Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2013 ПО ДЕЛУ N А33-20842/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу N А33-20842/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "21" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Споткай Л.Е., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "УСК "Региональная Строительная Компания" (истца) - Струкова Я.Г., представителя по доверенности от 12.11.2012;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ответчика) - Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28 декабря 2012 года N 70-55/308;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" марта 2013 года по делу N А33-20842/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "УСК "Региональная Строительная Компания" (ОГРН 1122468025261, ИНН 2465271582; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 155), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, ИНН 2466124510; далее - ответчик, Управление), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, далее также кадастровая палата), в котором заявитель просит:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 4; ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 8; ул. Взлетная, зд. 5 "А", строение 20; площадью 10 683 кв. м, кадастровый номер 24:50:0400131:2655, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение гаражей боксового типа, коммунальных и складских объектов в размере 9 314 000 рублей, соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" от 7 декабря 2012 года N 1-зем/11/12 на момент принятия решения суда с применением удельного показателя кадастровой стоимости 872 рубля за 1 кв. м;
- - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:2655 в размере 9 314 000 рублей соответствующим его рыночной стоимости.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 5 марта 2013 года принят заявленный истцом отказ от части исковых требований о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю расходов по государственной пошлине в сумме 8000 рублей, а также расходов по экспертизе в сумме 30000 рублей, производство по делу в отношении данных требований прекращено по пункту 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд определил установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 4; ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 8; ул. Взлетная, зд. 5 "А", строение 20; площадью 10 683 кв. м, кадастровый номер 24:50:0400131:2655, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение гаражей боксового типа, коммунальных и складских объектов в размере 9 314 000 рублей, соответствующей его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" от 7 декабря 2012 года N 1-зем/11/12 по состоянию на 1 января 2011 года.
- Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю присуждена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:2655 в размере 9314000 рублей соответствующим его рыночной стоимости;
- При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец является арендатором земельных участков, арендная плата в отношении которых является регулируемой и определяется, в том числе на основании кадастровой стоимости земельных участков, он вправе обратиться в установленном порядке с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков, поскольку не принимает каких-либо решений влияющих на результаты ее проведения, не является получателем земельного налога или арендной платы.
В связи с изданием Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") наступили обстоятельства, лишающие Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю полномочий по ведению государственного реестра недвижимости и по государственному кадастровому учету имущества, несмотря на сохранение статуса органа кадастрового учета за Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - вышестоящим органом.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2013 года апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 21 мая 2013 года.
От общества с ограниченной ответственностью "УСК "Региональная Строительная Компания" поступил отзыв, в котором истец отклонил доводы апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
По мнению истца, его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" одной из функций службы является ведение кадастрового учета, а согласно пунктам 1, 7.1.11, 7.1.12 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю оно является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и реализует, в том числе, полномочия по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки земель.
Представители федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю и Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в судебное заседание не прибыли. Отзывы на апелляционную жалобу от указанных лиц суду апелляционной инстанции не поступали.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3-5).
Копии определений о принятии апелляционной жалобы направлялись лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 18 апреля 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УСК "Региональная Строительная Компания" отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются только выводов суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и от лиц, участвующих в деле, не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "УСК Региональная Строительная Компания" на основании договора аренды от 26 сентября 2012 года N 1879 (л.д. 15), подписанного с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 4; ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 8; ул. Взлетная, зд. 5 "А", строение 20; площадью 10 683 кв. м, кадастровый номер 24:50:0400131:2655, категория земель - земли населенных пунктов, зоны жилой многоэтажной застройки высокой плотности для использования в целях эксплуатации нежилых зданий.
Согласно пункту 2.1. договора аренды, срок аренды определен с 14 сентября 2012 года по 13 сентября 2037 года.
В соответствии со штампом регистрационного органа на договоре аренды, последний прошел процедуру государственной регистрации 9 октября 2012 года (номер записи о государственной регистрации 24-24-01/268/2012-372).
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400131:2655 поставлен на государственный кадастровый учет 30 августа 2012 года, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 31 августа 2012 года N 24/12-262442 (л.д. 13).
Согласно данного кадастрового паспорта кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 66 874 939 рублей 02 копейки, удельный показатель кадастровой стоимости 6259 рублей 94 копейки за 1 кв. м.
Согласно отзыву федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю кадастровая стоимость названного выше земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П (л.д. 156).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 19 июня 2012 года N 287-П, от 4 декабря 2012 года N 638-П, от 27 декабря 2012 года N 720-П), утверждена кадастровая стоимость земельных участков, по состоянию на 1 января 2011 года, а также определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов (Приложение N 2).
В соответствии с Таблицей N 48 (приложения N 2) кадастровый квартал 24:50:0400131 отнесен к третьей группе видом разрешенного использования с удельным показателем кадастровой стоимости за 1 кв. м 6259 рублей 94 копейки.
Считая, данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истцом, посредством поручения обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка", произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:2655.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" от 7 декабря 2012 года N 1-зем/11/12 об оценке рыночной стоимости земли (л.д. 20), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:2655 на 1 января 2011 года определена в размере 9 314 000 рублей.
Некоммерческим партнерством СРО "Деловой Союз Оценщиков" в период с 12 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года проведена экспертиза отчета, по итогам которого 22 февраля 2013 года составлено Положительное экспертное заключение N 114/02/13 на отчет от 7 декабря 2012 года N 1-зем/11/12 об оценке рыночной стоимости земли (л.д. 141).
В соответствии с выводом экспертного заключения (л. 11 экспертного заключения) - отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой Союз Оценщиков".
- Обращаясь с настоящим иском, истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 4; ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 8; ул. Взлетная, зд. 5 "А", строение 20; площадью 10 683 кв. м, кадастровый номер 24:50:0400131:2655, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение гаражей боксового типа, коммунальных и складских объектов в размере 9 314 000 рублей, соответствующем его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" от 7 декабря 2012 года N 1-зем/11/12 на момент принятия решения суда с применением удельного показателя кадастровой стоимости 872 рубля за 1 кв. м, а также обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:2655 в размере 9314000 рублей соответствующим его рыночной стоимости;
- Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость
Из материалов настоящего дела следует, что в отношении принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 4; ул. Аэровокзальная, зд. 21, строение 8; ул. Взлетная, зд. 5 "А", строение 20; площадью 10 683 кв. м, кадастровый номер 24:50:0400131:2655, по состоянию на 1 января 2011 года определена кадастровая стоимость в размере 66 874 939 рублей 02 копейки с удельным показателем кадастровой стоимости 6259 рублей 94 копейки (Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П).
Согласно же отчету об оценке от 07 декабря 2012 года N 1-зем/11/12, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" по состоянию на 1 января 2011 года, рыночная стоимость данных земельного участка составляет на дату оценки 9 314 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в договоре аренды земельного участка в соответствии со следующей методикой:
А = Кс x К1 x К2,
где:
- А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
- Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
- К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
- К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
Указанная методика определения размера арендной платы установлена и в приложении N 2 к договору аренды от 26 июня 2012 года N 1879.
Таким образом, согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской в совокупности с частью 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" для определения арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте.
При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении арендной платы, при исчислении арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки от 07 декабря 2012 года N 1-зем/11/12 суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как в материалы дела представлено экспертное заключение от 22 февраля 2013 года N 114/02/13, подготовленное Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" на отчет от 7 декабря 2012 года N 1-зем/11/12 об оценке рыночной стоимости земельных участков, в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, о проведении иной оценки ответчики в суде первой инстанции не заявляли.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "УСК "Региональная Строительная Компания" об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом оценки от 7 декабря 2012 года N 1-зем/11/12.
Доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Аналогичные функции закреплены за Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (утверждено Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 19 апреля 2010 года N п/146), в части функций по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению кадастрового учета, если соответствующие функции не закреплены за соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Кроме того, Приказы Росреестра о наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости и прекращении соответствующих полномочий у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не изменяют редакцию названных выше Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Следовательно, истец обоснованно заявил требование к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" как лицам, непосредственно осуществляющим ведение кадастрового учета и уполномоченных на внесение изменений в кадастр недвижимости. Ввиду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчиков об отсутствии у них имущественного интереса и финансовой заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю выводы суда первой инстанции в данной части в суде апелляционной инстанции не оспорило.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика, однако, поскольку он освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" марта 2013 года по делу N А33-20842/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Т.С.ГУРОВА

Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
И.А.ХАСАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)