Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2012 N 15АП-13759/2012 ПО ДЕЛУ N А32-18018/2011

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. N 15АП-13759/2012

Дело N А32-18018/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от главы КФХ Поздняковой В.Г. - представитель Поздняков Евгений Васильевич (доверенность от 8 июля 2012 года)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поздняковой Валентины Григорьевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Гречко О.А.)
от 28.08.2012 по делу N А32-18018/2011
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Позднякова В.Г." Поздняковой Валентины Григорьевны (ИНН 235603566833, ОГРНИП 311235606000020)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц: Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, крестьянского (фермерского) хозяйства "Бабенкова А.И.",
о признании незаконным решения,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Позднякова В.Г" Позднякова Валентина Григорьевна (ИНН 235603566833) (далее - глава КФХ Позднякова В.Г.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.04.2011 N 52-19581/10-33.12 по отказу в предоставлении в аренду земельного участка площадью 194 200 кв. метров с кадастровым номером 23:35:1501000:10 и обязании предоставить земельный участок в аренду путем заключения договора аренды.
Заявление мотивировано тем, что Департамент без законных оснований, в нарушение статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 заявление частично удовлетворено. Отказ Департамента в предоставлении земельного участка в аренду признан не соответствующим статье 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в остальной части требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в отношении спорного земельного участка имеется еще одно заявление другого крестьянского хозяйства, что обязывает предоставить указанный участок только путем организации торгов на право заключения договора аренды земельного участка. Поэтому требование о принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду отклонено судом. Вместе с тем суд обязал Департамент провести конкурс на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Позднякова В.Г. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение изменить, обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края провести в разумные сроки торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Апеллянт указывает, что, коль скоро суд пришел к выводу о нарушении права заявителя, то суд сам вправе был избрать способ защиты права в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обязать Департамент провести торги.
Определением от 19 ноября 2012 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда 17.12.2012 представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поздняковой В.Г. - Поздняков Е.В. (доверенность от 08.07.2011 сроком на три года) пояснил, что поддерживает заявление по существу и просит обязать предоставить земельный участок в аренду.
От Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образовании Усть-Лабинский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От заинтересованного лица -Департамента имущественных отношений Краснодарского края - поступил отзыв, в котором Департамент полагает свои действия правомерными, поскольку в заявлении Поздняковой В.Г. не было указано сведений, обосновывающих размера предоставления земельного участка, не было указано число членов фермерского хозяйства, виды деятельности хозяйства. Также Департамент указывает, что в отношении земельного участка также подано заявление главой крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенковой А.И., что, по мнению Департамента, обязывает к проведению торгов на право заключения договора аренды.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2012 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковое заявление было принято к производству Арбитражного суда Краснодарского края судьей Гладковым В.А. Распоряжением председателя судебного состава Данько М.М. от 19.01.2012 ряд дел, в том числе, и дело А32-18018/2011 было передано от судьи Гладкова В.А. судье Гречко О.А. в связи переводом судьи Гладкова В.А. в другой судебный состав.
Решение по делу было вынесено судьей Гречко О.А. Однако названное в распоряжение основание замены судье не соответствует основаниям замены судьи, указанным в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 4160/12, замена судьи при отсутствии оснований, указанных в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является нарушением права на законный состав суда.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене решения суда является рассмотрение дела в незаконном составе арбитражного суда.
Рассмотрев дело повторно по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу, что заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поздняковой В.Г. подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Позднякова Валентина Григорьевна обратилась в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, в котором просила предоставить на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 23:35:1501000:10 площадью 194200 кв. м +/- 1551 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Некрасовский сельский округ, участок N 1247, для целей ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 10 лет для выращивания зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур (л.д. 8).
Письмом от 12.04.2011 N 52-6275/11-33.12 Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил, что полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края по актам приема-передачи переедены органам местного самоуправления. Заявителю рекомендовано обратиться для рассмотрения по существу в администрацию муниципального образовании Усть-Лабинский район (л.д. 9).
Вместе с тем согласно письму того же Департамента от 20.05.2011 N 52-8801/11-31.04 на имя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:35:1501000:10 администрации муниципального образования не передавались (л.д. 10).
Поскольку в установленный законом срок, Департамент имущественных отношений Краснодарского края не принял решения о предоставлении земельного участка в аренду, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Позднякова В.Г. обратилась с указанным выше заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
Согласно части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2011 гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве
Упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Согласно материалам дела испрашиваемый земельный участок сформирован как объект земельных отношений и поставлен на кадастровый учет 16.07.2004 с кадастровым номером 23:35:1501000:10, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 11).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Позднякова В.Г. при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду предоставлен необходимый перечень документов, предусмотренный Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, отказ Департамента в предоставлении в предоставлении в аренду земельного участка площадью 194 200 кв. м с кадастровым номером 23:35:1501000:10 является незаконным, не соответствующим ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, поскольку земельный участок был сформирован, отнесен к фонду перераспределения и предназначен для сельскохозяйственного производства.
Доводы Департамента о том, что в заявлении не указано обоснование размера предоставляемого земельного участка, не обоснованы. Земельный участок, о предоставлении которого заявлено, сформирован, поставлен на кадастровый учет, в связи с чем требование об обосновании размера земельного участка не основано на законе. Сведения о количестве членов КФХ и осуществляемой им деятельности указаны в приложенной к заявлению выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Предоставление подлинного кадастрового паспорта не предусмотрено законом.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционный суд отклоняет довод Департамента имущественных отношений о необходимости проведения торгов на право заключения договора аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
При исполнении Департаментом имущественных отношений Краснодарского края своей обязанности по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в сроки, установленные статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, никакой потребности в проведении торгов не могло возникнуть, поскольку Департамент не представил доказательств того, что до подачи заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поздняковой В.Г. или в период между подачей заявления Поздняковой В.Г. и до дня, установленного законом для принятия решения о предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от какого-либо другого фермерского хозяйства поступило заявление о предоставлении того же самого земельного участка.
Ссылка Департамента на заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенковой А.И., которое якобы подано в Департамент 24.11.2011, отклоняется апелляционным судом как надуманная. Указанное заявление носит инсценированный характер, о чем свидетельствует то обстоятельство, что якобы Бабенкова А.И. в качестве своего адреса и мобильного телефона указывает адрес и мобильный телефон Поздняковой В.Г. (л.д. 53,8).
Кроме того, указанное заявление подано согласно отметке на нем 24.11.2011, в то время когда заявление Поздняковой В.Г. уже было принято к производству арбитражного суда определением от 18.07.2011. Апелляционный суд не может согласиться с толкованием закона, предложенным Департаментом, о том, что любая подача заявления иного фермерского хозяйства, совершенная после истечения сроков, установленных законом для рассмотрения заявления фермерского хозяйства о предоставлении земельного участка, обязывают к проведению конкурса (торгов) на право заключения договора аренды земельного участка. Такое толкование делало бы судебную защиту нарушенного государственным органом субъективного права фермерского хозяйства невозможной, а само субъективное право - иллюзорным.
При таких обстоятельствах заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поздняковой В.Г. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 августа 2012 года по делу А32-18018/2011 - отменить и принять новый судебный акт.
Признать не соответствующим статье 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в земельного участка в аренду, выраженный в письме Департамента имущественных отношений от 12 апреля 2011 года N 52-6275/11-33.12.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству Поздняковой В.Г. в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 23:35: 1501000:10 для сельскохозяйственного производства и направить крестьянскому (фермерскому) хозяйству Поздняковой В.Г. проект договора не позднее 7 дней со дня принятия решения.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Поздняковой Валентины Григорьевны 300 (триста) рублей судебных расходов по государственной пошлине.
Возвратить Поздняковой Валентине Григорьевне из федерального бюджета излишне уплаченные 1 900 (одну тысячу девятьсот) рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру Сбербанка от 26 сентября 2012 года.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий
В.В.ГАЛОВ

Судьи
М.Н.МАЛЫХИНА
Н.Н.МИСНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)