Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2013 ПО ДЕЛУ N А54-7129/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу N А54-7129/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г. судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.03.2013 по делу N А54-7129/2011 (судья Шишков Ю.М.), при участии от истца - Вороновой Е.Ю. (доверенность от 25.04.2011),

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Шувалов Павел Владимирович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Рязанской области об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:010 00 04:0041, расположенного по адресу: г. Рязань (Октябрьский округ), ш. Куйбышевское, 31а, равной его рыночной стоимости., а также об обязании внести изменения с государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости этого земельного участка.
Определением суда от 20.02.2012 произведена замена ответчика его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра), правительство Рязанской области и общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (далее - ООО "АварКом").
Впоследствии определениями от 09.04.2012, 25.02.2013 суд привлек Управление Росреестра по Рязанской области и ООО "АврКом" к участию в деле в качестве соответчиков.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои требования и просил признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки принадлежащего предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 62:29:010 00 04:0041; установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в сумме 1617634 рублей; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственной кадастр недвижимости посредством внесения в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельного участка.
Решением суда от 27.03.2013 исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, обязании органа кадастрового учета внести соответствующие сведения в кадастр недвижимости, удовлетворены. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит решение суда первой инстанции от 27.03.2013 в части удовлетворенных требований отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Суд, по мнению учреждения, неправомерно установил новую кадастровую стоимость (равной рыночной стоимости) рассматриваемого земельного участка с 01.10.2010.
В соответствии со статьей 268 АПК РФ судом апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта проверена с согласия истца только в обжалуемой части.
Предпринимателю Шувалову П.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4034 кв. м с кадастровым номером 62:29:0100004:0041, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственных зданий, расположенный по адресу: г. Рязань, (Октябрьский округ), ш. Куйбышевское, 31А.
Постановлением правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению). Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" за 23.12.2009 (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3).
Вновь принятым постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка предпринимателя установлен 5486 рублей 87 копеек кв. м, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 22134033 рублей 58 копеек.
В ответ на запрос предпринимателя письмом от 27.10.2011 N 01-16/2494 ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщило об изменении удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 (том 1, л.д. 25-26).
Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "АудитПартнер" от 14.10.2011 N 1597, составленному по заявке предпринимателя, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 1 617 634 рублей (том 1, л.д. 27-88).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случая, определенного в пункте 3 этой статьи, согласно которому при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В данном случае, заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, такое требование, предъявляется также к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России N 508 от 22.10.2010, определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная:
- методами массовой оценки,
- индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Поскольку заявленное истцом требование рассматривается по правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, то в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства рыночной стоимости земельного участка должен истец.
Отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка, данный вне судебного процесса, является доказательством по делу, который подлежит оценке судом по правилам статьи 71 АПК РФ.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 истцом представлен отчет оценщика - общества с ограниченной ответственностью "АудитПартнер" от 14.10.2011 N 1597: рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 1 617 634 рубля.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Суд предлагал сторонам рассмотреть вопрос о возможности назначения по делу судебной экспертизы с целью проверки отчета общества с ограниченной ответственностью "АудитПартнер" N 1597 (определение от 28.01.2013 - том 3, л.д. 99-101). Представители сторон категорически возражали против назначения по делу судебной экспертизы отчета оценщика.
Суд, оценив отчет ООО "АудитПартнер" N 1597, признал его соответствующим требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, поскольку он содержит все необходимые обязательные сведения, установленные статьей 11 указанного закона, стандартам оценки (ФСО N 1, ФСО N 4), в том числе обоснование используемого при оценке методологического подхода, информацию по всем используемым в отчете ценообразующим факторам. Оценщиком в отчете использован сравнительный метод определения цены земельного участка, для сравнения использованы 7 аналогов (том 1, л.д. 61-63), что является достаточным для дачи заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Ответчиками по делу не представлены аргументированные возражения, вызывающие сомнения в достоверности отчета оценщика. Управление Росреестра по Рязанской области в дополнениях к возражениям от 25.02.2012 указало на отсутствие между сторонами спора о величине рыночной стоимости земельного участка (том 3, л.д. 123).
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка установлена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом кадастровая стоимость" подлежит установлению с 01.01.2010, то есть на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, поскольку в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки N 1 (ФСО N 1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Вместе с тем согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении N 913/11, установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Поэтому суд первой инстанции, установив рыночную стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 01.10.2010, во втором абзаце резолютивной части решения не указал на обязанность внесения этих сведений в государственной кадастр недвижимости именно с этой даты.
При таких обстоятельствах, жалоба учреждения основана на неверном толковании (понимании) обжалуемого судебного акта.
В силу требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01 декабря 2010 года.
Положением "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (в редакции от 13.12.2012 N 1304), установлено, что Росреестр является федеральным органом кадастрового учета недвижимого имущества, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
Таким образом, ответчиком по делам об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (в части обязания внести соответствующие изменения в кадастр) является Федеральная кадастровая палата.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.03.2013 по делу N А54-7129/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)