Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N А29-8920/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N А29-8920/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Поляковой С.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания О.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца В., действующего на основании доверенности от 09.01.2013,
представителя третьего лица ООО "Северный Земельный Проект" Т., действующего на основании протокола общего собрания N 18 от 05.07.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2013 по делу N А29-8920/2012, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми" (ИНН: 1106014140, ОГРН: 1021100895760)
к Комитету лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233),
третьи лица: Администрация муниципального образования муниципального района "Сосногорск", общество с ограниченной ответственностью "Северный Земельный Проект", филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми"
об установлении границ земельных участков,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету лесов Республики Коми (далее - Комитет, ответчик) об установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами:
- - 11:19:0301001:4060, площадью 0,46 га под куст скважин 345, 434;
- - 11:19:0301001:4061, площадью 0,46 га под куст скважин 165 нефтяной, 104 водной;
- - 11:19:0301001:4062, площадью 0,56 га под куст скважин 116, 217, 216;
- - 11:19:0301001:4063, площадью 0,46 га под куст скважин 354, 432 нефтяных;
- - 11:19:0301001:4064, площадью 0,46 га под куст скважин 616, 617;
- - 11:19:0301001:4065, площадью 0,46 га под куст скважин 225, 228;
- - 11:19:0301001:4066, площадью 0,56 га под куст скважин 314 водной, 435, 436 нефтяных;
- - 11:19:0301001:4067, площадью 0,36 га под скважиной 251;
- - 11:19:0301001:4068, площадью 0,36 га под скважиной 28 водной;
- - 11:19:0301001:4069, площадью 0,36 га под скважиной 29 контрольной;
- - 11:19:0301001:4070, площадью 0,36 га под скважиной 86 нефтяной;
- - 11:19:0301001:4071, площадью 0,46 га под куст скважин 433, 355;
- - 11:19:0301001:4072, площадью 0,46 га под куст скважин 140, 169;
- - 11:19:0301001:4073, площадью 0,36 га под скважиной 12;
- - 11:19:0301001:4117, площадью 0,56 га под куст скважин 622, 615, 620 нефтяных.
Сведения о характерных точках границ 15 уточняемых участков с кадастровыми номерами 11:19:0301001: 4060-4073 и 11:19:0301001:4117 представлены в материалах дела в т. 2 на л.д. 76-80.
Определением арбитражного суда от 14.11.2012 общество с ограниченной ответственностью "Северный Земельный Проект", филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми и Администрация муниципального образования муниципального района "Сосногорск" привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2013 исковые требования ООО "Лукойл-Коми" удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки к моменту передачи существовали и не являются вновь образованными, в отношении которых проводились кадастровые работы с целью уточнения сведений государственного кадастра недвижимости, соответственно, в межевых планах на спорные земельные участки не требуется наличие сведений об образуемых земельных участках и требование Комитета лесов Республики Коми об отражении в межевых планах сведений об образуемых земельных участках не основано на законе. Кроме того, спорные земельные участки являются землями промышленности, предоставленными ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и его правопредшественникам в постоянное (бессрочное) пользование. Суд считает позицию ответчика бездоказательной и обоснованными требования ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" об установлении границ земельных участков в пределах координат характерных точек в соответствии с межевыми планами, с кадастровыми номерами.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет лесов Республики Коми обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 28.01.2013, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции не обоснованно, принято с нарушением норм материального права, а именно неправильного истолкования закона.
Заявитель жалобы указывает, что спорные земельные участки находятся в федеральной собственности. Документов, подтверждающих право муниципальной собственности на спорные земельные участки администрацией МО "Город Сосногорск" не представлено. Вывод суда о том, что спорные земельные участки находятся во владении и пользовании истца, не подтверждаются материалами дела.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что ссылка суда о том, что включение в межевой план сведений об образуемых земельных участках не требуется, противоречит действующему законодательству. В нарушение части 6 пункта 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412 подрядчиком при подготовке межевых планов утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства не использовались. В связи с отсутствием данных сведений не является возможным установить сведения о местоположении и границах спорных земельных участков, смежных с лесными участками земель лесного фонда.
ООО "Лукойл-Коми" в отзыве на апелляционную жалобу не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Истец, иные третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, иных третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - скважины, расположенные по адресу: г. Сосногорск, Сосногорский лесхоз, Нижнеодесское лесничество, Западно-Тэбукское нефтяное месторождение, в подтверждение чего в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на 28 скважин различного назначения, расположенных в пяти кварталах, выданные в период с 08.09.2009 г. по 09.12.2011 г. (т. 2.л.д.96-116, 123, 129):
в квартале 117 скважины N 28, 354, 432,
в квартале 118 скважины N 12, 29, 86, 140, 169, 225, 228, 251, 355, 433,
в квартале 119 скважины N 116, 216, 217, 314, 345, 434, 435, 436, 616, 617,
в квартале 120 скважины N 615, 620, 622,
в квартале 154 скважины N 104, 165
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось в администрацию Муниципального района "Сосногорск" с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных под объектами недвижимого имущества, принадлежащими Обществу на праве собственности.
Постановлением администрации MP "Сосногорск" от 06.10.2011 г. N 1345 в аренду ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" предоставлены в аренду сроком до одного года из земель промышленности и иного специального назначения 96 земельных участков общей площадью 388400 кв. м, ранее представленные в постоянное пользование НГДУ "Тэбукнефть" (т. 1.л.д.35-36).
Во исполнение указанного Постановления от 06.10.2011 г. N 1345 между Администрацией MP "Сосногорск" и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" заключен договор аренды земельных участков от 06.10.2011 г. N 213 (т. 1.л.д.37-40).
12.11.2009 г. ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (Заказчик) заключило с ООО "Северный земельный проект" (Подрядчик) договор N 1/09Y2538 на выполнение землеустроительных (кадастровых) работ по объектам на Западно-Тэбукском нефтяном месторождении (т. 1.л.д.41-47), по условиям которого Подрядчик по поручению Заказчика обязался (1) выполнить работы по обновлению топографических планов, формированию и согласованию межевых планов по объектам Западно-Тэбукского месторождения, (2) поставить земельные участка на Государственный кадастровый учет, (3) подготовить электронный топографический план с внесением семантических данных в таблицы "Mapinfo" и (4) по окончании выполнения работ сдать Заказчику по накладной землеустроительные дела, межевые планы, кадастровые паспорта земельных участков и электронный топографический план, содержащий семантическую информацию, выполненный в программе "Mapinfo" на диске CD-R. Срок выполнения работ сторонами согласован в 240 дней с момента подписания договора и получения в полном объеме исходных данных.
Во исполнение принятых на себя по указанному договору обязательств, ООО "Северный земельный проект" письмами от 07.02.2012 г. N 137-02/12 (т. 1.л.д.48-49) и дополнением от 09.02.2012 г. N 138-02/12 (л.д. 50), направило смежному землепользователю - Комитету лесов Республики Коми проекты межевых планов с предложением согласования местоположения границ 15 земельных участков с кадастровыми номерами:
- - 11:19:0301001:4060, площадью 0,46 га под куст скважин 345, 434;
- - 11:19:0301001:4061, площадью 0,46 га под куст скважин 165 нефтяной, 104 водной;
- - 11:19:0301001:4062, площадью 0,56 га под куст скважин 116, 217, 216;
- - 11:19:0301001:4063, площадью 0,46 га под куст скважин 354, 432 нефтяных;
- - 11:19:0301001:4064, площадью 0,46 га под куст скважин 616, 617;
- - 11:19:0301001:4065, площадью 0,46 га под куст скважин 225, 228;
- - 11:19:0301001:4066, площадью 0,56 га под куст скважин 314 водной, 435, 436 нефтяных;
- - 11:19:0301001:4067, площадью 0,36 га под скважиной 251;
- - 11:19:0301001:4068, площадью 0,36 га под скважиной 28 водной;
- - 11:19:0301001:4069, площадью 0,36 га под скважиной 29 контрольной;
- - 11:19:0301001:4070, площадью 0,36 га под скважиной 86 нефтяной;
- - 11:19:0301001:4071, площадью 0,46 га под куст скважин 433, 355;
- - 11:19:0301001:4072, площадью 0,46 га под куст скважин 140, 169;
- - 11:19:0301001:4073, площадью 0,36 га под скважиной 12;
- - 11:19:0301001:4117, площадью 0,56 га под куст скважин 622, 615, 620 нефтяных.
Межевые планы дела с отражением исходных данных для их составления представлены в материалы дела (т. 1.л.д.76-150, т. 2.л.д.1-75). Сведения о характерных точках границ 15 уточняемых участков с кадастровыми номерами 11:19:0301001: 4060-4073 и 11:19:0301001:4117 представлены в материалах дела в т. 2 на л.д. 76-80, кадастровые выписки из государственного кадастра недвижимости по спорным участкам - в т. 2 на л.д. 81-95.
Комитет лесов Республики Коми письмом от 03.03.2012 N 07/831 (т. 1.л.д.51) уведомил об отказе в согласовании местоположения границ смежных земельных участков.
По мнению ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", отказ Комитета лесов Республики Коми не соответствуют требованиям законодательства, а также фактическим обстоятельствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, спорные земельные участки учтены в государственном кадастре недвижимости в составе земель промышленности, что подтверждается соответствующими выписками (л.д. 81 и далее в т. 2).
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, от 05.06.2012 N 16720/11).
Истец, являющийся собственником расположенных в границах спорных участков объектов недвижимости и намеренный произвести оформление прав в отношении спорных участков, является лицом, заинтересованным в установлении границ земельных участков независимо от нахождения таких участков в государственной либо муниципальной собственности (пункты 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом вопрос о нахождении спорных участков в государственной собственности либо в муниципальной собственности не является предметом разбирательства по настоящему делу, цель которого состоит в разрешении спора, возникшего между двумя смежными землепользователями относительно границ земельных участков (статья 40 Закона N 221-ФЗ).
Доводы заявителя о ненадлежащем оформлении межевых планов опровергаются представленными в материалы дела копиями планов, включающих все необходимые разделы, содержание которых заявитель по существу не оспаривает.
Таким образом, доводы заявителя жалобы отклоняются апелляционным судом в полном объеме, как несостоятельные; оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.01.2013 по делу N А29-8920/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Е.Г.МАЛЫХ

Судьи
С.Г.ПОЛЯКОВА
А.Б.САВЕЛЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)