Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2008 ПО ДЕЛУ N А12-15095/07-С30

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2008 г. по делу N А12-15095/07-С30


Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в заседании:
от ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" - Ершов В.Б. по доверенности от 30.01.2008 г., Лебедев А.А. по доверенности б/н от 01.12.2007 г.,
от администрации Волгограда - не явились, извещены надлежащим образом,
от Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда - не явились, извещены надлежащим образом,
от ООО "Авентин" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" на решение арбитражного суда Волгоградской области от "18" января 2008 года по делу N А12-15095/07-С30, принятое судьей Назаревской В.В.,
по заявлению Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г. Волгоград,
к администрации Волгограда,
третьи лица: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Авентин", г. Волгоград,
о признании недействительным постановления N 822 от 17.05.2007 г. и незаконными действий,

установил:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2008 года в удовлетворении требований Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - ВОООО "ВОА", Общество) о признании недействительным постановления администрации Волгограда N 822 от 17.05.2007 г. "О предварительном согласовании места размещения административно-торгового комплекса ООО "Авентин", признании незаконными действий администрации Волгограда, предпринятых для его исполнения, как противоречащих п. 3 ст. 22, п. 2, п. 4 ст. 31 земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрация Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, ООО "Авентин" отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В соответствии с ч.ч.3, 5 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, ООО "Авентин", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания (почтовые уведомления N 93130, N 93131, N 93132).
В судебном заседании, открытом в 09 час. 10 мин. 14.04.2008 г., в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 10 мин. 14.04.2008 г.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения представителей ВОООО "ВОА", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятое по делу решение - частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.07.1998 г. между администрацией Волгограда и арендным предприятием "Автосервис" Волгоградского областного Совета автомобилистов (правопреемник ВОООО "ВОА") на основании постановления администрации Волгограда от 25.06.1998 г. заключен договор аренды земли N 1968, по условиям которого администрация предоставила в аренду арендному предприятию "Автосервис" сроком на пять лет земельный участок площадью 1 906,4 кв. м, кадастровый номер 02-96-03 в Краснооктябрьском районе, по ул. Маршала Еременко, напротив МР -303 для строительства открытой автостоянки (л.д. 11-18).
12.05.2003 г. в указанный договор аренды земельного участка внесены изменения, касающиеся, в том числе, срока аренды земельного участка, который был продлен до 05.05.2004 г. (л.д. 36) в соответствии с распоряжением руководителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 05.05.2003 N 368рз "О внесении изменений в договор аренды земельного участка".
На основании распоряжения председателя Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 02.11.2004 г. N 342-рз "О внесении изменений в договоры аренды земельных участков" арендному предприятию "Автосервис" в договор аренды земельного участка от 07.07.1998 г. N 1968 10.11.2004 г. внесены изменения, в соответствии с которыми срок аренды земельного участка для завершения строительства открытой автостоянки продлен до 02.11.2005 г. (л.д. 38).
Впоследствии договор аренды земельного участка от 07.07.1998 г. N 1968 был продлен во исполнение распоряжения председателя Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 04.10.2005 г. N 1023-рз "О внесении изменения в договор аренды земельного участка" до 04.10.2006 г. (л.д. 41).
17.05.2005 года администрацией Волгограда вынесено постановление N 822 "О предварительном согласовании места размещения административно-торгового комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Авентин".
Из указанного постановления следует, что ООО "Авентин" предварительно согласовано место размещения административно-торгового центра на земельном участке (учетный N 2-96-52) площадью 2843 кв. м, расположенном по улице им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе, и предложено в составе проекта определить размеры убытков по сносу автостоянки автомобилей, подпадающих в зону строительства предварительно согласованного административно-торгового центра. Расчет убытков оформить актом, согласовать с заинтересованными сторонами. Постановлением от 17.05.2005 г. N 822 утвержден акт о выборе участка для размещения объекта от 18.01.2005 г. N АВ-05-033.
ВОООО "ВОА" полагая, что постановление администрации Волгограда от 17.05.2005 г. N 822 нарушает права и законные интересы Общества, оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая ВОООО "ВОА" в удовлетворении требований, исходил из того, что оспариваемым ненормативным правовым актом изъятия земельного участка у Общества не производилось; наличие оспариваемого постановления не нарушает права ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов", поскольку срок действия договора аренды N 1968 истек, в связи с чем Общество не является землепользователем спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков под строительство на момент оспариваемого постановления регулировался Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 31), постановлением Администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде", решением коллегии Администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15 "О порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, и об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. N 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды".
Согласно п. п. 1 и 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании представленного комплекта документов принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Кроме того, из п. 4 ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Данный принцип получил развитие в п. 5 ст. 30, п. 3 ст. 31 ЗК РФ, которыми установлена обязанность органа местного самоуправления при выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта информировать население о возможном или предстоящем предоставлении данного участка для строительства.
Решением коллегии администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15 утверждено примерное Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, из раздела 2 которого следует:
- комиссия готовит информацию о возможном предоставлении как сформированных, так и заявленных земельных участков для последующей публикации в печати.
- В информации должны быть указаны вид предоставляемого права на земельные участки, сведения об их местоположении, разрешенном использовании, ориентировочных размерах, данные о том, какие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов, иные условия предоставления земельных участков (пункт 2.4);
- - администрация муниципального образования определяет своим решением органы печати, в которых будет публиковаться информация о возможном предоставлении земельных участков (пункт 2.5);
- - письменные подтверждения заявителей и других потенциальных инвесторов о своем участии в процедуре предоставления земельных участков, а также возможные заявления граждан и организаций о несогласии с размещением предполагаемого к строительству объекта в адрес главы администрации муниципального образования принимаются в двухнедельный срок со дня публикации информации о возможном предоставлении земельных участков. (пункт 2.6)
Из пункта 2.5 Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790 следует, что учет мнения населения осуществляется в порядке, установленном в Волгограде. Протокол опроса населения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, заверенный главой администрации района Волгограда, заявитель представляет в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Совокупность вышеперечисленных правовых норм позволяет сделать вывод об обязанности органа местного самоуправления при предоставлении земельного участка для строительства информировать население о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Однако администрация Волгограда не информировала население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, тем самым не были соблюдены требования указанных правовых норм. Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие факта информирования населения в установленном порядке о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства влечет нарушение законных прав и интересов неограниченного круга лиц, в том числе ВОООО "ВОА", поскольку Общество было лишено возможности своевременно обратиться с заявкой о предоставлении им свободного земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из содержания приведенной нормы следует, что выбор земельного участка осуществляется посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как видно из материалов дела, на день вынесения администрацией Волгограда оспариваемого постановления от 17.05.2005 г. N 822 ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" являлось арендатором земельного участка площадью 1 906,4 кв. м, кадастровый номер 02-96-03 в Краснооктябрьском районе, по ул. Маршала Еременко, напротив МР -303 для строительства открытой автостоянки на основании договора аренды N 1968 от 07.07.1998 г., который продлен до 04.10.2006 г.
В результате выделения места под размещение административно-торгового центра на земельном участке (учетный номер 2-96-53) ООО "Авентин" произошло наложение на участок, предоставленный в аренду ВОООО "ВОА", что подтверждается письмом вх. N 1335 от 27.06.07 (л.д. 6).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции на обозрение представлен проект границ земельного участка учетный N 2-96-52 по ул. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, из которого следует, что ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" является смежным землепользователем.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым постановлением права Общества нарушены не были, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам. При этом то обстоятельство, что срок действия договора аренды земельного участка N 1968, заключенного с ВОООО "ВОА", истек, не может иметь правового значения для рассмотрения спора об оспаривании постановления N 822 от 17.05.2005 г., поскольку законность постановления от 17.05.2005 г. оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент его принятия.
Частью 3 п. 3.1. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, установлено, что проект границ земельного участка согласовывается (визируется) с Горкомархитектурой, Земельным комитетом, смежными землепользователями, иными лицами, интересы которых затрагивает предстоящее строительство.
Между тем границы со смежным землепользователем ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" согласованы не были, что является нарушением положений постановления администрации Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, а также прав и законных интересов ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов".
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии предусмотренных ст. 198 АПК РФ правовых оснований для признания постановления администрации Волгограда от 17.05.2005 г. N 822 недействительным. При этом апелляционный суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данные в п. 6 Постановления от 01.07.96 N 6/6 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц.
В данном случае оспариваемый ненормативный акт принят в нарушение положений п. 5 ст. 30, п. 3 ст. 31 ЗК РФ, Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 г. N 790, примерного Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Волгоградской области, утвержденного решением коллегии администрации Волгоградской области от 25 июня 2002 г. N 5/15, что повлекло нарушение прав Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушением судом первой инстанции норм материального права.
Требования ВОООО "Всероссийское общество автомобилистов" о признании незаконными действий администрации Волгограда, предпринятых для его исполнения, удовлетворению не подлежат, поскольку заявитель не указал: какие действия администрацией Волгограда были предприняты для исполнения оспариваемого постановления и в чем они выразились. В судебном заседании не установлено, что администрацией Волгограда предпринимались какие-либо действия для исполнения оспариваемого ненормативного правового акта.
Судебные расходы по рассмотрению апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине возлагаются на администрацию Волгограда на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2008 года по делу N А12-15095/07-С30 отменить в части.
Признать недействительным постановление администрации Волгограда от 17.05.2005 г. N 822 "О предварительном согласовании места размещения административно-торгового комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Авентин".
В остальной части решение суд оставить без изменения.
Взыскать с администрации Волгограда в пользу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)