Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.05.2013 ПО ДЕЛУ N А12-18269/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу N А12-18269/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Ананьева Р.В., Альмашевой Г.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.11.2012 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А12-18269/2012
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1043400312372, ИНН 3444112640) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298) о признании незаконными действий, заинтересованные лица: Комитет лесного хозяйства Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1073460000107, ИНН 3445085413), Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг", г. Москва (ОГРН 001037739350835, ИНН 7705028865) в лице филиала "Воронежлеспроект",

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Управление Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо), выразившихся в постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 34:20:080005:421, 34:20:080005:27, 34:20:050005:374, 34:31:060006:278, 34:31:060006:206 и понуждении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - Федеральная кадастровая палата) снять с государственного кадастрового учета земельные участки с указанными кадастровыми номерами.
Комитет лесного хозяйства Волгоградской области является правопреемником Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указал на то, что при постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков местоположение границ не согласовывалось с Управлением лесного хозяйства администрации Волгоградской области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными участками лесного фонда, в связи с чем постановка их на кадастровый учет незаконна.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Новониколаевский район, хутор Куликовский, кадастровый номер 34:20:080005:421, поставлен на кадастровый учет администрацией Куликовского сельского поселения в 2009 году.
Земельный участок с кадастровым номером 34:20:080005:27 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 34:20:080000:25.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Новониколаевский район, территория администрации Куликовского сельсовета, с кадастровым номером 34:20:080000:25, зарегистрировано право общей долевой собственности при множественности собственников.
Земельный участок с кадастровым номером 34:20:050005:374 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 34:20:050005:0362. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Новониколаевский район, территория Верхнекардаильского сельского поселения, кадастровый номер 34:20:050005:0362, зарегистрировано право собственности за Ворониным Владимиром Михайловичем.
Земельный участок с кадастровым номером 34:31:060006:278 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 34:31:060006:259. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Новониколаевский район, территория администрации Куликовского сельсовета, кадастровый номер 34:20:080000:25, зарегистрировано право общей долевой собственности при множественности собственников.
Земельный участок с кадастровым номером 34:31:060006:206 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:204. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, территория Верхнебезымяновского сельского поселения, кадастровый номер 34:31:000000:204, зарегистрировано право общей долевой собственности при множественности собственников.
Заявленные требования мотивированы тем, что по заказу Федерального агентства лесного хозяйства Федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" в лице филиала "Воронежлеспроект" выполнены землеустроительные работы по уточнению местоположения границ и площади земельных участков лесного фонда, расположенных в границах Урюпинского и Новониколаевского муниципальных районов Волгоградской области. Согласно письму Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице филиала "Воронежлеспроект" от 19.04.2012 N 5492 в ходе выполнения указанных работ выявлены факты наложения границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, на земли лесного фонда согласно сведениям государственного лесного реестра.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Федеральная кадастровая палата наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено данным Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом для осуществления такого учета документов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.
Следовательно, согласование местоположения границ земельных участков с заинтересованными лицами, не связанного с уточнением местоположения границ земельных участков, не требуется.
Управлением Росимущества не представлено доказательств, что при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 34:20:080005:421, 34:20:08:0005:27, 34:20:050005:374, 34:31:060006:206, 34:31:060006:278 проводилось уточнение местоположение границ земельных участков и требовалось согласование с заинтересованными лицами.
На основании части 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, предусмотренный статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках не соответствует нормам Федерального закона N 221-ФЗ.
Рассматриваемый спор является спором о границах земельных участков.
По смыслу части 4 статьи 28, части 1 статьи 39, части 5 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ, части 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, в связи с чем не подлежат рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без привлечения в качестве ответчика землепользователя спорного участка.
Учитывая, что Управлением Росимущества не представлено доказательств, подтверждающих наложение границ земельных участков лесного фонда на границы обособленных земельных участков смежных землепользователей, а также не указаны сведения о земельных участках лесного фонда, в том числе сведения о границах данных земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному и обоснованному выводу о том, что оспариваемыми действиями не нарушены прав и законные интересы Управления Росимущества.
Доводы, приведенные подателем кассационной жалобы, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по делу N А12-18269/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.А.ВИЛЬДАНОВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Г.Д.АЛЬМАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)