Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "Фарком" (заявителя) - Матыцина И.В., на основании доверенности от 17.07.2012, паспорта;
- Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ответчика) - Лузаковой Ю.В., на основании доверенности от 15.08.2012 N 01/3617-дг, служебного удостоверения N 0488;
- открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (третье лицо) - Корниловой И.А., на основании доверенности от 20.12.2012 N 146Н/172, паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 ноября 2012 года по делу N А33-13320/2012, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фарком" (ОГРН 1022402064640, ИНН 2462021400) (далее - заявитель, ООО "Фарком") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ОГРН 1082468060476, ИНН 2466216619) (далее - департамент, ответчик) об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса от 02.07.2012 N 1504-ек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ОГРН 1032402976870, ИНН 2466114215), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) (далее - третье лицо, ОАО "МРСК Сибири").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2012 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, ООО "Фарком" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- - наличие инженерных сетей, подтвержденных топографическим планом, является доказательством того, что при предоставлении земельного участка другому лицу, права собственников сетей будут нарушены;
- - опубликование распоряжений (распоряжение администрации города Красноярска от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска", распоряжение от 17.08.2010 N 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города") для подтверждения полномочий заместителя Главы города - руководителя департамента градостроительства не требуется;
- - ООО "Фарком" ранее обращалось за выбором и предварительным согласованием места размещения объекта на спорном земельном участке, решение - отказ, в связи с наличием на земельном участке объектов недвижимости - инженерных сетей и капитальных объектов.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 09.01.2013 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 10.01.2013 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс").
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 2495-арх от 03.09.2007 ООО "Фарком" было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2 395,0 кв. м, в том числе 524,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона инженерных серей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10 и утвержден акт о выборе земельного участка от 15.08.2007.
Распоряжением Администрации города Красноярска N 2870-арх от 23.11.2007 утвержден градостроительный план участка площадью 0,2395 га., расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10.
ООО "Фарком" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществило его государственный кадастровый учет в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (кадастровый паспорт земельного участка от 13.07.2010 N 24ЗУ/10-164220), получено заключение ОАО "МРСК Сибири" от 09.02.2010 N 13/03/1093 о возможности электроснабжения торгового комплекса, на участке были снесены строения и разобраны конструкции на месте размещения объекта в соответствии с Актом сноса от 24.12.2010, были получены технические условия на водоснабжение и канализирование торгового комплекса от 08.11.2010 N КЦО-3948.
19.04.2012 ООО "Фарком" обратилось к первому заместителю главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10, площадью 2 395,0 кв. м и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на праве аренды согласно прилагаемой схеме.
02.07.2012 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска оформлено письмо N 1504-ек "Об отказе в выборе земельного участка", в соответствии с которым, департамент известил заявителя, о том, что его обращение о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий, д. 10, и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 12.05.2012, протокол N 18.
Как указано в письме, при сопоставлении представленной заявителем схемы и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости - инженерные коммуникации (сети канализации и сети электроснабжения), таким образом, предоставление земельного участка приведет к невозможности реализации вышеуказанных норм законодательства и нарушит права иного лица.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса от 02.07.2012 N 1504-ек.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела распоряжением администрации города Красноярска от 03.09.2007 N 2495-арх (л.д. 28) ООО "Фарком" было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2395,0 кв. м, в том числе 524,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона инженерных серей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10 и утвержден акт о выборе земельного участка от 15.08.2007.
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2007 N 2870-арх (л.д. 33) утвержден градостроительный план участка площадью 0,2395 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10.
19.04.2012 ООО "Фарком" обратилось к первому заместителю главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10, площадью 2395,0 кв. м и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на праве аренды согласно прилагаемой схеме (л.д. 85).
ООО "Фарком" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществило его государственный кадастровый учет в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (кадастровый паспорт земельного участка от 13.07.2010 N 24ЗУ/10-164220), получено заключение ОАО "МРСК Сибири" от 09.02.2010 N 13/03/1093 (л.д. 62) о возможности электроснабжения торгового комплекса, на участке были снесены строения и разобраны конструкции на месте размещения объекта в соответствии с актом сноса от 24.12.2010 (л.д. 57), были получены технические условия на водоснабжение и канализирование торгового комплекса от 08.11.2010 N КЦО-3948 (л.д. 63).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-Ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (далее - Регламент N 218-Ж) (действующий на момент обращения заявителя с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта).
В силу пункта 2.1 Регламента N 218-Ж органом, предоставляющим муниципальную услугу по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, является управление архитектуры администрации города Красноярска.
Результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2.2 Регламента N 218-Ж).
В соответствии с пунктом 2.9 Регламента N 218-Ж основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта являются:
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
- - несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
- - наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;
- - непредставление заявителем предусмотренных настоящим Регламентом документов;
- - наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- - нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно пункту 2.11 Регламента N 218-Ж заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельного участка для строительства регистрируются в день их поступления и направляются в Управление в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Регламента N 218-Ж юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительства объектов недвижимости, за исключением жилищного строительства, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, направляют на имя первого заместителя Главы города заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента N 218-Ж, в течение семи дней с даты поступления заявления в Управление уполномоченный специалист отдела застройки осуществляет градостроительный анализ заявления и выносит его на заседание градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города Красноярска для рассмотрения возможных вариантов выбора места размещения объекта.
Градостроительный анализ и рассмотрение возможных вариантов выбора места размещения объекта на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города Красноярска включают в себя:
- - рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения объекта действующим градостроительным нормам и правилам;
- - рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
- - изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;
- - получение сведений о возможности прекращения прав собственников временных объектов на земельный участок и своевременного освобождения земельного участка;
- - проведение анализа всех ранее поступивших обращений граждан и юридических лиц по испрашиваемому земельному участку и ответов на данные обращения.
Уполномоченный специалист отдела застройки обеспечивает включение информации, полученной в результате осуществления градостроительного анализа, в протокол градостроительной комиссии департамента градостроительства.
С учетом решения, принятого на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города, уполномоченным специалистом отдела застройки осуществляется подготовка извещения, содержащего перечень согласований и заключений соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций, заключения и согласования которых в соответствии с действующим законодательством необходимы для обеспечения выбора земельного участка, либо осуществляется подготовка мотивированного отказа в размещении объекта. Общий срок подготовки Извещения либо отказа в размещении объекта с даты поступления заявления до даты регистрации Извещения либо отказа в размещении объекта не должен превышать 20 дней (пункт 3.1.3 Регламента N 218-Ж).
В соответствии с пунктом 3.1.4 Регламента N 218-Ж извещение регистрируется в канцелярии Управления. Сведения о границах предполагаемого к согласованию земельного участка и реквизиты Извещения включаются в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Красноярска.
В силу пункта 3.1.5 Регламента N 218-Ж извещение или решение об отказе в размещении объекта в семидневный срок с момента его регистрации направляется заявителю.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что 02.07.2012 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска оформлено письмо N 1504-ек "Об отказе в выборе земельного участка", в соответствии с которым, департамент известил заявителя, о том, что его обращение о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий, д. 10, и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 12.05.2012, протокол N 18 (л.д. 88).
Из содержания письма от 02.07.2012 N 1504-ек следует, что при сопоставлении представленной заявителем схемы и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости - инженерные коммуникации (сети канализации и сети электроснабжения), таким образом, предоставление земельного участка приведет к невозможности реализации вышеуказанных норм законодательства и нарушит права иного лица.
Согласно плана землеотвода и сети К1 выноса, составленного проектным отделом ООО "КРАСИНКО" ООО "Фарком" согласовало 15.05.2008 вынос сетей канализации с собственником сетей с ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", а также с Ленинским районом электрических сетей филиала открытого акционерного общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" 07.08.2012 (л.д. 26-27).
Ссылка Департамента в обоснование правомерности оспариваемого отказа на последний абзац пункта 2.9 Регламента N 218-Ж, согласно которому основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, является несостоятельной, поскольку Департаментом не представлено в материалы дела доказательств нарушения предполагаемым размещением объекта прав и законных интересов указанных лиц. Представитель ОАО "МРСК Сибири" в судебном заседании апелляционной инстанции отрицал факт нахождения на спорном земельном участке сетей электроснабжения, принадлежащих ОАО "МРСК Сибири".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента не мог пояснить кому принадлежат инженерные сети канализации, отраженные в топографическом плане, кроме того, не смог пояснить где на топографическом плане расположены сети электроснабжения.
Таким образом, Департамент не доказан факт наличия оснований для отказа в выборе земельного участка. Следовательно, решение Департамента об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, изложенное в письме от 02.07.2012 N 1504-ек противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы заявителя.
При этом, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса вынесено неуполномоченным лицом.
Согласно Положению о департаменте градостроительства администрации города, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р Департамент является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города. В силу пункта 3.7 указанного Положения Департамент осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
Пунктом 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 26.04.2012 N 813-ж (действовавшего на момент вынесения оспариваемого решения), предусмотрено, что если в предоставлении муниципальной услуги отказывается в связи с нарушением в результате предполагаемого размещения объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, в отказе указывается, какие права либо законные интересы нарушаются предполагаемым размещением объекта капитального строительства, нормы законодательства, предусматривающие данное право, законный интерес, и документ, подтверждающий это право, законный интерес, если необходимо его наличие. Отказ подписывается заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в течение 2 дней и регистрируется в день его подписания.
Из материалов дела следует, что решение об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, изложенное в письме от 02.07.2012 N 1504-ек, подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства Лапицким А.Г., т.е. уполномоченным должностным лицом.
Вывод суда первой инстанции о том, что распоряжение администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города" не вступило в законную силу, поскольку не было опубликовано, полагая при этом, что указанный нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы граждан в области земельных отношений, является необоснованным.
Как следует из пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 36 Конституции Российской Федерации определяет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 1310-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно статье 58 Устава города Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Перечисленные правовые акты должны содержать указания на правовые основания содержащихся в них предписаний и не могут противоречить решениям городского Совета. Указанные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не предусмотрено иное. Данные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в срок до 15 дней со дня их издания и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Положение о департаменте градостроительства администрации города, утвержденное распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, издано в целях регулирования деятельности органа администрации города. Указанным Положением определены задачи и функции Департамента, обеспечение, руководство и организация деятельности Департамента, ответственность Департамента. Данное положение не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, следовательно, не подлежит обязательному опубликованию (обнародованию).
Вместе с тем, неправомерные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
Довод департамента о том, что ООО "Фарком" ранее обращалось за выбором и предварительным согласованием места размещения объекта на спорном земельном участке, решение - отказ, в связи с наличием на земельном участке объектов недвижимости - инженерных сетей и капитальных объектов, не имеет правового значения, поскольку не является предметом спора по настоящему делу.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 22 ноября 2012 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2012 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Департамента градостроительства администрации города Красноярска - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2012 года по делу N А33-13320/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N А33-13320/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N А33-13320/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "Фарком" (заявителя) - Матыцина И.В., на основании доверенности от 17.07.2012, паспорта;
- Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ответчика) - Лузаковой Ю.В., на основании доверенности от 15.08.2012 N 01/3617-дг, служебного удостоверения N 0488;
- открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (третье лицо) - Корниловой И.А., на основании доверенности от 20.12.2012 N 146Н/172, паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 ноября 2012 года по делу N А33-13320/2012, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фарком" (ОГРН 1022402064640, ИНН 2462021400) (далее - заявитель, ООО "Фарком") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ОГРН 1082468060476, ИНН 2466216619) (далее - департамент, ответчик) об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса от 02.07.2012 N 1504-ек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ОГРН 1032402976870, ИНН 2466114215), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) (далее - третье лицо, ОАО "МРСК Сибири").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2012 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, ООО "Фарком" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- - наличие инженерных сетей, подтвержденных топографическим планом, является доказательством того, что при предоставлении земельного участка другому лицу, права собственников сетей будут нарушены;
- - опубликование распоряжений (распоряжение администрации города Красноярска от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска", распоряжение от 17.08.2010 N 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города") для подтверждения полномочий заместителя Главы города - руководителя департамента градостроительства не требуется;
- - ООО "Фарком" ранее обращалось за выбором и предварительным согласованием места размещения объекта на спорном земельном участке, решение - отказ, в связи с наличием на земельном участке объектов недвижимости - инженерных сетей и капитальных объектов.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 09.01.2013 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 10.01.2013 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс").
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 2495-арх от 03.09.2007 ООО "Фарком" было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2 395,0 кв. м, в том числе 524,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона инженерных серей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10 и утвержден акт о выборе земельного участка от 15.08.2007.
Распоряжением Администрации города Красноярска N 2870-арх от 23.11.2007 утвержден градостроительный план участка площадью 0,2395 га., расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10.
ООО "Фарком" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществило его государственный кадастровый учет в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (кадастровый паспорт земельного участка от 13.07.2010 N 24ЗУ/10-164220), получено заключение ОАО "МРСК Сибири" от 09.02.2010 N 13/03/1093 о возможности электроснабжения торгового комплекса, на участке были снесены строения и разобраны конструкции на месте размещения объекта в соответствии с Актом сноса от 24.12.2010, были получены технические условия на водоснабжение и канализирование торгового комплекса от 08.11.2010 N КЦО-3948.
19.04.2012 ООО "Фарком" обратилось к первому заместителю главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10, площадью 2 395,0 кв. м и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на праве аренды согласно прилагаемой схеме.
02.07.2012 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска оформлено письмо N 1504-ек "Об отказе в выборе земельного участка", в соответствии с которым, департамент известил заявителя, о том, что его обращение о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий, д. 10, и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 12.05.2012, протокол N 18.
Как указано в письме, при сопоставлении представленной заявителем схемы и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости - инженерные коммуникации (сети канализации и сети электроснабжения), таким образом, предоставление земельного участка приведет к невозможности реализации вышеуказанных норм законодательства и нарушит права иного лица.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса от 02.07.2012 N 1504-ек.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела распоряжением администрации города Красноярска от 03.09.2007 N 2495-арх (л.д. 28) ООО "Фарком" было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2395,0 кв. м, в том числе 524,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона инженерных серей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10 и утвержден акт о выборе земельного участка от 15.08.2007.
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2007 N 2870-арх (л.д. 33) утвержден градостроительный план участка площадью 0,2395 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10.
19.04.2012 ООО "Фарком" обратилось к первому заместителю главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10, площадью 2395,0 кв. м и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на праве аренды согласно прилагаемой схеме (л.д. 85).
ООО "Фарком" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществило его государственный кадастровый учет в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (кадастровый паспорт земельного участка от 13.07.2010 N 24ЗУ/10-164220), получено заключение ОАО "МРСК Сибири" от 09.02.2010 N 13/03/1093 (л.д. 62) о возможности электроснабжения торгового комплекса, на участке были снесены строения и разобраны конструкции на месте размещения объекта в соответствии с актом сноса от 24.12.2010 (л.д. 57), были получены технические условия на водоснабжение и канализирование торгового комплекса от 08.11.2010 N КЦО-3948 (л.д. 63).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-Ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (далее - Регламент N 218-Ж) (действующий на момент обращения заявителя с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта).
В силу пункта 2.1 Регламента N 218-Ж органом, предоставляющим муниципальную услугу по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, является управление архитектуры администрации города Красноярска.
Результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2.2 Регламента N 218-Ж).
В соответствии с пунктом 2.9 Регламента N 218-Ж основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта являются:
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
- - несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
- - наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;
- - непредставление заявителем предусмотренных настоящим Регламентом документов;
- - наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- - нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно пункту 2.11 Регламента N 218-Ж заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельного участка для строительства регистрируются в день их поступления и направляются в Управление в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Регламента N 218-Ж юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительства объектов недвижимости, за исключением жилищного строительства, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, направляют на имя первого заместителя Главы города заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента N 218-Ж, в течение семи дней с даты поступления заявления в Управление уполномоченный специалист отдела застройки осуществляет градостроительный анализ заявления и выносит его на заседание градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города Красноярска для рассмотрения возможных вариантов выбора места размещения объекта.
Градостроительный анализ и рассмотрение возможных вариантов выбора места размещения объекта на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города Красноярска включают в себя:
- - рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения объекта действующим градостроительным нормам и правилам;
- - рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
- - изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;
- - получение сведений о возможности прекращения прав собственников временных объектов на земельный участок и своевременного освобождения земельного участка;
- - проведение анализа всех ранее поступивших обращений граждан и юридических лиц по испрашиваемому земельному участку и ответов на данные обращения.
Уполномоченный специалист отдела застройки обеспечивает включение информации, полученной в результате осуществления градостроительного анализа, в протокол градостроительной комиссии департамента градостроительства.
С учетом решения, принятого на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города, уполномоченным специалистом отдела застройки осуществляется подготовка извещения, содержащего перечень согласований и заключений соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций, заключения и согласования которых в соответствии с действующим законодательством необходимы для обеспечения выбора земельного участка, либо осуществляется подготовка мотивированного отказа в размещении объекта. Общий срок подготовки Извещения либо отказа в размещении объекта с даты поступления заявления до даты регистрации Извещения либо отказа в размещении объекта не должен превышать 20 дней (пункт 3.1.3 Регламента N 218-Ж).
В соответствии с пунктом 3.1.4 Регламента N 218-Ж извещение регистрируется в канцелярии Управления. Сведения о границах предполагаемого к согласованию земельного участка и реквизиты Извещения включаются в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Красноярска.
В силу пункта 3.1.5 Регламента N 218-Ж извещение или решение об отказе в размещении объекта в семидневный срок с момента его регистрации направляется заявителю.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что 02.07.2012 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска оформлено письмо N 1504-ек "Об отказе в выборе земельного участка", в соответствии с которым, департамент известил заявителя, о том, что его обращение о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий, д. 10, и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 12.05.2012, протокол N 18 (л.д. 88).
Из содержания письма от 02.07.2012 N 1504-ек следует, что при сопоставлении представленной заявителем схемы и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости - инженерные коммуникации (сети канализации и сети электроснабжения), таким образом, предоставление земельного участка приведет к невозможности реализации вышеуказанных норм законодательства и нарушит права иного лица.
Согласно плана землеотвода и сети К1 выноса, составленного проектным отделом ООО "КРАСИНКО" ООО "Фарком" согласовало 15.05.2008 вынос сетей канализации с собственником сетей с ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", а также с Ленинским районом электрических сетей филиала открытого акционерного общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" 07.08.2012 (л.д. 26-27).
Ссылка Департамента в обоснование правомерности оспариваемого отказа на последний абзац пункта 2.9 Регламента N 218-Ж, согласно которому основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, является несостоятельной, поскольку Департаментом не представлено в материалы дела доказательств нарушения предполагаемым размещением объекта прав и законных интересов указанных лиц. Представитель ОАО "МРСК Сибири" в судебном заседании апелляционной инстанции отрицал факт нахождения на спорном земельном участке сетей электроснабжения, принадлежащих ОАО "МРСК Сибири".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента не мог пояснить кому принадлежат инженерные сети канализации, отраженные в топографическом плане, кроме того, не смог пояснить где на топографическом плане расположены сети электроснабжения.
Таким образом, Департамент не доказан факт наличия оснований для отказа в выборе земельного участка. Следовательно, решение Департамента об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, изложенное в письме от 02.07.2012 N 1504-ек противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы заявителя.
При этом, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса вынесено неуполномоченным лицом.
Согласно Положению о департаменте градостроительства администрации города, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р Департамент является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города. В силу пункта 3.7 указанного Положения Департамент осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
Пунктом 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 26.04.2012 N 813-ж (действовавшего на момент вынесения оспариваемого решения), предусмотрено, что если в предоставлении муниципальной услуги отказывается в связи с нарушением в результате предполагаемого размещения объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, в отказе указывается, какие права либо законные интересы нарушаются предполагаемым размещением объекта капитального строительства, нормы законодательства, предусматривающие данное право, законный интерес, и документ, подтверждающий это право, законный интерес, если необходимо его наличие. Отказ подписывается заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в течение 2 дней и регистрируется в день его подписания.
Из материалов дела следует, что решение об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, изложенное в письме от 02.07.2012 N 1504-ек, подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства Лапицким А.Г., т.е. уполномоченным должностным лицом.
Вывод суда первой инстанции о том, что распоряжение администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города" не вступило в законную силу, поскольку не было опубликовано, полагая при этом, что указанный нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы граждан в области земельных отношений, является необоснованным.
Как следует из пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 36 Конституции Российской Федерации определяет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 1310-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно статье 58 Устава города Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Перечисленные правовые акты должны содержать указания на правовые основания содержащихся в них предписаний и не могут противоречить решениям городского Совета. Указанные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не предусмотрено иное. Данные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в срок до 15 дней со дня их издания и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Положение о департаменте градостроительства администрации города, утвержденное распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, издано в целях регулирования деятельности органа администрации города. Указанным Положением определены задачи и функции Департамента, обеспечение, руководство и организация деятельности Департамента, ответственность Департамента. Данное положение не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, следовательно, не подлежит обязательному опубликованию (обнародованию).
Вместе с тем, неправомерные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
Довод департамента о том, что ООО "Фарком" ранее обращалось за выбором и предварительным согласованием места размещения объекта на спорном земельном участке, решение - отказ, в связи с наличием на земельном участке объектов недвижимости - инженерных сетей и капитальных объектов, не имеет правового значения, поскольку не является предметом спора по настоящему делу.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 22 ноября 2012 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2012 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Департамента градостроительства администрации города Красноярска - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2012 года по делу N А33-13320/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)