Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2013 ПО ДЕЛУ N А66-2548/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. по делу N А66-2548/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Константинова П.Ю., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строй-Бизнес" Поликушина В.А. (доверенность от 10.10.2012), рассмотрев 28.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.09.2012 (судья Нофал Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-2548/2012,

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Бизнес", ОГРН 1035011653962 (далее - Общество), с иском о взыскании 21 514 руб. 17 коп. неустойки на основании пункта 4.9 договора аренды земельного участка от 11.05.2010 N 057-з/10 и расторжении указанного договора.
Определением от 28.06.2012 производство по делу в части взыскания неустойки прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Решением от 21.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2013, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы.
Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена кассационным судом исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения правопредшественника истца, Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет), от 19.02.2010 N 265 "О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" специализированное государственное учреждение Тверской области "Фонд имущества Тверской области" 28.04.2010 провело аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 14 636 кв. м, кадастровый номер 69:40:0200184:39, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, деревня Никифоровское.
В соответствии с протоколом о результатах открытого аукциона от 28.04.2010 аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в аукционе одного участника - Общества.
На основании заявления Общества и пункта 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 11.05.2010 Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор N 057-з/10 аренды указанного земельного участка сроком действия - 26 месяца с момента государственной регистрации.
По акту приема-передачи от 11.05.2010 земельный участок передан арендатору.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1.2 договора земельный участок предоставляется арендатору для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории.
В соответствии с пунктом 2.1 договора под комплексным освоением участка понимается совокупность следующих действий:
- - деятельность по подготовке документации по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории в границах участка и по обеспечению ее утверждения в установленном законодательством порядке (пункт 2.1.1);
- - обеспечение единовременного либо поэтапного землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, выделяемых в соответствии с документацией по планировке разработанной арендатором и утвержденной в установленном порядке (пункт 2.1.2);
- - обустройство земельного участка посредством строительства (создания) объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке (пункт 2.1.3);
- - жилищное и иное строительство - работы по созданию объектов, выполняемые в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, с видами разрешенного использования земельного участка, нормативами градостроительного проектирования, утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории (пункт 2.1.4).
В силу пункта 10.2 договор аренды может быть расторгнут по требованию арендодателя в судебном порядке в ряде случаев, к которым относятся возникновение задолженности по внесению арендной платы, пеней и платы за заключение договора, а также нарушение условий, предусмотренных пунктами 3.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.7, 5.2.8 и разделом 6 договора.
Согласно пункту 3.2.1 подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах участка осуществляется в срок 14 месяцев с момента подписания настоящего договора.
Учитывая, что договор подписан 11.05.2010, обязательства, предусмотренные пунктом 3.2.1 договора, ответчик должен был выполнить до 11.07.2011.
Арендодатель направил арендатору предупреждение от 16.11.2011 N 14095-04 о необходимости надлежащим образом исполнить обязательства по договору аренды, в том числе, предусмотренные пунктами 3.2.1, 5.2.15, 6.1 договора, а именно: обеспечить подготовку и утверждение в установленном порядке проекта планировки территории и проекта межевания территории со сроком исполнения до 05.12.2011, и предложил ответчику уплатить задолженность по арендной плате и пени.
Названное предупреждение было удовлетворено только в части погашения задолженности по арендной плате и неустойки.
Письмом от 12.01.2012 N 530-04 истец предложил ответчику добровольно расторгнуть договор аренды. К письму были приложены проект соглашения о расторжении договора и акт приема-передачи земельного участка.
Поскольку предложение добровольно расторгнуть договор аренды было проигнорировано, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили оснований для расторжения договора по требованию арендодателя.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Согласно пункту 3 части 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами. В частности, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (статья 46 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Суды верно установили, что спорный договор аренды может быть расторгнут в судебном порядке по требованию арендодателя в случае нарушения Обществом условий пункта 3.2 договора.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 30.2 ЗК РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 названного Кодекса.
В силу требований пунктов 6, 7, 8 части 3 статьи 38.2 ЗК РФ в извещении о проведении аукциона должны быть указаны: максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
В пункте 4 извещения о проведении аукциона на заключение спорного договора аренды указан максимальный срок подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка - 14 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка.
Аналогичный срок установлен в пункте 3.2.1 договора аренды.
Статьями 41, 43 и 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с частями 1 и 17 статьи 46 названного Кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 названного Кодекса.
В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно части 8.1 статьи 45 того же Кодекса, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Во исполнение условий договора аренды Общество обратилось в администрацию города Твери с заявлением о подготовке проекта планировки территории в границах земельного участка.
Администрация города Твери приняла соответствующее постановление от 07.06.2011 N 939, согласно которому Общество должно было в течение 30 дней с даты его опубликования получить в Департаменте архитектуры и строительства администрации города Твери градостроительное задание и не позднее 12 месяцев представить туда проект планировки территории и проект межевания территории.
Между тем на момент проведения аукциона проект планировки территории в границах квартала 69:40:02:00:184:1 (где расположен спорный земельный участок) уже был разработан государственным унитарным предприятием "Тверьоблстройзаказчик" и утвержден постановлением главы администрации города Твери от 31.07.2009 N 1881.
По заявлению Общества Департамент строительного комплекса Тверской области признал возможным произвести застройку согласно имеющемуся проекту планировки территории 2009 года.
Постановлением главы администрации города Твери от 20.06.2011 N 1012 Обществу предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования земельных участков под строительство 3-этажных жилых домов.
На основании проекта планировки территории 2009 года ответчик осуществил межевание земель всех лотов поселка Никифоровское, получил градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 69:40:0200184:39), утвержденный постановлением главы администрации города Твери от 19.10.2011 N 1846.
С учетом приведенных норм права суды пришли к правильному выводу об исполнении арендатором обязательств по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в границах земельного участка.
Довод жалобы о необходимости разработки и обеспечения утверждения документации по планировке территории именно ответчиком основан на неправильном толковании норм материального права.
Ни в Градостроительном кодексе Российской Федерации, ни в конкурсной документации, ни в договоре аренды не конкретизируется, каким образом арендатор исполняет обязательства по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Учитывая, что решение об утверждении документации по планировке территории, в том числе градостроительного плана, принимает орган местного самоуправления и Общество обращалось в этот орган с соответствующими заявлениями, нет оснований полагать, что договорные обязательства в этой части были нарушены.
Ссылка на нарушение максимальных сроков, установленных пунктом 3.2.1 договора, признается несостоятельной.
Исходя из буквального толкования пункта 3.2.1 договора срок в 14 месяцев со дня подписания договора установлен только для разработки проекта планировки и проекта межевания территории.
Согласно материалам дела документация по планировке территории в границах арендуемого земельного участка утверждена 31.07.2009, а градостроительный план земельного участка - 19.10.2011, то есть до истечения срока, указанного в предупреждении арендодателя от 16.11.2011 N 14095-04.
При таких обстоятельствах требование о расторжении договора аренды является необоснованным и правомерно оставлено судом без удовлетворения.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права; выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 21.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А66-2548/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ

Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)