Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А19-8930/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. N А19-8930/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации г. Иркутска - Смолиной Татьяны Викторовны (доверенность от 14.01.2013 N 059-72-20/13),
общества с ограниченной ответственностью "Н-Моторс-Иркутск" - Рудых Екатерины Сергеевны (доверенность от 11.01.2013), Кисляковой Натальи Георгиевны (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2012 года по делу N А19-8930/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.А.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Г.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Н-Моторс-Иркутск" (г. Иркутск, ОГРН: 1053812033329, далее - ООО "Н-Моторс-Иркутск", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации г. Иркутска (далее - администрация), выразившегося в уклонении от изготовления схемы расположения земельного участка и принятия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства торгово-сервисного центра, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска вдоль объездной дороги в Ново-Ленино; об обязании администрации изготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принять постановление мэра г. Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства торгово-сервисного центра в течение 20 дней с момента принятия решения Арбитражным судом Иркутской области; о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство), выразившегося в неподготовке проекта решения Правительства Иркутской области о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства упомянутого центра; об обязании Министерства подготовить и направить в Правительство Иркутской области проект соответствующего решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Иркутской области (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2012 года решение суда от 8 августа 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Иркутска ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; полагает отсутствующим бездействие со стороны администрации г. Иркутска; считает, что действия администрации не нарушают права и законные интересы общества.
Администрация просит отменить судебные акты по делу полностью и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель администрации г. Иркутска поддержала доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "Н-Моторс-Иркутск" считают судебные акты законными, представлен отзыв.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 04357, N 04359, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 15.02.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без их участия.
Проверив правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела, 07.07.2008 ООО "Н-Моторс-Иркутск" через Агентство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Правительство с заявлением о предоставлении земельного участка для торгово-сервисного центра.
Решением земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, оформленным протоколом от 14.05.2010 N 6, Правительству Иркутской области рекомендовано предоставить ООО "Н-Моторс-Иркутск" земельный участок для торгово-сервисного центра с предварительным согласованием места размещения объекта после подготовки администрацией актов о выборе земельных участков.
20.10.2010 года Министерство направило Комитету по градостроительной политике администрации копию протокола земельной комиссии от 14.05.2010 N 6.
Письмом от 04.04.2011 N 945-70-2019/11 Комитет по градостроительной политике г. Иркутска информировал Министерство о невозможности формирования участка, поскольку он находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника, закрытого в 1956 году.
Впоследствии администрация г. Иркутска вступила в переписку с Министерством и ООО "Н-Моторс-Иркутск", однако схему расположения земельного участка не изготовила.
Поскольку судами было установлено, что администрация получала обращение Министерства об обеспечении выбора земельного участка, однако предлагаемых ей действий (изготовление схемы расположения земельного участка) не совершила, суды правомерно признали незаконным бездействие администрации и обязали восстановить нарушенные права общества.
В удовлетворении требований к Министерству было отказано.
Администрация г. Иркутска просит отменить судебные акты полностью, однако в кассационной жалобе не было приведено каких-либо доводов о незаконности выводов судов об отказе в удовлетворении требований, заявленных к Министерству.
Не соглашаясь с тем, что имело место бездействие, администрация приводит в кассационной жалобе следующие доводы: как следует из анализа статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 69 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп (далее - Положение), отношения по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта возникли между Министерством и администрацией, в связи с чем оснований отвечать обществу не имелось; бездействия в неоднократных ответах администрации в адрес Министерства не имеется; общество не вправе обжаловать действия (бездействие) администрации; поскольку уполномоченным органом, осуществляющим предоставление земельных участков для строительства, является Правительство Иркутской области, то действия администрации не нарушают права ООО "Н-Моторс-Иркутск".
Данные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Порядок обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства утвержден решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (далее - Порядок N 004-20-611060/9).
Согласно пункту 2.2 Порядка N 004-20-611060/9 Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в течение трех месяцев с момента получения обращения Правительства об обеспечении выбора земельного участка для строительства на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями изготавливает проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка и обеспечивает выбор земельного участка.
По результатам рассмотрения проекта постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в комитет по градостроительной политике Администрации мотивированные замечания.
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка N 004-20-611060/9 Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в 7-дневный срок с момента согласования акта о выборе земельного(ых) участка(ов) направляет его в Правительство Иркутской области с приложением постановления администрации города Иркутска об утверждении схем(ы) расположения земельного(ых) участка(ов) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и о предоставлении его для строительства. В случае невозможности размещения объекта комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска уведомляет об этом Правительство Иркутской области с указанием соответствующих причин невозможности выполнения обращения.
Требуемые от администрации действия совершены не были, названное препятствовало реализации процедуры предварительного согласования места размещения объекта, в связи с чем суды правомерно посчитали, что бездействие администрации нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "Н-Моторс-Иркутск" в сфере предпринимательской деятельности.
Заявитель жалобы также считает, что обществом пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Иркутска, доказательств уважительности причин пропуска срока обществом не было представлено.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обществом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, причины пропуска срока были оценены судами как уважительные. Заявитель кассационной жалобы не привел доводов, свидетельствующих о неправильном применении судами норм процессуального права в части восстановления пропущенного срока.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, обязывая администрацию подготовить схему размещения объекта, не только подменил собой орган местного самоуправления, но и обязал орган исполнительной власти Иркутской области предоставить ООО "Н-Моторс-Иркутск" земельный участок.
Согласно пункту 6 Порядка N 004-20-611060/9 в случае невозможности размещения объекта комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска уведомляет об этом Правительство Иркутской области с указанием соответствующих причин невозможности выполнения обращения.
Причины невозможности выполнения обращения Министерства об обеспечении выбора земельного участка администрацией не были сообщены, имеющаяся переписка свидетельствует, как установили суды, о бездействии администрации.
На основании требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Названное требование процессуального закона судами было выполнено, в связи с чем доводы кассационной жалобы в этой части также подлежат отклонению.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2012 года по делу N А19-8930/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2012 года по тому же оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)