Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Вильданова Р.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-32347/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (ОГРН 1026301152558) к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824) о признании незаконным отказа и об обязании,
установил:
закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - ЗАО "СГЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ямская, около дома N 17, площадью 30 кв. м от 22.08.2012 N 12-4/1256/09 и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, 16.11.2010 ЗАО "СГЭС" обратилось в Министерство с заявлением N 12-4/1256/10а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ямская, около дома N 17, площадью 30,00 кв. м, используемого под установку временной комплектной трансформаторной подстанции без укладки фундаментов с дальнейшей эксплуатацией.
Заявление обосновано положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 22.08.2012, ссылаясь на акт осмотра земельного участка на местности от 06.06.2012, Министерство отказало в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву нахождения на нем зеленых насаждений, что противоречит пункту 12 главы 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы города Самары от 10.06.2008 N 404 (далее - Правила благоустройства), а также пунктам 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ" (далее - Приказ Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153).
Полагая, что решение министерства является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество указало, что Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Постановление от 21.06.2006 N 74) в редакции, действующей в период подачи и рассмотрения заявления общества, не предусмотрено проведение осмотра земельного участка; Правила благоустройства содержат ограничения при производстве строительных работ на озелененных земельных участках, а Приказ Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 устанавливает обязанности землепользователей по охране озелененных территорий, указанные нормативные акты не содержат оснований отказа в предоставлении земельных участков для размещения объектов на таких территориях.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого отказа министерства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ссылка Министерства на положения статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" была предметом оценки судов и правомерно ими отклонена.
Согласно названной статье зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Пунктом 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, предусмотрено, что зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в нарушение статьи 200 АПК РФ, министерством не представлено допустимых и достаточных доказательств отнесения территории испрашиваемого земельного участка к зеленому фонду города, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено. Представленная Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара информация от 11.11.2010 также не содержит выводов о невозможности предоставления спорного земельного участка, в то же время, Департамент распоряжением от 14.06.2011 N РД-807 утвердил схему расположения земельного участка.
Доводы Министерства о нарушении Правил благоустройства и Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, были предметом оценки и обоснованно отклонены судами предыдущих инстанций.
Как правомерно указано судом, согласно статье 5.1 Закона Самарской области "О земле" распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области, указанные вопросы не относятся к полномочиям органов местного самоуправления г.о. Самара; названный муниципальный правовой акт не относится к правовым актам, регулирующим земельные правоотношений, и не может служить основанием для отказа в предоставлении земельных участков на территории городского округа Самара, кроме этого, ссылка в оспариваемом отказе на пункт 12 главы 25 названных Правил благоустройства, несостоятельна, поскольку такая глава в указанном правовом акте отсутствует.
Судом установлено, что согласно пункту 1 Правил благоустройства, данный правовой акт устанавливает единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
Из преамбулы Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, следует, что настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт. Документ не содержит императивных норм, носит рекомендательный характер, в силу чего его положения также не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков.
Приведенные Министерством основания отказа также не содержатся в постановлении Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
При указанных обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Общества на приобретение земельного участка и в порядке устранения нарушенного права обязали Министерство по вступлению решения в законную силу возобновить рассмотрение заявления ЗАО "СГЭС" N 12-4/1256/10-а и принять соответствующее решение в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством.
Доводы кассационной жалобы, направленные на установление иных обстоятельств дела и переоценку исследованных доказательств, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу N А55-32347/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32347/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N А55-32347/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Вильданова Р.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-32347/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (ОГРН 1026301152558) к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824) о признании незаконным отказа и об обязании,
установил:
закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - ЗАО "СГЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ямская, около дома N 17, площадью 30 кв. м от 22.08.2012 N 12-4/1256/09 и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, 16.11.2010 ЗАО "СГЭС" обратилось в Министерство с заявлением N 12-4/1256/10а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ямская, около дома N 17, площадью 30,00 кв. м, используемого под установку временной комплектной трансформаторной подстанции без укладки фундаментов с дальнейшей эксплуатацией.
Заявление обосновано положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 22.08.2012, ссылаясь на акт осмотра земельного участка на местности от 06.06.2012, Министерство отказало в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву нахождения на нем зеленых насаждений, что противоречит пункту 12 главы 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы города Самары от 10.06.2008 N 404 (далее - Правила благоустройства), а также пунктам 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ" (далее - Приказ Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153).
Полагая, что решение министерства является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество указало, что Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Постановление от 21.06.2006 N 74) в редакции, действующей в период подачи и рассмотрения заявления общества, не предусмотрено проведение осмотра земельного участка; Правила благоустройства содержат ограничения при производстве строительных работ на озелененных земельных участках, а Приказ Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 устанавливает обязанности землепользователей по охране озелененных территорий, указанные нормативные акты не содержат оснований отказа в предоставлении земельных участков для размещения объектов на таких территориях.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого отказа министерства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ссылка Министерства на положения статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" была предметом оценки судов и правомерно ими отклонена.
Согласно названной статье зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Пунктом 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, предусмотрено, что зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в нарушение статьи 200 АПК РФ, министерством не представлено допустимых и достаточных доказательств отнесения территории испрашиваемого земельного участка к зеленому фонду города, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено. Представленная Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара информация от 11.11.2010 также не содержит выводов о невозможности предоставления спорного земельного участка, в то же время, Департамент распоряжением от 14.06.2011 N РД-807 утвердил схему расположения земельного участка.
Доводы Министерства о нарушении Правил благоустройства и Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, были предметом оценки и обоснованно отклонены судами предыдущих инстанций.
Как правомерно указано судом, согласно статье 5.1 Закона Самарской области "О земле" распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области, указанные вопросы не относятся к полномочиям органов местного самоуправления г.о. Самара; названный муниципальный правовой акт не относится к правовым актам, регулирующим земельные правоотношений, и не может служить основанием для отказа в предоставлении земельных участков на территории городского округа Самара, кроме этого, ссылка в оспариваемом отказе на пункт 12 главы 25 названных Правил благоустройства, несостоятельна, поскольку такая глава в указанном правовом акте отсутствует.
Судом установлено, что согласно пункту 1 Правил благоустройства, данный правовой акт устанавливает единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
Из преамбулы Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, следует, что настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт. Документ не содержит императивных норм, носит рекомендательный характер, в силу чего его положения также не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков.
Приведенные Министерством основания отказа также не содержатся в постановлении Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
При указанных обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Общества на приобретение земельного участка и в порядке устранения нарушенного права обязали Министерство по вступлению решения в законную силу возобновить рассмотрение заявления ЗАО "СГЭС" N 12-4/1256/10-а и принять соответствующее решение в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством.
Доводы кассационной жалобы, направленные на установление иных обстоятельств дела и переоценку исследованных доказательств, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу N А55-32347/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)