Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11442

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. по делу N 33-11442


Судья Славинская А.У.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А. при секретаре Н.А.
рассмотрела 26 декабря 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента земельных отношений администрации г. Перми, Я. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 сентября 2012 года, которым признан незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 23.04.2012 в предоставлении Н.Л. дополнительного земельного участка, расположенного по адресу г. Пермь, ул. <...>; на Департамент земельных отношений возложена обязанность разрешить заявление Н.Л. о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка общей площадью 2368 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, ул. <...> в соответствие с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение представителя Я. - Л., возражения представителей Н.Л. - К1., К2., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Н.Л. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка.
Требования обоснованы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1645 кв. м, расположенный по адресу г. Пермь, ул. <...>. 12.03.2012 он обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка общей площадью 2368 кв. м по адресу г. Пермь, ул. <...>, являющегося смежным к его земельному участку под благоустройство территории. Письмом ответчика от 23.04.2012 в предоставлении земельного участка отказано в связи с тем, что данный земельный участок предоставлен Я. в аренду для открытого склада хранения оборудования.
Истец считает отказ необоснованным, поскольку договор аренды между ДЗО и Я. не прошел государственную регистрацию, сведения о земельном участке в аннулированы и исключены из Государственного кадастра недвижимости в связи с истечением срока, установленного частью 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит отменить решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на правомерность отказа Н.Л. в предоставлении земельного участка в связи с наличием обременения спорного земельного участка правами третьих лиц, а именно Я., который вправе вновь осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Третье лицо Я. так же просит отменить решение суда и отказать истцу в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что спорный земельный участок обременен его правами.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением или неправильным применением норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что распоряжением начальника Департамента земельных отношений г. Перми от 26.05.2010 N <...> земельный участок площадью 2522 кв. м с кадастровым номером <...> по ул. <...> предоставлен в аренду индивидуальному предпринимателю Я. для целей, не связанных со строительством (для открытого склада хранения оборудования) сроком на 4 года 11 месяцев.
05.07.2010 между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и индивидуальным предпринимателем Я. заключен договор N <...> аренды вышеуказанного земельного участка на срок с 27.05.2010 по 26.04.2015.
Государственная регистрация договора аренды не произведена.
На основании решения ФГУ "Земельная кадастровая палат Пермского края" от 29.12.2010 N <...> в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в связи с истечение двух лет действия временного статуса земельного участка аннулированы и исключены из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>.
Н.Л. является собственником земельного участка площадью 1645 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу г. Пермь, ул. <...> на основании договора купли-продажи от 24.01.2012, государственная регистрации права от 03.02.2012.
12.03.2012 он обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка площадью 2368 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, ул. <...> под благоустройство территории.
Письмом от 23.04.2012 N <...> Н.Л. в предоставлении земельного участка отказано по мотиву обременения правами третьих лиц в виду предоставления его в аренду Я.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обременение правами спорного земельного участка не имеется, поскольку не произведена государственная регистрация договора аренды, заключенного с ИП Я.
Судебная коллегия не согласна с данным выводом суда первой инстанции.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой:
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Во исполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее Порядок).
В соответствие с подпунктом 1.6.1.1 Порядка предоставление земельного участка невозможно, если испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц.
Судебная коллегия считает, что из буквального толкования приведенного нормативного положения не следует, что обременение правами третьих лиц подразумевает исключительно обременения недвижимого имущества, зарегистрированные в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В данном случае обременением правами третьих лиц следует считать любую возможность реализации со стороны третьего лица своих прав и обязанностей в отношении владения земельным участком, основанного на совершенной в установленном порядке сделке. Из материалов дела следует, что договор N <...> аренды земельного участка между Департаментом земельных отношений и Я. соответствует письменной форме сделки, исполняется ее сторонами - земельный участок передан в возмездное владение арендатора. Надлежащее исполнение обязанностей арендатора подтверждено. Сведений о том, что земельный участок изъят и владение Я. в установленном порядке прекращено не имеется. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что земельный участок фактически отсутствует во владении уполномоченного органа местного самоуправления, что препятствует тому в реализации возможности предоставления его во временное владение другому лицу, так как может рассматриваться как обременение испрашиваемого земельного участка полностью или в части правами третьих лиц.
Снятие земельного участка с кадастрового учета, изменение его площади в связи с предоставлением его части ООО <...> не являются предусмотренными законом основаниями для прекращения правоотношений Департамента земельных отношений администрации г. Перми и Я. по поводу возмездного пользования последним земельного участка, расположенного по адресу г. Пермь, ул. <...>.
Так из правовой позиции Департамента земельных отношений выраженной в деле следует, что уполномоченный орган не возражает против продолжения пользования земельным участком Я. в фактическом размере. Следовательно, Я. в соответствие со статьями 20, 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" вправе вновь осуществить его постановку на государственный кадастровый учет в период срока действия распоряжения начальника Департамента земельных отношений г. Перми от 26.05.2010 N <...>, согласовать внесение необходимых изменений и осуществить государственную регистрацию договора аренды.
Нарушение судом первой инстанции норм процессуального права судебная коллегия усматривает в следующем.
Первоначально Н.Л. обратился с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми и возложении обязанности принять решение о возможности предоставления земельного участка в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Ленинский районный суд г. Перми. В качестве заинтересованных лиц в деле участвовали Департамент земельных отношений администрации г. Перми и Я.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 11.07.2012 заявление Н.Л. оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве. Определение вступило в законную силу и стало обязательным для участвующих в споре лиц. Следовательно, судебным актом равного суда определен порядок судопроизводства по рассмотрению требований Н.Л. Исковой порядок предполагает окончательное разрешение вопроса о праве заинтересованного лица на спорный земельный участок.
Между тем, как следует из решения суда дело рассмотрено с применением элементов производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, что привело к неопределенности в отношении прав на земельный участок как Н.Л., так и Я.
В связи с этим справедливым является довод апелляционной жалобы Я. о том, что в отношении земельного участка имеется действующее решение о возможности предоставления земельного участка, которое исключает его предоставление иному лицу.
Согласно подпункта 1.6.1.10. Порядка... предоставление земельного участка невозможно, если в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган в сфере земельных отношений), принято решение о возможности предоставления земельного участка иному ранее обратившемуся лицу, срок которого на момент подачи заявления не истек.
Местоположение земельных участков, предоставленного Я. и испрашиваемого Н.Л., совпадает за исключением незначительной части площадью 154 кв. м. Распоряжением начальника Департамента земельных отношений г. Перми от 26.05.2010 N <...> земельный участок предоставлен Я. на срок 4 года 11 месяцев, т.е. срок решения на момент подачи заявления Н.Л. не истек, а потому истец право на его предоставление не имеет.
При рассмотрении дела в порядке искового производства данное обстоятельство подлежало определению, поскольку оно имело значение для разрешения по существу спора о праве истца на земельный участок.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 сентября 2012 года отменить, принять новое решение:
Н.Л. в удовлетворении иска к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка отказать полностью.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)