Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Якушева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей: Гороховика А.С., Шабаевой Е.И.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 мая 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Д.Н.В. об обжаловании решения органа государственной власти субъекта РФ и действия органа местного самоуправления - удовлетворить частично.
Признать незаконным действие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, выразившееся в даче заключения N от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, данное на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению Д.Н.В., Д.А.Н.
Отменить решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по заявлению Д.А.Н., Д.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N и обязать возобновить рассмотрение заявления Д.Н.В. и Д.А.Н. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (ДСА г.о. Самара) в утверждении схемы расположения земельного участка и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области) в предоставлении земельного участка.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ совместно со своим супругом Д.А.Н. она обратилась в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>), площадью <данные изъяты> кв. м для ведения огородничества. ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в предоставлении в аренду указанного земельного участка со ссылкой на заключение ДСА г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Заключение Департамента, в свою очередь, основано на том, что испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии 220 м от Самарского завода "Нефтемаш" и в представленных материалах отсутствует информация о соблюдении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при размещении садового участка на данной территории. С данным заключением заявитель не согласна, полагая, что Департамент обязан сам истребовать необходимую информацию. Решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, принятое на основании указанного заключения, также считает незаконным и подлежащим отмене.
Просила признать незаконным заключение ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Д.Н.В. и Д.А.Н. земельного участка, а также признать незаконным решение МИО Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МИО Самарской области просит решение суда в части отмены решения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка и обязания возобновить рассмотрение заявления Д.Н.В. и Д.А.Н. о предоставлении в аренду земельного участка отменить, в удовлетворении заявления в этой части отказать. Ссылается на законность отказа при наличии заключения ДСА г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В заседание судебной коллегии заявитель Д.Н.В., представители ДСА г.о. Самара и МИО Самарской области, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Д.Н.В. и Д.А.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес>. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ Д.А.Н. и Д.Н.В. обратились в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>), площадью <данные изъяты> кв. м, для ведения огородничества.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N МИО Самарской области на основании п. 2.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N 74 (далее - Порядок) отказало заявителям в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на заключение ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Невозможность утверждения схемы, в свою очередь, обусловлена ДСА г.о. Самара тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии 220 м от Самарского завода "Нефтемаш". При этом указано, что в санитарно-защитной зоне в силу норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не допускается размещение дачных и садово-огородных участков, а в представленных в Департамент материалах отсутствует информация уполномоченного органа государственной власти, позволяющая сделать вывод о соблюдении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при размещении испрашиваемого садового участка на данной территории.
Между тем, в силу названного выше Порядка, а также Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N 74, МИО Самарской области обязано в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно принимать меры для получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, а уполномоченный орган местного самоуправления в пределах своей компетенции должен обеспечивать реализацию мероприятий по образованию земельных участков для их последующего предоставления.
В нарушение указанных норм ни Министерством, ни Департаментом не предпринято мер для получения информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны завода "Нефтемаш" либо за ее пределами в целях выявления препятствий для формирования и предоставления земельного участка.
Согласно информации, предоставленной по запросу суда ЗАО "СЗ Нефтемаш", санитарно-защитная зона предприятия установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, проектная документация по ней утверждена надлежащим образом Роспотребнадзором. По данным графической части данной документации участок, расположенный по адресу: <адрес>), не находится в санитарно-защитной зоне группы промышленных предприятий, в число которых входит и ЗАО "СЗ Нефтемаш".
При таких обстоятельствах выводы суда о незаконности отказа ДСА г.о. Самара в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка по заявленным Департаментом мотивам, являются правильными и соответствуют материалам дела.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Департаментом не представлено.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что в течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Таким образом, как правильно указал суд, решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка при наличии не отмененного и не оспоренного на момент рассмотрения заявления Д.А.Н. и Д.Н.В. заключения ДСА г.о. Самара о невозможности утверждения схемы земельного участка является правомерным, соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Несмотря на отсутствие формальных нарушений в действиях Министерства, его решение об отказе в предоставлении земельного участка препятствует возможности восстановления в полной мере прав заявителя.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о возможности отмены решения МИО Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка и о необходимости возобновления рассмотрения заявления Д.Н.В. и Д.А.Н., ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о соответствии действий Министерства требованиям закона не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7334/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. по делу N 33-7334/2013
Судья: Якушева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей: Гороховика А.С., Шабаевой Е.И.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 мая 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Д.Н.В. об обжаловании решения органа государственной власти субъекта РФ и действия органа местного самоуправления - удовлетворить частично.
Признать незаконным действие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, выразившееся в даче заключения N от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, данное на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению Д.Н.В., Д.А.Н.
Отменить решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по заявлению Д.А.Н., Д.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N и обязать возобновить рассмотрение заявления Д.Н.В. и Д.А.Н. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (ДСА г.о. Самара) в утверждении схемы расположения земельного участка и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области) в предоставлении земельного участка.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ совместно со своим супругом Д.А.Н. она обратилась в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>), площадью <данные изъяты> кв. м для ведения огородничества. ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в предоставлении в аренду указанного земельного участка со ссылкой на заключение ДСА г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Заключение Департамента, в свою очередь, основано на том, что испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии 220 м от Самарского завода "Нефтемаш" и в представленных материалах отсутствует информация о соблюдении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при размещении садового участка на данной территории. С данным заключением заявитель не согласна, полагая, что Департамент обязан сам истребовать необходимую информацию. Решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, принятое на основании указанного заключения, также считает незаконным и подлежащим отмене.
Просила признать незаконным заключение ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Д.Н.В. и Д.А.Н. земельного участка, а также признать незаконным решение МИО Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МИО Самарской области просит решение суда в части отмены решения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка и обязания возобновить рассмотрение заявления Д.Н.В. и Д.А.Н. о предоставлении в аренду земельного участка отменить, в удовлетворении заявления в этой части отказать. Ссылается на законность отказа при наличии заключения ДСА г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В заседание судебной коллегии заявитель Д.Н.В., представители ДСА г.о. Самара и МИО Самарской области, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Д.Н.В. и Д.А.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес>. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ Д.А.Н. и Д.Н.В. обратились в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>), площадью <данные изъяты> кв. м, для ведения огородничества.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N МИО Самарской области на основании п. 2.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N 74 (далее - Порядок) отказало заявителям в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на заключение ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Невозможность утверждения схемы, в свою очередь, обусловлена ДСА г.о. Самара тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии 220 м от Самарского завода "Нефтемаш". При этом указано, что в санитарно-защитной зоне в силу норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не допускается размещение дачных и садово-огородных участков, а в представленных в Департамент материалах отсутствует информация уполномоченного органа государственной власти, позволяющая сделать вывод о соблюдении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при размещении испрашиваемого садового участка на данной территории.
Между тем, в силу названного выше Порядка, а также Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N 74, МИО Самарской области обязано в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно принимать меры для получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, а уполномоченный орган местного самоуправления в пределах своей компетенции должен обеспечивать реализацию мероприятий по образованию земельных участков для их последующего предоставления.
В нарушение указанных норм ни Министерством, ни Департаментом не предпринято мер для получения информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны завода "Нефтемаш" либо за ее пределами в целях выявления препятствий для формирования и предоставления земельного участка.
Согласно информации, предоставленной по запросу суда ЗАО "СЗ Нефтемаш", санитарно-защитная зона предприятия установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, проектная документация по ней утверждена надлежащим образом Роспотребнадзором. По данным графической части данной документации участок, расположенный по адресу: <адрес>), не находится в санитарно-защитной зоне группы промышленных предприятий, в число которых входит и ЗАО "СЗ Нефтемаш".
При таких обстоятельствах выводы суда о незаконности отказа ДСА г.о. Самара в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка по заявленным Департаментом мотивам, являются правильными и соответствуют материалам дела.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Департаментом не представлено.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что в течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Таким образом, как правильно указал суд, решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка при наличии не отмененного и не оспоренного на момент рассмотрения заявления Д.А.Н. и Д.Н.В. заключения ДСА г.о. Самара о невозможности утверждения схемы земельного участка является правомерным, соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Несмотря на отсутствие формальных нарушений в действиях Министерства, его решение об отказе в предоставлении земельного участка препятствует возможности восстановления в полной мере прав заявителя.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о возможности отмены решения МИО Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка и о необходимости возобновления рассмотрения заявления Д.Н.В. и Д.А.Н., ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о соответствии действий Министерства требованиям закона не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)