Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Живчиковой Л.В.
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 20.04.2007 г. по делу N А68-7778/06-338/15 (судья Андреева Е.В.)
по заявлению ООО "Протон-Дом-Сервис"
к Администрации г. Тулы
3-е лицо: Юрищева Т.И., Худяков И.В., Редькина Е.В., Живчикова Л.В.
о признании недействительными постановлений Главы Администрации г. Тулы от 14.08.2006 г. N 1715 и от 09.10.2006 г. N 2411
при участии:
от заявителя: Кресс В.Н. директор, протокол N 2 от 05.06.06., Мирошин К.А. - доверенность от 01.11.06.
от ответчика: Глушков С.Н.- доверенность N 36 от 19.03.07.
от 3-их лиц: Живчикова Л.В.- паспорт, ее представитель Иванова И.Н.- доверенность от 20.01.07, Худяков И.В.- паспорт
установил:
ООО "Протон-Дом-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными постановлений Главы Администрации г. Тулы (далее - Администрация) от 14.08.2006 г. N 1715 и от 09.10.2006 г. N 2411.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.04.2007 требования удовлетворены.
Живчикова Л.В. обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Администрация поддержала доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 25.10.2002 г. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка, ограниченного пересечением улиц Лейтейзена и Коминтерна в городе Тула под строительство офисного здания со встроенным на первом этаже магазином и комбинатом общественного питания.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы Обществу выдано градостроительное заключение N 258 от 06.12.2002 г. о соответствии предполагаемого места для размещения объекта на земельном участке, утвержденном градостроительной документацией (т. 1 л.д. 21)
Администрация Советского района г. Тулы письмом N 1/68 от 10.01.2003 г. обратилась к Главе г. Тулы с ходатайством о предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" предполагаемого земельного участка для строительства офисного здания.
В период с 10.01.2003 г. по 23.09.2003 г. акт о выборе испрашиваемого земельного участка, был согласован Администрацией Советского района, Центром Госсанэпиднадзора в г. Туле, УГПС МЧС России Тульской области, УГИБДД УВД Тульской области и Главным управлением архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы (т. 1 л.д. 24).
26.03.2003 г. в газете "Молодой коммунар" размещена информация для населения о предполагаемом строительстве на пересечении улиц Лейтейзена и Коминтерна офисного здания с магазином, комбинатом общественного питания (т. 1 л.д. 25).
Постановлением Главы г. Тулы N 361 от 03.03.2004 г. "О предварительном согласовании ООО "Протон-Дом-Сервис" места размещения офисного здания с магазином, предприятием общественного питания и бильярдной на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы" утверждены акт о выборе земельного участка для строительства здания и проект границ земельного участка, площадью 2 097 кв. м, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна (т. 1 л.д. 11-12).
Постановлением Главы администрации г. Тулы N 772 от 19.05.2006 г. "О предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы, для строительства офисного здания с магазинами" Обществу предоставлен из земель поселения земельный участок с кадастровым N 71:30:04 01 06:0104 площадью 2097 кв. м, расположенный на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна, в аренду на три года для строительства указанных объектов (т. 1 л.д. 13-14).
В связи с жалобами жителей г. Тулы на размещение офисного здания с магазинами на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна 14.08.2006 г. Главой Администрации вынесено Постановление N 1715 "О приостановке действия постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772". Названным постановлением приостановлено действие постановления о предоставлении Обществу в аренду земельного участка, а пунктом 2 постановления предписано заместителю главы администрации города - начальнику территориального управления по Советскому району администрации г. Тулы создать комиссию по изучению сложившейся ситуации, выводы и предложения которой в месячный срок предоставить в администрацию г. Тулы.
Заседание комиссии состоялось 13.09.2006 г., по результатам которого (протокол от 13.09.2006 г. т. 1 л.д. 15-16) выяснилось, что жители близлежащих домов категорически против застройки, считая, что ухудшатся условия проживания. Представленная проектная документация согласована в установленном порядке, однако принято решение о повторном направлении проектной документации на рассмотрение в ТУ Роспотребнадзора по Тульской области. Комиссия пришла также к выводу, о необходимости при принятии решения о застройке данного участка учесть мнение жителей.
Управление Роспотребнадзора по Тульской области после повторного рассмотрения проектной документации письмом N 10356 от 26.12.2006 г. подтвердило отсутствие нарушений санитарно-эпидемиологических правил при расчете естественного освещения в жилых комнатах квартир, расположенных в торце жилого дома N 1 по ул. Лейтейзена (т. 1 л.д. 28).
Постановлением Главы администрации г. Тулы от 09.10.2006 г. N 2411 "Об отмене постановления Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772" названные постановления были отменены.
В качестве основанием для принятия названного постановления указан протокол комиссии по изучению общественного мнения жителей г. Тулы в отношении строительства Обществом офисного здания с магазинами на пересечении улиц Лейтейзена и Коминтерна в Советском районе г. Тулы от 13.09.2006 г.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и выбора земельных участков для строительства.
Обществом были выполнены все необходимые действия для получения земельного участка для строительства: подано заявление о выделении земельного участка; получено градостроительное заключение о соответствии предполагаемого места для размещения объекта на земельном участке, утвержденном градостроительной документацией; акт выбора земельного участка, был согласован Администрацией Советского района, Центром Госсанэпиднадзора в г. Туле, УГПС МЧС России Тульской области, УГИБДД УВД Тульской области и Главархитектурой Управы г. Тулы.
Статьей 32 ЗК РФ установлен общий порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, согласно которому решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленным федеральными законами.
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Положением "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы", утвержденное решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 г. N 11/180, установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы.
Согласно п. 3.7 названного Положения Главное управление архитектуры и градостроительства обеспечивает информирование населения г. Тулы о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 3.9 Положения предусмотрено, что акт о выборе земельного участка согласовывается с уполномоченными органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, органами безопасности дорожного движения и иными надзорными органами. Подписанный заявителем и ГУА и Г акт о выборе земельного участка является основанием для издания постановления Главы города Тулы о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 3.11 Положения постановление Главы города Тулы о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
После проведения проектно-изыскательских работ, установления границ земельного участка на местности и постановки его на государственный кадастровый учет, граждане или юридические лица обращаются в Управу г. Тулы с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на период строительства.
Названный порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства был соблюден.
Население проинформировано о предполагаемом строительстве в газете "Молодой коммунар", акт о выборе испрашиваемого земельного участка согласован с Администрацией Советского района, Центром Госсанэпиднадзора в г. Туле, УГПС МЧС России Тульской области, УГИБДД УВД Тульской области и Главархитектурой Управы г. Тулы.
Постановления Главы города Тулы от 03.03.2004 г. N 361 "О предварительном согласовании ООО "Протон-Дом-Сервис" места размещения офисного здания с магазином, предприятием общественного питания и бильярдной на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы" и от 19.05.2006 г. N 772 "О предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы, для строительства офисного здания с магазинами" приняты в рамках полномочий, установленных п. 20 ст. 14, п. 26 ст. 16, ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11, 21, 79 - 1 Устава муниципального образования г. Тула.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановления Главы города Тулы от 03.03.2004 г. N 361 "О предварительном согласовании ООО "Протон-Дом-Сервис" места размещения офисного здания с магазином, предприятием общественного питания и бильярдной на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы" и 19.05.2006 г. N 772 "О предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советской районе г. Тулы, для строительства офисного здания с магазинами" соответствуют требованиям Земельного Кодекса РФ и Положения.
Статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 названного Закона).
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
При этом отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций и не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
Принимая решение по вопросам местного значения, орган местного самоуправления в постановлении должен обосновать свою позицию ссылками на конкретные нормативные правовые акты и требования технических регламентов, чего в данном случае сделано не было.
Единственным основанием для отмены постановления Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772 послужил протокол комиссии по изучению общественного мнения жителей г. Тулы в отношении строительства Обществом офисного здания с магазинами на пересечении улиц Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы от 13.09.2006 г.
Вместе с тем, как правомерно отметил суд первой инстанции, такой вид участия граждан в решении вопросов местного значения как создание и работа комиссии по рассмотрению возражений жителей в отношении строительства объектов законодательством не предусмотрен. Таким образом, деятельность названной комиссии не может рассматриваться как законодательно установленная и обязательная процедура при решении вопроса о месте размещения объекта строительства и предоставлении земельного участка под строительство. При этом документов, регламентирующих работу данной комиссии, порядок ее формирования, полномочия характер принимаемых ею решений (рекомендательный или обязательный) Администрацией не представлено.
Само решение комиссии от 13.09.2006 г. не содержит информации о фактах нарушения законодательства, допущенном при принятии постановлений N 361 и N 772, тогда как именно нарушения законодательства могли являться правомерным основанием для отмены постановлений.
В связи с вышеизложенным не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о законности принятия оспариваемых постановлений.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, привлеченные к участию в деле граждане, которые участвовали в работе комиссии и ее заседании 13.09.2006 г., ссылались на следующие основания для отмены постановлений Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772: уменьшение придомовой территории жилых домов N 1 по ул. Лейтейзена и N 9 по ул. Сойфера; ухудшение естественного освещения жилых комнат квартир в торцевой части жилого дома N 1 по ул. Лейтейзена; ухудшение состояния жилого дома N 1; разрушение отмостки и просадка грунта придомовой территории.
Вышеназванные обстоятельства судом первой инстанции подробно исследованы, в результате чего установлено следующее.
Согласно произведенному ООО "Архстройпроект" (лицензия N ГС-1-77-01-26-0-710603 303 0-007212-1) расчету придомовой территории жилых домов N 1 по ул. Лейтейзена и N 9 по ул. Сойфера указанная территория удовлетворяет требованиям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство, Планировка и застройка городов и сельских поселений" (т. 2 л.д. 67-69).
ООО "Проектно-строительное предприятие "Стройэкспертиза" (лицензия ГС-1-71-02-26-0-7107068950-000558-1 от 05.12.2002 г.) на основании письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области N 7885 от 11.10.2006 г. произведен расчет естественного освещения жилых помещений существующего жилого здания N 1 по ул. Лейтейзена, согласно которому расчетные КЕО по всем рассматриваемым помещениям удовлетворяет установленным требованиям (т. 2 л.д. 75-87).
Из письма Государственной жилищной инспекции Тульской области N ТЕ-2254 от 19.01.2007 г. усматривается, что строительные конструкции и инженерные системы дома N 1 по ул. Лейтейзена находятся в удовлетворительном состоянии. По результатам обследования был составлен акт от 15.01.2007 г., на основании которого во 2 квартале 2007 г. МУП "Управляющая компания г. Тулы" и обслуживающая организация ОАО "Жилхоз" должны выполнить работы по ремонту отмостки здания и устройству вертикальной планировки придомовой территории (т. 3 л.д. 26).
ОАО "Жилхоз" Советского района в письме N 39-ж от 27.02.2007 г. указал, что видимых деформаций, свидетельствующих о снижении несущей способности стен, не выявлено; имеются незначительные трещины в швах между облицовочными кирпичами; общее состояние стен удовлетворительное. Для ликвидации проседания грунта и предотвращения развития деформаций основных несущих конструкций необходимо выполнить ремонт благоустройства придомовой территории (т. 3 л.д. 25).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Главы Администрации отсутствовали законные основания для принятия постановлений от 14.08.2006 г. N 1715 "О приостановке действия постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772" и от 09.10.2006 г. N 2411 "Об отмене постановления Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772", в связи с чем правомерно удовлетворил требования Общества.
В апелляционной жалобе имеется ссылка на нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу ст. 1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ ГрК РФ введен в действие 30 января 2004 года.
Согласно ст. 9 названного Закона, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие.
Поскольку постановление Главы г. Тулы N 361 принято 03.03.2004 г., то действие ГрК РФ на него не распространяется.
Представленные в суд апелляционной инстанции письма N 187 от 03.09.2007 от общественности "Детско-юношеского Центра" и руководителя управления по городу Туле ГУ МЧС России по Тульской области по своему содержанию не подтверждают какие либо факты, свидетельствующие о нарушении законодательства.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2007 г. по делу А68-7778/06-338/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2007 ПО ДЕЛУ N А68-7778/06-338/15
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2007 г. по делу N А68-7778/06-338/15
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Живчиковой Л.В.
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 20.04.2007 г. по делу N А68-7778/06-338/15 (судья Андреева Е.В.)
по заявлению ООО "Протон-Дом-Сервис"
к Администрации г. Тулы
3-е лицо: Юрищева Т.И., Худяков И.В., Редькина Е.В., Живчикова Л.В.
о признании недействительными постановлений Главы Администрации г. Тулы от 14.08.2006 г. N 1715 и от 09.10.2006 г. N 2411
при участии:
от заявителя: Кресс В.Н. директор, протокол N 2 от 05.06.06., Мирошин К.А. - доверенность от 01.11.06.
от ответчика: Глушков С.Н.- доверенность N 36 от 19.03.07.
от 3-их лиц: Живчикова Л.В.- паспорт, ее представитель Иванова И.Н.- доверенность от 20.01.07, Худяков И.В.- паспорт
установил:
ООО "Протон-Дом-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными постановлений Главы Администрации г. Тулы (далее - Администрация) от 14.08.2006 г. N 1715 и от 09.10.2006 г. N 2411.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.04.2007 требования удовлетворены.
Живчикова Л.В. обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Администрация поддержала доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 25.10.2002 г. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка, ограниченного пересечением улиц Лейтейзена и Коминтерна в городе Тула под строительство офисного здания со встроенным на первом этаже магазином и комбинатом общественного питания.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы Обществу выдано градостроительное заключение N 258 от 06.12.2002 г. о соответствии предполагаемого места для размещения объекта на земельном участке, утвержденном градостроительной документацией (т. 1 л.д. 21)
Администрация Советского района г. Тулы письмом N 1/68 от 10.01.2003 г. обратилась к Главе г. Тулы с ходатайством о предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" предполагаемого земельного участка для строительства офисного здания.
В период с 10.01.2003 г. по 23.09.2003 г. акт о выборе испрашиваемого земельного участка, был согласован Администрацией Советского района, Центром Госсанэпиднадзора в г. Туле, УГПС МЧС России Тульской области, УГИБДД УВД Тульской области и Главным управлением архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы (т. 1 л.д. 24).
26.03.2003 г. в газете "Молодой коммунар" размещена информация для населения о предполагаемом строительстве на пересечении улиц Лейтейзена и Коминтерна офисного здания с магазином, комбинатом общественного питания (т. 1 л.д. 25).
Постановлением Главы г. Тулы N 361 от 03.03.2004 г. "О предварительном согласовании ООО "Протон-Дом-Сервис" места размещения офисного здания с магазином, предприятием общественного питания и бильярдной на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы" утверждены акт о выборе земельного участка для строительства здания и проект границ земельного участка, площадью 2 097 кв. м, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна (т. 1 л.д. 11-12).
Постановлением Главы администрации г. Тулы N 772 от 19.05.2006 г. "О предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы, для строительства офисного здания с магазинами" Обществу предоставлен из земель поселения земельный участок с кадастровым N 71:30:04 01 06:0104 площадью 2097 кв. м, расположенный на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна, в аренду на три года для строительства указанных объектов (т. 1 л.д. 13-14).
В связи с жалобами жителей г. Тулы на размещение офисного здания с магазинами на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна 14.08.2006 г. Главой Администрации вынесено Постановление N 1715 "О приостановке действия постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772". Названным постановлением приостановлено действие постановления о предоставлении Обществу в аренду земельного участка, а пунктом 2 постановления предписано заместителю главы администрации города - начальнику территориального управления по Советскому району администрации г. Тулы создать комиссию по изучению сложившейся ситуации, выводы и предложения которой в месячный срок предоставить в администрацию г. Тулы.
Заседание комиссии состоялось 13.09.2006 г., по результатам которого (протокол от 13.09.2006 г. т. 1 л.д. 15-16) выяснилось, что жители близлежащих домов категорически против застройки, считая, что ухудшатся условия проживания. Представленная проектная документация согласована в установленном порядке, однако принято решение о повторном направлении проектной документации на рассмотрение в ТУ Роспотребнадзора по Тульской области. Комиссия пришла также к выводу, о необходимости при принятии решения о застройке данного участка учесть мнение жителей.
Управление Роспотребнадзора по Тульской области после повторного рассмотрения проектной документации письмом N 10356 от 26.12.2006 г. подтвердило отсутствие нарушений санитарно-эпидемиологических правил при расчете естественного освещения в жилых комнатах квартир, расположенных в торце жилого дома N 1 по ул. Лейтейзена (т. 1 л.д. 28).
Постановлением Главы администрации г. Тулы от 09.10.2006 г. N 2411 "Об отмене постановления Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772" названные постановления были отменены.
В качестве основанием для принятия названного постановления указан протокол комиссии по изучению общественного мнения жителей г. Тулы в отношении строительства Обществом офисного здания с магазинами на пересечении улиц Лейтейзена и Коминтерна в Советском районе г. Тулы от 13.09.2006 г.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и выбора земельных участков для строительства.
Обществом были выполнены все необходимые действия для получения земельного участка для строительства: подано заявление о выделении земельного участка; получено градостроительное заключение о соответствии предполагаемого места для размещения объекта на земельном участке, утвержденном градостроительной документацией; акт выбора земельного участка, был согласован Администрацией Советского района, Центром Госсанэпиднадзора в г. Туле, УГПС МЧС России Тульской области, УГИБДД УВД Тульской области и Главархитектурой Управы г. Тулы.
Статьей 32 ЗК РФ установлен общий порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, согласно которому решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленным федеральными законами.
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Положением "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы", утвержденное решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 г. N 11/180, установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы.
Согласно п. 3.7 названного Положения Главное управление архитектуры и градостроительства обеспечивает информирование населения г. Тулы о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 3.9 Положения предусмотрено, что акт о выборе земельного участка согласовывается с уполномоченными органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, органами безопасности дорожного движения и иными надзорными органами. Подписанный заявителем и ГУА и Г акт о выборе земельного участка является основанием для издания постановления Главы города Тулы о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 3.11 Положения постановление Главы города Тулы о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
После проведения проектно-изыскательских работ, установления границ земельного участка на местности и постановки его на государственный кадастровый учет, граждане или юридические лица обращаются в Управу г. Тулы с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на период строительства.
Названный порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства был соблюден.
Население проинформировано о предполагаемом строительстве в газете "Молодой коммунар", акт о выборе испрашиваемого земельного участка согласован с Администрацией Советского района, Центром Госсанэпиднадзора в г. Туле, УГПС МЧС России Тульской области, УГИБДД УВД Тульской области и Главархитектурой Управы г. Тулы.
Постановления Главы города Тулы от 03.03.2004 г. N 361 "О предварительном согласовании ООО "Протон-Дом-Сервис" места размещения офисного здания с магазином, предприятием общественного питания и бильярдной на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы" и от 19.05.2006 г. N 772 "О предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы, для строительства офисного здания с магазинами" приняты в рамках полномочий, установленных п. 20 ст. 14, п. 26 ст. 16, ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11, 21, 79 - 1 Устава муниципального образования г. Тула.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановления Главы города Тулы от 03.03.2004 г. N 361 "О предварительном согласовании ООО "Протон-Дом-Сервис" места размещения офисного здания с магазином, предприятием общественного питания и бильярдной на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы" и 19.05.2006 г. N 772 "О предоставлении ООО "Протон-Дом-Сервис" в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советской районе г. Тулы, для строительства офисного здания с магазинами" соответствуют требованиям Земельного Кодекса РФ и Положения.
Статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 названного Закона).
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
При этом отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций и не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
Принимая решение по вопросам местного значения, орган местного самоуправления в постановлении должен обосновать свою позицию ссылками на конкретные нормативные правовые акты и требования технических регламентов, чего в данном случае сделано не было.
Единственным основанием для отмены постановления Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772 послужил протокол комиссии по изучению общественного мнения жителей г. Тулы в отношении строительства Обществом офисного здания с магазинами на пересечении улиц Лейтейзена и ул. Коминтерна в Советском районе г. Тулы от 13.09.2006 г.
Вместе с тем, как правомерно отметил суд первой инстанции, такой вид участия граждан в решении вопросов местного значения как создание и работа комиссии по рассмотрению возражений жителей в отношении строительства объектов законодательством не предусмотрен. Таким образом, деятельность названной комиссии не может рассматриваться как законодательно установленная и обязательная процедура при решении вопроса о месте размещения объекта строительства и предоставлении земельного участка под строительство. При этом документов, регламентирующих работу данной комиссии, порядок ее формирования, полномочия характер принимаемых ею решений (рекомендательный или обязательный) Администрацией не представлено.
Само решение комиссии от 13.09.2006 г. не содержит информации о фактах нарушения законодательства, допущенном при принятии постановлений N 361 и N 772, тогда как именно нарушения законодательства могли являться правомерным основанием для отмены постановлений.
В связи с вышеизложенным не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о законности принятия оспариваемых постановлений.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, привлеченные к участию в деле граждане, которые участвовали в работе комиссии и ее заседании 13.09.2006 г., ссылались на следующие основания для отмены постановлений Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772: уменьшение придомовой территории жилых домов N 1 по ул. Лейтейзена и N 9 по ул. Сойфера; ухудшение естественного освещения жилых комнат квартир в торцевой части жилого дома N 1 по ул. Лейтейзена; ухудшение состояния жилого дома N 1; разрушение отмостки и просадка грунта придомовой территории.
Вышеназванные обстоятельства судом первой инстанции подробно исследованы, в результате чего установлено следующее.
Согласно произведенному ООО "Архстройпроект" (лицензия N ГС-1-77-01-26-0-710603 303 0-007212-1) расчету придомовой территории жилых домов N 1 по ул. Лейтейзена и N 9 по ул. Сойфера указанная территория удовлетворяет требованиям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство, Планировка и застройка городов и сельских поселений" (т. 2 л.д. 67-69).
ООО "Проектно-строительное предприятие "Стройэкспертиза" (лицензия ГС-1-71-02-26-0-7107068950-000558-1 от 05.12.2002 г.) на основании письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области N 7885 от 11.10.2006 г. произведен расчет естественного освещения жилых помещений существующего жилого здания N 1 по ул. Лейтейзена, согласно которому расчетные КЕО по всем рассматриваемым помещениям удовлетворяет установленным требованиям (т. 2 л.д. 75-87).
Из письма Государственной жилищной инспекции Тульской области N ТЕ-2254 от 19.01.2007 г. усматривается, что строительные конструкции и инженерные системы дома N 1 по ул. Лейтейзена находятся в удовлетворительном состоянии. По результатам обследования был составлен акт от 15.01.2007 г., на основании которого во 2 квартале 2007 г. МУП "Управляющая компания г. Тулы" и обслуживающая организация ОАО "Жилхоз" должны выполнить работы по ремонту отмостки здания и устройству вертикальной планировки придомовой территории (т. 3 л.д. 26).
ОАО "Жилхоз" Советского района в письме N 39-ж от 27.02.2007 г. указал, что видимых деформаций, свидетельствующих о снижении несущей способности стен, не выявлено; имеются незначительные трещины в швах между облицовочными кирпичами; общее состояние стен удовлетворительное. Для ликвидации проседания грунта и предотвращения развития деформаций основных несущих конструкций необходимо выполнить ремонт благоустройства придомовой территории (т. 3 л.д. 25).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Главы Администрации отсутствовали законные основания для принятия постановлений от 14.08.2006 г. N 1715 "О приостановке действия постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772" и от 09.10.2006 г. N 2411 "Об отмене постановления Главы г. Тулы от 03.03.2004 г. N 361 и постановления Главы администрации г. Тулы от 19.05.2006 г. N 772", в связи с чем правомерно удовлетворил требования Общества.
В апелляционной жалобе имеется ссылка на нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу ст. 1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ ГрК РФ введен в действие 30 января 2004 года.
Согласно ст. 9 названного Закона, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие.
Поскольку постановление Главы г. Тулы N 361 принято 03.03.2004 г., то действие ГрК РФ на него не распространяется.
Представленные в суд апелляционной инстанции письма N 187 от 03.09.2007 от общественности "Детско-юношеского Центра" и руководителя управления по городу Туле ГУ МЧС России по Тульской области по своему содержанию не подтверждают какие либо факты, свидетельствующие о нарушении законодательства.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 20 апреля 2007 г. по делу А68-7778/06-338/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)