Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2013 по делу N А07-2578/2013 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Мое окно" Валиуллин Р.К. (доверенность от 26.07.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Мое окно" (далее - ООО "Мое окно", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо):
- о признании решения администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, изложенного в письме 24022 от 12.10.2012 в ответ на письмо - повторное обращение ООО "Мое окно" вх. N 01-02-35793/11 от 14.09.2012, об отказе ООО "Мое окно" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, площадью 28 663,22 кв. м, незаконным.
- об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:136, площадью 28657+/-59 кв. м в аренду ООО "Мое окно" под строительство торгового центра.
Определением от 14.03.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2013 (резолютивная часть решения оглашена 22.05.2013) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным как не соответствующий статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду ООО "Мое окно" земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 24022 от 12.10.2012, и обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Мое окно" земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, и в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ООО "Мое окно" проект договора аренды данного земельного участка.
В апелляционной жалобе (учетом дополнений) Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Полагает, что оснований для предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 не имеется, так как общество обращалось в орган местного самоуправления за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, и отказ обществом получен в отношении указанного участка, тогда как данный земельный участок в настоящее время аннулирован в связи с истечением 2-летнего срока его постановки на кадастровый учет как временного. Оснований для предоставления аннулированного земельного участка не имеется, ввиду чего действия Администрации не противоречат действующему законодательству. С заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 общество в орган местного самоуправления не обращалось. Вывод суда о наличии оснований для предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 в связи с тем, что обществом произведены все организационно-правовые мероприятия, необходимые для предоставления земельного участка в аренду под строительство, противоречат установленной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации процедуре предоставления земельных участков из земель публичной собственности, поскольку установленные данной нормой процедуры в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 не проводились, в том числе отсутствует публикация о планируемом предоставлении земельного участка, ввиду чего предоставление обществу данного участка будет означать его предоставление вне процедуры торгов.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя общества "Мое окно" и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возразил по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявителю на основании договора аренды N 208-09 от 03.03.2009 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:83, площадью 18 965 кв. м (т. 1 л.д. 13).
В связи с необходимостью проектирования и строительства торгового комплекса площадью 25000-30000 кв. м с прилегающей автостоянкой, заявитель обратился в адрес заинтересованного лица письмами N 11 и N 12 от 10.08.2011 о присоединении к арендуемому участку соседнего земельного участка площадью ориентировочно 1Га на основании ст. 30, п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 26, 27).
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заявителю было выдано градостроительное заключение по условиям размещения объекта N ГЗ-2936/Ю от 04.10.2010 г., в соответствии с которым земельный участок на испрашиваемой территории, площадью 28 6630,22 кв. м с кадастровым номером 02:55:050230 входит в состав территориальной зоны ДО-2 для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки (т. 1 л.д. 28, 36).
Заявителем указанное градостроительное заключение представлено на рассмотрение Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которой 21.12.2010 разрешено увеличение площади и изменение целевого назначения земельного участка (т. 1 л.д. 37).
Письмом N 01 от 13.01.2011 заявитель обратился в адрес заинтересованного лица с просьбой о переоформлении договора аренды на вышеуказанный земельный участок, произведя разграничение участка, межевание, поставило земельный участок на кадастровый учет 26.08.2011, подготовив земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230 к предоставлению его в аренду.
Письмом от 14.09.2011 заявитель обратился в адрес заинтересованного лица с просьбой о предоставлении земельного участка 02:55:050230:128 в аренду (т. 1 л.д. 59).
Не получив в установленный срок ответа, заявитель повторно, письмом N 32 от 03.10.2011 г. обратился в адрес заинтересованного лица (т. 1 л.д. 60).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом N 7-9690/Ю от 18.10.2011 г. сообщило заявителю, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду ООО "Стандарт АМ" на основании решения Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.09.2011 г., которым ранее принятое решение комиссии по застройке г. Уфы от 21.12.2010 г. по обращению ООО "Мое окно" отменить в связи с отсутствием действий по переоформлению прав пользования земельным участком (т. 1 л.д. 62).
Заявителем 26.12.2011 подано заявление об участии в торгах на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128, площадью 28 663,22 кв. м, аналогичный земельному участку, ранее испрашиваемому заявителем - 02:55:050230:83 площадью 18965 кв. м.
Согласно отчету МУП "Центр недвижимости" городского округа город Уфа Республики Башкортостан по результатам публикации информационного сообщения о проведении торгов каких-либо заявлений и предложений от юридических и физических лиц не поступило (т. 1 л.д. 66).
Письмом N 01-02-12668/13 от 10.05.2012 заинтересованное лицо сообщило о намерении предоставить спорный земельный участок заявителю и об отмене незаконных решений Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.09.2011, 10.04.2012 (т. 1 л.д. 82)
На основании данных документов на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:136 площадью 28657+/-59 кв. м (т. 1 л.д. 83).
Заинтересованное лицо письмом N 24022 от 12.10.2012 сообщило заявителю, что заявителю необходимо отдельно сформировать дополнительный земельный участок и провести кадастровые работы, поставить земельный участок на кадастровый учет, после чего при соблюдении требований о публикации информации о предоставлении земельного участка Управление по земельным ресурсам рассмотрит возможность предоставления указанного земельного участка.
Полагая, что данным письмом Администрация отказывает обществу в предоставлении земельного участка в аренду под строительство, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что обществом произведены все организационно-правовые мероприятия, необходимые для предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 в аренду для целей строительства, земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 равнозначен земельному участку с кадастровым номером 02:55:050230:136, образован в тех же границах и в той же конфигурации, тогда как земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 снят с кадастрового учета в связи с истечением срока его постановки на кадастровый учет как временного.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов настоящего дела следует и не оспаривается сторонами, что общество испрашивало земельный участок в аренду под строительство.
Из содержания нормы ст. 31 ЗК РФ следует, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что общество являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83 площадью 18965 кв. м, предоставленного для проектирования и строительства производственной базы (т. 1 л.д. 13).
На основании заявления общества от 10.08.2010 (т. 1 л.д. 26) была начата процедура предоставления дополнительного земельного участка для целей строительства.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:83, ранее предоставленный обществу для строительства, преобразован в земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 26.08.2011 (т. 1 л.д. 55).
Обществу было выдано градостроительное заключение от 04.10.2010 (т. 1 л.д. 1 л.д. 28), Центром гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан выдано заключение на возможность размещения предполагаемого объекта (т. 1 л.д. 32).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 поставлен на кадастровый учет (т. 1 л.д. 55).
В порядке п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) информация о предполагаемом размещении земельного участка была размещена в газете "Вечерняя Уфа" N 249 от 29.12.2011 (т. 1 л.д. 66-67).
Комиссией по землепользованию и застройке городского округа город Уфа принято положительное решение о предоставлении земельного участка обществу для размещения торгового центра (т. 1 л.д. 38).
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что обществом выполнен весь объем организационно-правовых мероприятий, необходимых в соответствии со ст. 30 - 32 ЗК РФ, для предоставления земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, по существу процедура предоставления земельного участка в аренду под строительство, регламентированная нормами ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ, была завершена, в том числе лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком - орган местного самоуправления в лице комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа - выразило свою волю на предоставление земельного участка конкретному лицу в порядке процедуры выбора земельного участка, приняв об этом соответствующее решение (протокол заседания комиссии от 21.12.2010, т. 1 л.д. 37).
Факт последующей отмены состоявшегося решения комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа на основании протокола заседания комиссии от 27.09.2011 (т. 1 л.д. 57-58) не отменяет права общества на предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128.
Из протокола заседания комиссии от 27.09.2011 (т. 1 л.д. 57-58) следует, что комиссией принято решение о предоставлении земельного участка обществу "Стандарт АМ".
Между тем согласно отчету муниципального унитарного предприятия "Центр недвижимости" по результатам публикации информационного сообщения по обращению ООО "Мое окно" (т. 1 л.д. 66), в течение установленного в публикации срока иных заявлений или предложений в отношении данного земельного участка не поступало.
Иных доказательств наличия правопритязаний общества "Стандарт АМ" на спорный земельный участок в материалы настоящего дела не представлено.
Более того, из переписки заявителя и заинтересованного лица (т. 1 л.д. 27, 60) и обстоятельства преобразования ранее арендованного обществом земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83 в земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 следует, что спорный земельный участок испрашивался обществом дополнительно к ранее арендуемому для целей строительства земельному участку с кадастровым номером 02:55:050230:83 в связи с необходимостью строительства торгового центра с автостоянкой и в силу недостаточности ранее арендуемого земельного участка, что, по мнению апелляционного суда, также исключает экономическую и правовую заинтересованность иных лиц в предоставлении обществу земельного участка в дополнение к уже фактически используемому им.
Таким образом, оснований полагать, что спорный земельный участок подлежал предоставлению в порядке торгов в силу наличия двух конкурирующих заявок, у суда не имеется.
Более того, решение комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа, принятое протоколом от 27.09.2011, отменено протоколом той же комиссии от 02.05.2012 (т. 1 л.д. 80).
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии у общества "Мое окно" права на предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 в аренду для целей строительства.
Однако, как следует из материалов настоящего дела, надлежащему оформлению арендных отношений препятствует то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 снят с кадастрового учета (сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.03.2012, т. 1 л.д. 77).
В силу требований ст. 7, 16 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" объектом договора аренды может быть земельный участок, надлежащим образом поставленный на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:136 площадью 28657 кв. м. При этом из кадастрового паспорта земельного участка (т. 1 л.д. 83) следует, что границы, площадь и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 соответствуют аналогичным характеристикам земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 (т. 1 л.д. 55)
Из кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 и с кадастровым номером 02:55:050230:136 следует, что они образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83.
Из межевого плана (т. 1 л.д. 39) следует образование из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83 земельного участка в кадастровом квартале 02:55:050230. При этом описание и конфигурация земельного участка соответствует аналогичным характеристикам как земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, так и земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, что следует из сопоставления графических частей кадастровых паспортов.
Из ст. 7 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что к числу уникальных характеристик объекта недвижимости относится, среди прочего, описание местоположения границ земельного участка, и площадь, определенная в соответствии со ст. 37 - 39 Закона, то есть по результатам межевания.
Из вышеперечисленных документов следует, что уникальные характеристики земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 тождественны уникальным характеристикам земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:55:050230:128.
При этом, кадастровый номер является лишь формальным средством индивидуализации земельного участка, и с учетом требований Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров норм, утв. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2011 N 144, не может являться повторяющимся.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Данная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 16975/07 и от 13.09.2011 N 3413/11.
Результаты постановки на кадастровый учет ни земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, ни земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 не оспорены, не признаны недействительными, а сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:050230:83 аннулированы из государственного кадастра недвижимости в связи с образованием из него иного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку органом местного самоуправления по существу было принято решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, а данный земельный участок тождественен земельному участку с кадастровым номером 02:55:050230:136, оснований для отказа в его предоставлении обществу не имеется.
Изложенные выше основания тождественности земельных участков позволяют отклонить доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 повлечет нарушение предусмотренной ст. ст. 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка, поскольку, как следует из вышеизложенных выводов суда, данная процедура по существу была завершена, более того, иные претенденты на данный участок не установлены.
Сам по себе факт изменения кадастрового номера земельного участка при сохранении иных его характеристик как объекта недвижимости не свидетельствует о необходимости осуществления данной процедуры заново.
Апелляционный суд также считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Между тем в рассматриваемом случае из представленных в материалы дела доказательств (сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.03.2012, т. 1 л.д. 77) следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 был снят с кадастрового учета по заявлению представителя Администрации городского округа г. Уфа Ибрагимова Р.С.
Таким образом, аннулирование сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости явилось следствием волеизъявления заинтересованного лица.
При этом на дату обращения представителя Администрации в орган кадастрового учета (10.01.2012 - т. 1 л.д. 78) оснований для аннулирования сведений о данном участке как о временном не имелось в силу того, что 2-летний срок постановки временного земельного участка на кадастровый учет не истек (т. 1 л.д. 55).
Таким образом, утверждения подателя апелляционной жалобы о снятии данного земельного участка с кадастрового учета как временного не соответствуют обстоятельствам дела.
Применительно к правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 6200/10 от 20.10.2010, после начала процедуры предоставления земельного участка в аренду под строительство этот участок не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли.
В силу изложенного, учитывая, что земельный участок был снят с кадастрового учета по обстоятельствам, не зависящим от общества, ссылки Администрации в обоснование возражений на заявленные требования на прекращение существования земельного участка являются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2013 по делу N А07-2578/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 N 18АП-7271/2013 ПО ДЕЛУ N А07-2578/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. N 18АП-7271/2013
Дело N А07-2578/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2013 по делу N А07-2578/2013 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Мое окно" Валиуллин Р.К. (доверенность от 26.07.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Мое окно" (далее - ООО "Мое окно", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо):
- о признании решения администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, изложенного в письме 24022 от 12.10.2012 в ответ на письмо - повторное обращение ООО "Мое окно" вх. N 01-02-35793/11 от 14.09.2012, об отказе ООО "Мое окно" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, площадью 28 663,22 кв. м, незаконным.
- об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:136, площадью 28657+/-59 кв. м в аренду ООО "Мое окно" под строительство торгового центра.
Определением от 14.03.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2013 (резолютивная часть решения оглашена 22.05.2013) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным как не соответствующий статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду ООО "Мое окно" земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 24022 от 12.10.2012, и обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Мое окно" земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, и в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ООО "Мое окно" проект договора аренды данного земельного участка.
В апелляционной жалобе (учетом дополнений) Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Полагает, что оснований для предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 не имеется, так как общество обращалось в орган местного самоуправления за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, и отказ обществом получен в отношении указанного участка, тогда как данный земельный участок в настоящее время аннулирован в связи с истечением 2-летнего срока его постановки на кадастровый учет как временного. Оснований для предоставления аннулированного земельного участка не имеется, ввиду чего действия Администрации не противоречат действующему законодательству. С заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 общество в орган местного самоуправления не обращалось. Вывод суда о наличии оснований для предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 в связи с тем, что обществом произведены все организационно-правовые мероприятия, необходимые для предоставления земельного участка в аренду под строительство, противоречат установленной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации процедуре предоставления земельных участков из земель публичной собственности, поскольку установленные данной нормой процедуры в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 не проводились, в том числе отсутствует публикация о планируемом предоставлении земельного участка, ввиду чего предоставление обществу данного участка будет означать его предоставление вне процедуры торгов.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя общества "Мое окно" и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возразил по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявителю на основании договора аренды N 208-09 от 03.03.2009 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:83, площадью 18 965 кв. м (т. 1 л.д. 13).
В связи с необходимостью проектирования и строительства торгового комплекса площадью 25000-30000 кв. м с прилегающей автостоянкой, заявитель обратился в адрес заинтересованного лица письмами N 11 и N 12 от 10.08.2011 о присоединении к арендуемому участку соседнего земельного участка площадью ориентировочно 1Га на основании ст. 30, п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 26, 27).
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заявителю было выдано градостроительное заключение по условиям размещения объекта N ГЗ-2936/Ю от 04.10.2010 г., в соответствии с которым земельный участок на испрашиваемой территории, площадью 28 6630,22 кв. м с кадастровым номером 02:55:050230 входит в состав территориальной зоны ДО-2 для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки (т. 1 л.д. 28, 36).
Заявителем указанное градостроительное заключение представлено на рассмотрение Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которой 21.12.2010 разрешено увеличение площади и изменение целевого назначения земельного участка (т. 1 л.д. 37).
Письмом N 01 от 13.01.2011 заявитель обратился в адрес заинтересованного лица с просьбой о переоформлении договора аренды на вышеуказанный земельный участок, произведя разграничение участка, межевание, поставило земельный участок на кадастровый учет 26.08.2011, подготовив земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230 к предоставлению его в аренду.
Письмом от 14.09.2011 заявитель обратился в адрес заинтересованного лица с просьбой о предоставлении земельного участка 02:55:050230:128 в аренду (т. 1 л.д. 59).
Не получив в установленный срок ответа, заявитель повторно, письмом N 32 от 03.10.2011 г. обратился в адрес заинтересованного лица (т. 1 л.д. 60).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом N 7-9690/Ю от 18.10.2011 г. сообщило заявителю, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду ООО "Стандарт АМ" на основании решения Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.09.2011 г., которым ранее принятое решение комиссии по застройке г. Уфы от 21.12.2010 г. по обращению ООО "Мое окно" отменить в связи с отсутствием действий по переоформлению прав пользования земельным участком (т. 1 л.д. 62).
Заявителем 26.12.2011 подано заявление об участии в торгах на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128, площадью 28 663,22 кв. м, аналогичный земельному участку, ранее испрашиваемому заявителем - 02:55:050230:83 площадью 18965 кв. м.
Согласно отчету МУП "Центр недвижимости" городского округа город Уфа Республики Башкортостан по результатам публикации информационного сообщения о проведении торгов каких-либо заявлений и предложений от юридических и физических лиц не поступило (т. 1 л.д. 66).
Письмом N 01-02-12668/13 от 10.05.2012 заинтересованное лицо сообщило о намерении предоставить спорный земельный участок заявителю и об отмене незаконных решений Комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.09.2011, 10.04.2012 (т. 1 л.д. 82)
На основании данных документов на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:136 площадью 28657+/-59 кв. м (т. 1 л.д. 83).
Заинтересованное лицо письмом N 24022 от 12.10.2012 сообщило заявителю, что заявителю необходимо отдельно сформировать дополнительный земельный участок и провести кадастровые работы, поставить земельный участок на кадастровый учет, после чего при соблюдении требований о публикации информации о предоставлении земельного участка Управление по земельным ресурсам рассмотрит возможность предоставления указанного земельного участка.
Полагая, что данным письмом Администрация отказывает обществу в предоставлении земельного участка в аренду под строительство, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что обществом произведены все организационно-правовые мероприятия, необходимые для предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 в аренду для целей строительства, земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 равнозначен земельному участку с кадастровым номером 02:55:050230:136, образован в тех же границах и в той же конфигурации, тогда как земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 снят с кадастрового учета в связи с истечением срока его постановки на кадастровый учет как временного.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов настоящего дела следует и не оспаривается сторонами, что общество испрашивало земельный участок в аренду под строительство.
Из содержания нормы ст. 31 ЗК РФ следует, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что общество являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83 площадью 18965 кв. м, предоставленного для проектирования и строительства производственной базы (т. 1 л.д. 13).
На основании заявления общества от 10.08.2010 (т. 1 л.д. 26) была начата процедура предоставления дополнительного земельного участка для целей строительства.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:83, ранее предоставленный обществу для строительства, преобразован в земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 26.08.2011 (т. 1 л.д. 55).
Обществу было выдано градостроительное заключение от 04.10.2010 (т. 1 л.д. 1 л.д. 28), Центром гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан выдано заключение на возможность размещения предполагаемого объекта (т. 1 л.д. 32).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 поставлен на кадастровый учет (т. 1 л.д. 55).
В порядке п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) информация о предполагаемом размещении земельного участка была размещена в газете "Вечерняя Уфа" N 249 от 29.12.2011 (т. 1 л.д. 66-67).
Комиссией по землепользованию и застройке городского округа город Уфа принято положительное решение о предоставлении земельного участка обществу для размещения торгового центра (т. 1 л.д. 38).
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что обществом выполнен весь объем организационно-правовых мероприятий, необходимых в соответствии со ст. 30 - 32 ЗК РФ, для предоставления земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, по существу процедура предоставления земельного участка в аренду под строительство, регламентированная нормами ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ, была завершена, в том числе лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком - орган местного самоуправления в лице комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа - выразило свою волю на предоставление земельного участка конкретному лицу в порядке процедуры выбора земельного участка, приняв об этом соответствующее решение (протокол заседания комиссии от 21.12.2010, т. 1 л.д. 37).
Факт последующей отмены состоявшегося решения комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа на основании протокола заседания комиссии от 27.09.2011 (т. 1 л.д. 57-58) не отменяет права общества на предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128.
Из протокола заседания комиссии от 27.09.2011 (т. 1 л.д. 57-58) следует, что комиссией принято решение о предоставлении земельного участка обществу "Стандарт АМ".
Между тем согласно отчету муниципального унитарного предприятия "Центр недвижимости" по результатам публикации информационного сообщения по обращению ООО "Мое окно" (т. 1 л.д. 66), в течение установленного в публикации срока иных заявлений или предложений в отношении данного земельного участка не поступало.
Иных доказательств наличия правопритязаний общества "Стандарт АМ" на спорный земельный участок в материалы настоящего дела не представлено.
Более того, из переписки заявителя и заинтересованного лица (т. 1 л.д. 27, 60) и обстоятельства преобразования ранее арендованного обществом земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83 в земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 следует, что спорный земельный участок испрашивался обществом дополнительно к ранее арендуемому для целей строительства земельному участку с кадастровым номером 02:55:050230:83 в связи с необходимостью строительства торгового центра с автостоянкой и в силу недостаточности ранее арендуемого земельного участка, что, по мнению апелляционного суда, также исключает экономическую и правовую заинтересованность иных лиц в предоставлении обществу земельного участка в дополнение к уже фактически используемому им.
Таким образом, оснований полагать, что спорный земельный участок подлежал предоставлению в порядке торгов в силу наличия двух конкурирующих заявок, у суда не имеется.
Более того, решение комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа, принятое протоколом от 27.09.2011, отменено протоколом той же комиссии от 02.05.2012 (т. 1 л.д. 80).
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии у общества "Мое окно" права на предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 в аренду для целей строительства.
Однако, как следует из материалов настоящего дела, надлежащему оформлению арендных отношений препятствует то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 снят с кадастрового учета (сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.03.2012, т. 1 л.д. 77).
В силу требований ст. 7, 16 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" объектом договора аренды может быть земельный участок, надлежащим образом поставленный на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:136 площадью 28657 кв. м. При этом из кадастрового паспорта земельного участка (т. 1 л.д. 83) следует, что границы, площадь и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 соответствуют аналогичным характеристикам земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 (т. 1 л.д. 55)
Из кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128 и с кадастровым номером 02:55:050230:136 следует, что они образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83.
Из межевого плана (т. 1 л.д. 39) следует образование из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:83 земельного участка в кадастровом квартале 02:55:050230. При этом описание и конфигурация земельного участка соответствует аналогичным характеристикам как земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, так и земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136, что следует из сопоставления графических частей кадастровых паспортов.
Из ст. 7 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что к числу уникальных характеристик объекта недвижимости относится, среди прочего, описание местоположения границ земельного участка, и площадь, определенная в соответствии со ст. 37 - 39 Закона, то есть по результатам межевания.
Из вышеперечисленных документов следует, что уникальные характеристики земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 тождественны уникальным характеристикам земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:55:050230:128.
При этом, кадастровый номер является лишь формальным средством индивидуализации земельного участка, и с учетом требований Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров норм, утв. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2011 N 144, не может являться повторяющимся.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Данная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 16975/07 и от 13.09.2011 N 3413/11.
Результаты постановки на кадастровый учет ни земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, ни земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 не оспорены, не признаны недействительными, а сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:050230:83 аннулированы из государственного кадастра недвижимости в связи с образованием из него иного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку органом местного самоуправления по существу было принято решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:128, а данный земельный участок тождественен земельному участку с кадастровым номером 02:55:050230:136, оснований для отказа в его предоставлении обществу не имеется.
Изложенные выше основания тождественности земельных участков позволяют отклонить доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050230:136 повлечет нарушение предусмотренной ст. ст. 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка, поскольку, как следует из вышеизложенных выводов суда, данная процедура по существу была завершена, более того, иные претенденты на данный участок не установлены.
Сам по себе факт изменения кадастрового номера земельного участка при сохранении иных его характеристик как объекта недвижимости не свидетельствует о необходимости осуществления данной процедуры заново.
Апелляционный суд также считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Между тем в рассматриваемом случае из представленных в материалы дела доказательств (сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.03.2012, т. 1 л.д. 77) следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050230:128 был снят с кадастрового учета по заявлению представителя Администрации городского округа г. Уфа Ибрагимова Р.С.
Таким образом, аннулирование сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости явилось следствием волеизъявления заинтересованного лица.
При этом на дату обращения представителя Администрации в орган кадастрового учета (10.01.2012 - т. 1 л.д. 78) оснований для аннулирования сведений о данном участке как о временном не имелось в силу того, что 2-летний срок постановки временного земельного участка на кадастровый учет не истек (т. 1 л.д. 55).
Таким образом, утверждения подателя апелляционной жалобы о снятии данного земельного участка с кадастрового учета как временного не соответствуют обстоятельствам дела.
Применительно к правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 6200/10 от 20.10.2010, после начала процедуры предоставления земельного участка в аренду под строительство этот участок не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли.
В силу изложенного, учитывая, что земельный участок был снят с кадастрового учета по обстоятельствам, не зависящим от общества, ссылки Администрации в обоснование возражений на заявленные требования на прекращение существования земельного участка являются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2013 по делу N А07-2578/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)