Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N А19-11340/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N А19-11340/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Иркутской области:
- от ООО "Аспект-Сервис": Самбур Наталия Валерьевна, доверенность от 23 октября 2012 года;
- от Администрации: Климов Иван Владимирович, доверенность от 4 октября 2012 года N 059-72-839/12;
- с участием судьи Арбитражного суда Иркутской области, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Кулика Е.Н., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Сыроватской Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аспект-Сервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2012 года по делу N А19-11340/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аспект-Сервис" (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Октябрьской Революции, д. 5; ОГРН 1083808012034, ИНН 3808183343) к Администрации г. Иркутска (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14; ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка,
(суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.),
и

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аспект-Сервис" (далее - ООО "Аспект-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 58 и 100), к Администрации города Иркутска (далее - Администрация) о признании незаконным выраженного в письме от 19 апреля 2012 года N 505-70-7443/12 отказа в изменении вида разрешенного использования расположенных по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Шмидта, 16, объекта капитального строительства - жилого дома (общая площадь 58,7 кв. м, кадастровый номер 38:36:000033:2272:25:401:001:010019460) с "жилой дом" на другой вид разрешенного использования "многоквартирные дома с подземной автостоянкой" и земельного участка с кадастровым номером 38:36:000033:2272, площадью 1 550 кв. м, с "под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями" на другой вид разрешенного использования - "многоквартирные дома с подземной автостоянкой", обязании Администрации изменить вид разрешенного использования указанных объекта капитального строительства и земельного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации не имелось правовых оснований для принятия положительного решения об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, Общество указывает на то, что судом первой инстанции не принят во внимание его довод о том, что при вынесении отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства были незаконно использованы материалы публичных слушаний, проведенных в 2011 году, что противоречит Постановлению мэра г. Иркутска от 24.07.2007 N 031-06-1365/7, которое регламентирует порядок и сроки проведения публичных слушаний. Судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что результаты публичных слушаний, проведенных в 2011 году, могут затрагивать интересы третьих лиц, поскольку мог смениться правообладатель земельного участка, который в установленном порядке имеет право принимать участие в публичных слушаниях. Из представленного Администрацией протокола публичных слушаний от 10 февраля 2011 года невозможно установить личности участников и наличие оснований их участия (регистрация по месту жительства, правообладание смежными земельными участками). Представленные Администрацией рекомендации от 30 марта 2012 года, имеющие ссылку на результат публичных слушаний содержат недостоверные сведения, поскольку публичные слушания в 2012 году, после подачи Обществом заявления от 6 февраля 2012 года, не проводились.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, на ситуационной схеме и выкопировке из Генерального плана земельный участок нанесен безотносительно принадлежащих ему координат кадастрового учета. Таким образом, из данных документов невозможно идентифицировать земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:2272, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Шмидта, 16. Аналогичным способом нанесены и красные линии. Поскольку красные линии - это линии, обозначающие существующие или планируемые границы территорий общего пользования, то указанные территории также должны быть подвергнуты кадастровому учету с определением соответствующих координат границ. Только наличие указанных сведений позволит определить нахождение спорного земельного участка на уже сформированном земельном участке. Кроме того, судом первой инстанции ошибочно и необоснованно установлено, что имеющаяся в материалах дела выкопировка является выкопировкой из Генерального плана г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390583/7. Тем самым, суд первой инстанции не установил источник представленных Администрацией доказательств, следовательно, ошибочно признал их допустимыми доказательствами.
Общество считает также, что суд первой инстанции при рассмотрении спора не применил пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которому в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, решение принимается без проведения публичных слушаний, при условии, что такой вид разрешенного использования не противоречит его целевому назначению. Согласно кадастровой выписке спорный участок относится к категории "земли населенных пунктов", испрашиваемое разрешенное использование (многоквартирные дома с подземной автостоянкой) подпадает под признаки жилищного строительства и не противоречит целевому назначению "земли населенных пунктов". Таким образом, по мнению ООО "Аспект-Сервис", отказ Администрации в любом случае не может основываться на результатах публичных слушаний.
В отзыве от 27 февраля 2013 года на апелляционную жалобу Администрация выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Во исполнение определений Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 января и 7 февраля 2013 года Администрацией (с нарушением установленных судом апелляционной инстанции сроков, за что на нее наложен судебный штраф) представлены подлинники протокола публичных слушаний от 10 февраля 2011 года (т. 3, л.д. 31-32) и списка зарегистрированных участников публичный слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (т. 3, л.д. 33), подлинник рекомендаций Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки г. Иркутска от 1 апреля 2011 года (т. 3, л.д. 47), копия протокола заседания комиссии от 1 апреля 2011 года по подготовке правил землепользования и застройки г. Иркутска по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (т. 3, л.д. 35-44), оригиналы и копии выпусков газеты "Иркутск Официальный" (т. 3, л.д. 45, 48-100).
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации указанные доказательства приобщены к материалам дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей ООО "Аспект-Сервис" и Администрации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Аспект-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 12 сентября 2008 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1083808012034 (т. 1, л.д. 4).
Согласно пункту 2.2 Устава ООО "Аспект-Сервис" одним из основных основными видов осуществляемой Обществом деятельности является покупка и продажа собственных нежилых зданий, помещений и земельных участков, а также сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества (т. 1, л.д. 5-15).
20 октября 2008 года Обществом по договору купли-продажи был приобретен объект недвижимости: земельный участок, площадью 1550 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000033:2272, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Шмидта, 16 (т. 1, л.д. 31).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 7 ноября 2008 года N 38 АГ 902821 Обществу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:2272, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, общая площадь 1550 кв. м, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Шмидта, д. 16, и расположенный на данном земельном участке объект капитального строительства - жилой дом общей площадью 58,7 кв. м, кадастровый номер 38:36:000033:2272:25:401:001:010019460 (т. 1, л.д. 30).
6 февраля 2012 года ООО "Аспект-Сервис" обратилось в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации города Иркутска с заявлением (вход. N 943-51-373/12) об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства - жилой дом (общая площадь 55,7 кв. м инв. N 25:401:001:010019460) и земельного участка с кадастровым номером 38:36:000033:2272, площадью 1550 кв. м, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Шмидта, д. 16, разрешенное использование - под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, на другой вид разрешенного использования - многоквартирные дома с подземной автостоянкой (т. 1, л.д. 114, т. 2, л.д. 31 и 89).
30 марта 2012 года Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки города Иркутска подготовлены рекомендации по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000033:2272, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, ул. Шмидта, д. 16, с "под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями" на другой вид разрешенного пользования - "многоквартирные дома с подземной автостоянкой" и объекта капитального строительства (жилой дом), расположенного на данном земельном участке, на другой вид разрешенного использования - "многоквартирные дома с подземной автостоянкой".
Названным документом Комиссия, исходя из результатов публичных слушаний, рекомендовала отказать ООО "Аспект-Сервис" в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000033:2272, расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Шмидта, 16 (т. 1, л.д. 113 и 122).
Письмом Администрации от 19 апреля 2012 года N 505-70-7443/12 Обществу отказано в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Шмидта, д. 16 (т. 1, л.д. 39, 50 и 112).
Считая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ООО "Аспект-Сервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обзеством требования ввиду следующего.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным и т.д. (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- 1) основные виды разрешенного использования;
- 2) условно разрешенные виды использования;
- 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 28 Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В пункте 2.1 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О указано, что будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5).
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В городе Иркутске действует Порядок изменения разрешенного использования земельных участков на территории города Иркутска, утвержденный постановлением мэра г. Иркутска от 24.07.2007 N 031-06-1365/7 (далее - Порядок N 031-06-1365/7).
Согласно пункту 1 Порядка N 031-06-1365/7 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска с учетом результатов публичных слушаний.
Граждане или юридические лица, заинтересованные в изменении разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства с учетом результатов публичных слушаний, обращаются в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства с приложением соответствующих документов, в том числе:
- - подтверждающих право на земельный участок (государственный акт на право пользования земельным участком, договор аренды земельного участка, зарегистрированный в установленном законодательством порядке, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, решение исполнительного органа власти, постановление главы городского самоуправления г. Иркутска об отводе (предоставлении) земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности и др.);
- - подтверждающих произведенную государственную регистрацию права на здание, строение, сооружение, индивидуальный жилой дом и (или) капитальный гараж, либо иного документа, подтверждающего возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества;
- - подтверждающих размер площади здания, строения, сооружения.
Изменение разрешенного использования земельного участка производится на основании распоряжения председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска по согласованию с Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска (пункт 3 Порядка N 031-06-1365/7).
Публичные слушания организуются и проводятся комиссией по землепользованию и застройке г. Иркутска в соответствии с решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 N 004-20-160180/5 "О публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в г. Иркутске" и постановлением мэра г. Иркутска от 15.08.2005 N 031-06-1401/5 "О комиссии по землепользованию и застройке г. Иркутска".
Как следует из содержания письма Администрации от 19 апреля 2012 года N 505-70-7443/12, основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка послужили рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки г. Иркутска и результаты публичных слушаний (т. 1, л.д. 39, 50 и 112).
В свою очередь, в рекомендациях комиссии по подготовке правил землепользования и застройки г. Иркутска от 30 марта 2012 года указано, что по заявлению Общества были организованы и проведены публичные слушания. По итогам (результатам) публичных слушаний комиссия рекомендует отказать в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства (жилого дома) и земельного участка.
Из материалов дела следует, что 10 февраля 2011 года были проведены публичные слушания по ранее поданному ООО "Аспект-Сервис" заявлению об изменении вида разрешенного использования тех же самых объекта капитального строительства и земельного участка, в ходе которых поступили возражения смежных землепользователей относительно возможности изменения вида разрешенного спорного земельного участка.
Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимся в материалах дела подлинником протокола публичных слушаний по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Шмидта, д. 16, и объекта капитального строительства, на другой вид разрешенного использования (т. 3, л.д. 31-33).
Приведенные выше нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.
Следовательно, результаты проведенных 10 февраля 2011 года публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства обоснованно приняты Администрацией во внимание.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что фактически публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства 10 февраля 2011 года не проводились, рассмотрен, но подлежит отклонению.
Согласно пунктам 6.10 и 6.11 Положения о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 N 004-20-160180/5, при проведении публичных слушаний ведется протокол. В протоколе публичных слушаний отражаются дата и место проведения публичных слушаний, количество участников публичных слушаний, вопросы, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, последовательность проведения публичных слушаний, фамилия, имя, отчество докладчика, краткое содержание доклада, фамилии, имена отчества выступающих участников публичных слушаний, краткое содержание выступления участников публичных слушаний, предложения и замечания участников публичных слушаний и иные обстоятельства, имеющие существенное значение для составления объективного заключения о результатах публичных слушаний. Обязательным приложением к протоколу публичных слушаний является список всех зарегистрированных участников публичных слушаний, а также замечания и предложения участников публичных слушаний, представленные в письменной форме.
Таким образом, исходя из положений статьи 68 АПК Российской Федерации, в подтверждение результатов публичных слушаний Администрация обязана представить в материалы дела протокол публичных слушаний.
Как отмечалось выше, во исполнение определений суда апелляционной инстанции в материалы дела представлен подлинник протокола публичных слушаний от 10 февраля 2011 года.
Данный документ содержит указание на дату и место проведения публичных слушаний, количество участников, вопросы, подлежащие обсуждению, сведения о выступающих и содержание выступлений, что согласуется с требованиями пункта 6.11 Положения о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 N 004-20-160180/5.
К протоколу приложен список всех зарегистрированных участников публичных слушаний. Представитель ООО "Аспект-Сервис" Самбур Н.В. принимала участие в публичных слушаниях, при этом каких либо замечаний относительно процедуры проведения публичных слушаний, полноты и правильности сведений, содержащихся в протоколе, не заявила.
Учитывая данное обстоятельство, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание объяснения Самбур Н.В. о недостоверности отраженных в протоколе сведений. При этом на допросе в качестве свидетеля должностного лица Администрации, составившего и подписавшего протокол публичных слушаний от 10 февраля 2011 года (Антоновой Е.В.), представитель Общества не настаивала.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" позволяет изменить вид разрешенного использования (на жилищное строительство) без проведения публичных слушаний, является ошибочным.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний.
Из буквального толкования приведенной нормы права не следует, что при изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, не требуется проведение публичных слушаний.
Подобное толкование было бы возможно, если бы рассматриваемая норма была изложена в следующей редакции: "до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство".
Однако в действующей редакции слова "с учетом публичных слушаний" находятся не перед нормой-исключением из общего правила, а после нее. Следовательно, норма-исключение ("за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство") относится не к правилу об учете публичных слушаний, а к правилу о принятии решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования главой местной администрации.
В частности, Порядок N 031-06-1365/7 допускает принятие такого решения не мэром г. Иркутска, а председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Шмидта, д. 16, частично расположен за границами красных линий, а также в зоне размещения объектов городского транспорта.
Исследовав вопрос о том, какие объекты могут размещаться в указанных зонах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размещение многоквартирных домов с подземной автостоянкой в зоне размещения объектов городского транспорта (ИТ-1) действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, в связи с частичным нахождением спорного земельного участка за границами красных линий, планируемым использованием данной части в качестве земель общего пользования с возможностью беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц, у Администрации города Иркутска не имелось правовых оснований для принятия положительного решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "многоквартирные дома с подземной автостоянкой".
Таким образом, изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства на испрашиваемый - "многоквартирные дома с подземной автостоянкой" противоречит функциональному назначению конкретной территориальной зоны.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Иркутской области пришел к правомерному выводу о том, что отказ в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка, изложенный в письме Администрации, не противоречит действующему законодательству, в связи с чем отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2013 года по делу N А19-11341/2012 (со схожими фактически обстоятельствами).
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2012 года по делу N А19-11340/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2012 года по делу N А19-11340/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Аспект-Сервис" (ИНН 3808183343) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежную поручению от 9 ноября 2012 года N 5 государственную пошлину в сумме 1000 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ

Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)