Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 04 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-9869/2012
на решение от 03.10.2012
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-14069/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Фортуна" (ИНН 2539108329, ОГРН 1102539004622, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2010)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, зарегистрирован в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения от 25.06.2012 N 29/06/02-14/13109 об отказе в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155 для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства; обязании в срок 7 дней принять распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155,
при участии:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - Крахмалова Е.С., представитель по доверенности от 27.12.2011 N 29/03/04-09/24568, сроком действия до 31.12.2012;
- от ДНТ "Фортуна" - не явились, извещены;
Дачное некоммерческое товарищество "Фортуна" (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) о признании незаконным решения от 25.06.2012 г. N 29/06/02-14/13109 об отказе в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155 для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства, и об обязании в срок 7 дней принять распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов указывает на то, что предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения, тогда как в спорной ситуации испрашиваемый земельный участок сформирован за счет земель населенных пунктов, в связи с чем его предоставление для ведения дачного хозяйства невозможно. Кроме того, по мнению департамента, товариществом нарушена процедура обращения с заявлением за представлением земельного участка для ведения дачного хозяйства ввиду непредставления списка членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления, что является прямым требованием законодательства. В связи с изложенными доводами департамент просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Товарищество, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, по тексту представленного в материалы дела отзыва возражало против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель департамента не возражал против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие заявителя, в связи с чем коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу без участия товарищества.
Заслушав пояснения департамента, исследовав материалы дела, коллегией установлено следующее.
19.08.2010 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка ориентировочной площадью 243846 кв. м, расположенного в районе б. Емар в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства.
Департамент письмом от 26.10.2010 N 29/06-20-17660 отказал в предоставлении земельного участка со ссылкой на его нахождение в границах лесного фонда.
Данный отказ был обжалован заявителем в судебном порядке, и решением арбитражного суда от 23.03.2012 по делу N А51-1775/2011 признан незаконным. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 данное решение оставлено без изменений и вступило в законную силу.
Письмом от 20.04.2011 товарищество уточнило свое заявление и просило предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет.
20.07.2011 заявление товарищества и пакет документов к нему были направлены департаментом в администрацию г. Владивостока (далее по тексту - администрация) письмом исх. N 29/06/02-13/12524.
Рассмотрев представленные документы, администрация письмом от 08.08.2011 N 9488Д отказала в утверждении схемы расположения земельного участка. Данный отказ был оспорен товариществом в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.02.2012 по делу N А51-18466/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А51-18466/2011 данное решение было отменено, отказ администрации признан незаконным, и на Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА) была возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением суда кассационной инстанции от 22.06.2012 N Ф03-2513/2012 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по указанному делу оставлено без изменения.
Распоряжением УГА от 23.05.2012 N 878 заявителю были утверждены схемы расположения земельных участков для ведения дачного хозяйства, в том числе земельного участка площадью 82998 кв. м в районе бухты Емар. Указанный земельный участок 13.06.2012 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050086:155.
15.06.2012 к ранее поданному обращению о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в аренду товарищество представило в департамент кадастровый паспорт земельного участка 25:28:0500286:155 и просило принять решение по своему заявлению.
Письмом от 25.06.2012 N 29/06/02-14/13109 департамент отказал товариществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на несоблюдение процедуры обращения за предоставлением земельного участка согласно Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
Не согласившись с данным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы, товарищество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе бухты Емар, ориентировочной площадью 243846 кв. м для ведения дачного хозяйства сроком после регистрации в качестве юридического лица.
На основании заявления товарищества и во исполнение постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А51-18466/2011 УГА были сформированы три земельных участка, в том числе земельный участок площадью 82998 кв. м, схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена распоряжением от 23.05.2012 N 878.
При этом в рамках рассмотрения дела N А51-1775/2011 было установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав земель населенных пунктов и расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-4, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Решение от 23.03.2012 по делу N А51-1775/2011 было оставлено без изменения Пятым арбитражным апелляционным судом и вступило в законную силу 29.05.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, при формировании спорного земельного участка по заявлению товарищества схемы зонирования территорий были учтены в полном объеме. Каких-либо препятствий в предоставлении земельного участка в связи с его целевым назначением, судом не установлено. Доказательств, подтверждающих, что земельный участок попадает в границы зон, в которых согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ дачные земельные участки не предоставляются, в материалы дела не представлено.
Довод департамента, изложенный по тексту оспариваемого отказа и апелляционной жалобы, о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, не имеет в данном случае правового значения, поскольку департаментом не опровергнуто, что в городе Владивосток отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, за счет которых в соответствии со статьей 80 ЗК РФ формируется такой фонд.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ при формировании земельного участка органом местного самоуправления определяется потребность граждан, участников дачного некоммерческого объединения, в дачных земельных участках с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Из материалов дела установлено, земельный участок для ведения заявителем дачного хозяйства был определен УГА в размере 82998 кв. м. Возражений относительно размера земельного участка ни УГА, ни департаментом заявлено не было, в том числе в рамках рассматриваемого спора.
Согласно протоколу N 3 от 15.08.2010 решение о выборе спорного земельного участка для организации ведения дачного хозяйства и об обращении в департамент за его предоставлением было принято общим собранием членов товарищества. Копия протокола и соответствующего решения представлены в материалы дела.
По результатам межевания 13.06.2012 спорный земельный участок площадью 82998 кв. м был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:050086:155 и разрешенным использованием - ведение дачного хозяйства, о чем в материалах дела имеется кадастровый паспорт от 13.06.2012 N 25/00-12-66716.
15.06.2012 кадастровый паспорт был представлен товариществом в департамент для принятия решения о предоставлении земельного участка. В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при формировании земельного участка для ведения дачного хозяйства требования Закона N 66-ФЗ были соблюдены в полном объеме, и основания для отказа в предоставлении земельного участка, сформированного по заявлению товарищества, у департамента отсутствовали.
Указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией также отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждению его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что, обратившись в администрацию за утверждением списка членов товарищества, заявитель получил отказ, оформленный письмом от 04.02.2011 N 650Д с указанием на то, что данное требование не предусмотрено законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент принять распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155 площадью 82998 кв. м в аренду.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции с учетом принятого определения об исправлении опечатки и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд не относит судебные расходы по госпошлине на департамент.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2012 по делу N А51-14069/2012 с учетом определения об исправлении опечатки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2012 N 05АП-9869/2012 ПО ДЕЛУ N А51-14069/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. N 05АП-9869/2012
Дело N А51-14069/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 04 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-9869/2012
на решение от 03.10.2012
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-14069/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Фортуна" (ИНН 2539108329, ОГРН 1102539004622, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2010)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, зарегистрирован в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения от 25.06.2012 N 29/06/02-14/13109 об отказе в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155 для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства; обязании в срок 7 дней принять распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155,
при участии:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - Крахмалова Е.С., представитель по доверенности от 27.12.2011 N 29/03/04-09/24568, сроком действия до 31.12.2012;
- от ДНТ "Фортуна" - не явились, извещены;
-
установил:
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Фортуна" (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) о признании незаконным решения от 25.06.2012 г. N 29/06/02-14/13109 об отказе в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155 для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства, и об обязании в срок 7 дней принять распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов указывает на то, что предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения, тогда как в спорной ситуации испрашиваемый земельный участок сформирован за счет земель населенных пунктов, в связи с чем его предоставление для ведения дачного хозяйства невозможно. Кроме того, по мнению департамента, товариществом нарушена процедура обращения с заявлением за представлением земельного участка для ведения дачного хозяйства ввиду непредставления списка членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления, что является прямым требованием законодательства. В связи с изложенными доводами департамент просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Товарищество, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, по тексту представленного в материалы дела отзыва возражало против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель департамента не возражал против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие заявителя, в связи с чем коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу без участия товарищества.
Заслушав пояснения департамента, исследовав материалы дела, коллегией установлено следующее.
19.08.2010 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка ориентировочной площадью 243846 кв. м, расположенного в районе б. Емар в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства.
Департамент письмом от 26.10.2010 N 29/06-20-17660 отказал в предоставлении земельного участка со ссылкой на его нахождение в границах лесного фонда.
Данный отказ был обжалован заявителем в судебном порядке, и решением арбитражного суда от 23.03.2012 по делу N А51-1775/2011 признан незаконным. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 данное решение оставлено без изменений и вступило в законную силу.
Письмом от 20.04.2011 товарищество уточнило свое заявление и просило предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет.
20.07.2011 заявление товарищества и пакет документов к нему были направлены департаментом в администрацию г. Владивостока (далее по тексту - администрация) письмом исх. N 29/06/02-13/12524.
Рассмотрев представленные документы, администрация письмом от 08.08.2011 N 9488Д отказала в утверждении схемы расположения земельного участка. Данный отказ был оспорен товариществом в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.02.2012 по делу N А51-18466/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А51-18466/2011 данное решение было отменено, отказ администрации признан незаконным, и на Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА) была возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением суда кассационной инстанции от 22.06.2012 N Ф03-2513/2012 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по указанному делу оставлено без изменения.
Распоряжением УГА от 23.05.2012 N 878 заявителю были утверждены схемы расположения земельных участков для ведения дачного хозяйства, в том числе земельного участка площадью 82998 кв. м в районе бухты Емар. Указанный земельный участок 13.06.2012 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050086:155.
15.06.2012 к ранее поданному обращению о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в аренду товарищество представило в департамент кадастровый паспорт земельного участка 25:28:0500286:155 и просило принять решение по своему заявлению.
Письмом от 25.06.2012 N 29/06/02-14/13109 департамент отказал товариществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на несоблюдение процедуры обращения за предоставлением земельного участка согласно Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
Не согласившись с данным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы, товарищество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе бухты Емар, ориентировочной площадью 243846 кв. м для ведения дачного хозяйства сроком после регистрации в качестве юридического лица.
На основании заявления товарищества и во исполнение постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А51-18466/2011 УГА были сформированы три земельных участка, в том числе земельный участок площадью 82998 кв. м, схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена распоряжением от 23.05.2012 N 878.
При этом в рамках рассмотрения дела N А51-1775/2011 было установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав земель населенных пунктов и расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-4, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Решение от 23.03.2012 по делу N А51-1775/2011 было оставлено без изменения Пятым арбитражным апелляционным судом и вступило в законную силу 29.05.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, при формировании спорного земельного участка по заявлению товарищества схемы зонирования территорий были учтены в полном объеме. Каких-либо препятствий в предоставлении земельного участка в связи с его целевым назначением, судом не установлено. Доказательств, подтверждающих, что земельный участок попадает в границы зон, в которых согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ дачные земельные участки не предоставляются, в материалы дела не представлено.
Довод департамента, изложенный по тексту оспариваемого отказа и апелляционной жалобы, о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, не имеет в данном случае правового значения, поскольку департаментом не опровергнуто, что в городе Владивосток отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, за счет которых в соответствии со статьей 80 ЗК РФ формируется такой фонд.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ при формировании земельного участка органом местного самоуправления определяется потребность граждан, участников дачного некоммерческого объединения, в дачных земельных участках с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Из материалов дела установлено, земельный участок для ведения заявителем дачного хозяйства был определен УГА в размере 82998 кв. м. Возражений относительно размера земельного участка ни УГА, ни департаментом заявлено не было, в том числе в рамках рассматриваемого спора.
Согласно протоколу N 3 от 15.08.2010 решение о выборе спорного земельного участка для организации ведения дачного хозяйства и об обращении в департамент за его предоставлением было принято общим собранием членов товарищества. Копия протокола и соответствующего решения представлены в материалы дела.
По результатам межевания 13.06.2012 спорный земельный участок площадью 82998 кв. м был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:050086:155 и разрешенным использованием - ведение дачного хозяйства, о чем в материалах дела имеется кадастровый паспорт от 13.06.2012 N 25/00-12-66716.
15.06.2012 кадастровый паспорт был представлен товариществом в департамент для принятия решения о предоставлении земельного участка. В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при формировании земельного участка для ведения дачного хозяйства требования Закона N 66-ФЗ были соблюдены в полном объеме, и основания для отказа в предоставлении земельного участка, сформированного по заявлению товарищества, у департамента отсутствовали.
Указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией также отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждению его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что, обратившись в администрацию за утверждением списка членов товарищества, заявитель получил отказ, оформленный письмом от 04.02.2011 N 650Д с указанием на то, что данное требование не предусмотрено законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент принять распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:155 площадью 82998 кв. м в аренду.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции с учетом принятого определения об исправлении опечатки и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд не относит судебные расходы по госпошлине на департамент.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2012 по делу N А51-14069/2012 с учетом определения об исправлении опечатки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)