Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 14.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1781/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. по делу N 33-1781/12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Хакимова А.Р., Батршиной Ю.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
заявление И. ФИО11, И. ФИО12, действующего также в интересах несовершеннолетних детей И. ФИО13, И. ФИО14, И. ФИО15, о признании решения комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации ГО г. Уфа незаконным, обязании поставить на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство удовлетворить.
Признать решение комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа город Уфа РБ, изложенное в письме от ... года N ... незаконным.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа РБ поставить И. ФИО16 И. ФИО17, И. ФИО18, И. ФИО19 и И. ФИО20 на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с ... года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Хакимова А.Р., судебная коллегия

установила:

И., действующий за себя, И.Г.Ф., и в интересах несовершеннолетних детей И.Н.Б., И.И.Б. и И.К.Б., обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указывая, что ... года он как законный представитель своих троих несовершеннолетних детей обратился в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно на основании ст. 10 Закона РБ N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ" с приложением необходимых документов согласно постановления Правительства РБ от 08.11.2011 г. N 393.
Письмом от ... года N ... Администрация городского округа город Уфа РБ отказала ему в постановке на учет в целях предоставления земельного участка в связи с тем, что он не житель г. Уфы.
Заявители считают решение комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа город Уфа РБ не законным.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Уфа ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела. Также суд вышел за пределы заявленных требований, установив срок постановки на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки, на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представлено. В связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела, выслушав И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (введенным Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ) установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания данной нормы усматривается, что федеральный законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Условия, нормы и порядок льготного предоставления земельных участков в собственность на территории Республики Башкортостан определены Законом Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з (ред. от 27.09.2012 г.) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
В соответствии с п. 2.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" к категориям граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства относятся граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 10.1 Закона РБ предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
Учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (далее - заявление), прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение ... рабочих дней.
Как следует из материалов дела, ... года И., действующий за себя, за И.Г.Ф. и как законный представитель за своих несовершеннолетних детей И.Н.Б., И.И.Б. и И.К.Б., обратился в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, бесплатно, на основании ст. 10 Закона РБ N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ", с приложением необходимых документов согласно постановления Правительства РБ от 08.11.2011 г. N 393.
Письмом от ... года N ... Администрация городского округа город Уфа РБ отказала заявителю в постановке на учет в целях предоставления земельного участка с формулировкой - не житель г. Уфы.
Из материалов дела следует, что И. и И.Г.Ф. зарегистрированы по адресу: РБ, ... (л.д. ...).
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от ... года N ... следует, что И. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: РБ, ..., ул. ... на срок с ... года по ... года (л.д. ..).
Из материалов дела также следует, что жилое помещение по адресу: ... на праве общей совместной собственности принадлежит И.Г.Ф. и И., находящимся в браке с ... года.
И., И.Г.Ф., также имеют в собственности недвижимое имущество (доли в праве собственности на жилые дома в ...).
Дети заявителя посещают образовательные учреждения ... с ... года
Данные обстоятельства указывают на то, что семья И-вых преимущественно проживает на территории городского округа город Уфа РБ в квартире по адресу: ..., принадлежащей И-вым на праве собственности.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" настоящие Правила регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Судебная коллегия полагает, что регистрация И. в ... с ... года в жилом помещении по адресу: ... не может ограничивать право заявителей на предоставление земельного участка по месту своего проживания, поскольку судом установлено, что заявители с ... года постоянно проживают в ... в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащим заявителям на праве собственности.
Из ответа Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан от ... года N ... следует, что сведения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на льготных основаниях в соответствии с Законом РБ от 05.01.2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений" на территории Бураевского муниципального района Республики Башкортостан семье И-вых отсутствуют, также, как и отсутствует информация о поданных заявках на получение бесплатно и однократно в собственность земельного участка на территории муниципального района Республики Башкортостан.
Оценив вышеназванные правовые нормы, установив фактические обстоятельства дела, суд пришел к правомерному выводу о том, что действия органа местного самоуправления по отказу в постановке семьи И-вых на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство являются незаконными.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, необоснован, поскольку в силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 10.1 Закона РБ от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 24.12.2012), учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Как видно из материалов дела, заявление И-вым подано в администрацию ГО г. Уфа ... года, в связи с чем суд обоснованно обязал орган местного самоуправления поставить И-вых на учет с ... года.
Выводы суда в полной мере мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Правовых оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы и материалам дела не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан без удовлетворения.

Председательствующий
Э.Р.НУРИСЛАМОВА

Судьи
А.Р.ХАКИМОВ
Ю.А.БАТРШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)