Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от дачного некоммерческого товарищества "Юг" Нилова Ю.А. на основании доверенности от 10.12.2012 N 3, Чистова А.В. по доверенности от 25.04.2013 N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2013 года по делу N А13-15030/2012 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Юг" (ОГРН 1123536001093; далее - товарищество, ДНТ "Юг") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Череповецкого муниципального района (далее - администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконными действий по отказу в утверждении акта выбора земельных участков ориентировочной площадью 70 000 кв. м и 80 000 кв. м, расположенных в районе д. Нова Ирдоматского сельского поселения Череповецкого района.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2013 года по делу N А13-15030/2012 в удовлетворении требований товарищества отказано.
ДНТ "Юг" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на соблюдение процедуры выбора земельных участков, наличие подъездной дороги к ним; полагает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении участков.
Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.
Орган местного самоуправления и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителей; третье лицо отзыв на жалобу не представило, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей товарищества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ДНТ "Юг" обратилось в администрацию с заявлениями от 30.05.2012 (вх. N 13270, 13271) о предоставлении в аренду земельных участков площадью 80 000 кв. м и 70 000 кв. м, соответственно, расположенных в д. Нова Ирдоматского сельского поселения Череповецкого района, для ведения дачного строительства.
Решением комиссии по выбору земельных участков при администрации Череповецкого муниципального района (далее - комиссия по выбору земельных участков, комиссия) от 05.07.2012 произведен выбор земельных участков.
Письмами от 27.07.2012 N 1-57/674, 1-57/675 администрация запросила у товарищества копии топографических планов названных земельных участков с указанием внешних контуров участков и географических координат его угловых точек, так как данная информация необходима для принятия решения о предварительном согласовании места ведения дачного хозяйства на участках.
В газете "Сельская Новь" от 16.08.2012 опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении указанных земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта на них.
На этапе утверждения подготовленных актов выбора земельных участков N 1131, 1134 на заседании комиссии 04.10.2012 решено произвести осмотр земельных участков с целью определения возможности подъезда к ним.
Решениями комиссии по выбору земельных участков от 18.10.2012 ДНТ "Юг" в предоставлении испрашиваемых земельных участков отказано, в связи с тем, что территория дачного объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования. В решении указано, что подъезд к испрашиваемому участку осуществляется через территорию населенного пункта - д. Нова и территорию садоводческого некоммерческого товарищества "Нова".
Решениями комиссии от 11.02.2013 отменены решения комиссии по выбору земельных участков от 05.07.2012 о предварительном согласовании ДНТ "Юг" земельных участков.
По результатам проведенных заседаний комиссии по выбору земельных участков администрация письмом от 30.10.2012 N 1-10/1367 отказала товариществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с нарушением заявителем процедуры выбора, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), невозможностью их предоставления в связи с отсутствием подъездной дороги, соединенной с автомобильной дорогой общего пользования, расположением участков в зоне подтопления.
Орган местного самоуправления разъяснил, что будут направлены запросы в администрации сельских поселений и муниципальных образований об определении других вариантов места размещения садоводства с утвержденными генеральными планами, о чем товариществу впоследствии будет сообщено.
Товарищество обжаловало действия администрации в арбитражный суд.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства определен статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс).
В соответствии с пунктом 2 названной статьи Кодекса порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Законом N 66-ФЗ.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Закона N 66-ФЗ.
Оспариваемый отказ органа местного самоуправления мотивирован в том числе нарушением товариществом процедуры выбора земельных участков, предусмотренной названным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 2 статьи 13 данного Закона установлено, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Пунктом 4 данной статьи Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Также Закон N 66-ФЗ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона N 66-ФЗ).
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Закона.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Материалами дела подтверждается, что товарищество создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица.
Целью деятельности ДНТ "Юг" согласно его Уставу является в том числе обеспечение управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов товарищества, ее обслуживание и эксплуатация в интересах членов товарищества и других жителей.
В рассматриваемом случае создание и государственная регистрация товарищества произведены не в той последовательности и порядке, которые определены нормами Закона N 66-ФЗ.
Граждане по месту своего жительства не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, и необходимых для определения потребности в земельных участках для указанных целей, администрацией не составлялись, расчет потребности не производился.
При этом сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности администрации предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом N 66-ФЗ.
Такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, сформулированной в постановлении от 11 февраля 2013 года по делу N А05-10731/2011.
Также податель жалобы указывает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно вышеприведенным положениям Закона N 66-ФЗ обязанность по проведению работ, связанных в том числе с зонированием территории и определением категории земель, возникает у органа местного самоуправления после поступления соответствующих заявлений граждан и проведения расчета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления дачного строительства.
При этом по смыслу положений названного Закона орган местного самоуправления не вправе предоставить участок для дачного строительства без определения его категории и наличия обстоятельств, препятствующих такому строительству в силу земельного, градостроительного, экологического и иного законодательства.
Нормы ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Закона N 66-ФЗ допускают использование для садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются для этих целей в установленном законом порядке.
Так, в пункте 1 статьи 80 ЗК РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
После этого земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Законом N 66-ФЗ.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм выбор и предоставление земельного участка для целей ведения дачного хозяйства должны осуществляться из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, до момента определения категории земель, к которому относится земельный участок, и включения его в фонд перераспределения земель, он не может быть предоставлен для дачного строительства.
В рассматриваемом случае испрашиваемые земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственных целей.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства регулируется статьей 81 ЗК и Законом N 66-ФЗ.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что для ведения садоводства и дачного строительства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей некоммерческим объединениям граждан в порядке, установленном Законом N 66-ФЗ.
Как видно из материалов дела, зонирование территорий Ирдоматского сельского поселения для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий, транспортной доступности не произведено.
Без проведения предварительного зонирования территорий факт пригодности испрашиваемых земельных участков для целей дачного строительства является не подтвержденным.
Аргументированных доводов, опровергающих названные выводы суда, подателем жалобы не приведено.
Иные доводы товарищества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного решения.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы товарищества отказано, расходы по госпошлине с администрации в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2013 года по делу N А13-15030/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А13-15030/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А13-15030/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от дачного некоммерческого товарищества "Юг" Нилова Ю.А. на основании доверенности от 10.12.2012 N 3, Чистова А.В. по доверенности от 25.04.2013 N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2013 года по делу N А13-15030/2012 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Юг" (ОГРН 1123536001093; далее - товарищество, ДНТ "Юг") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Череповецкого муниципального района (далее - администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконными действий по отказу в утверждении акта выбора земельных участков ориентировочной площадью 70 000 кв. м и 80 000 кв. м, расположенных в районе д. Нова Ирдоматского сельского поселения Череповецкого района.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2013 года по делу N А13-15030/2012 в удовлетворении требований товарищества отказано.
ДНТ "Юг" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на соблюдение процедуры выбора земельных участков, наличие подъездной дороги к ним; полагает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении участков.
Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.
Орган местного самоуправления и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителей; третье лицо отзыв на жалобу не представило, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей товарищества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ДНТ "Юг" обратилось в администрацию с заявлениями от 30.05.2012 (вх. N 13270, 13271) о предоставлении в аренду земельных участков площадью 80 000 кв. м и 70 000 кв. м, соответственно, расположенных в д. Нова Ирдоматского сельского поселения Череповецкого района, для ведения дачного строительства.
Решением комиссии по выбору земельных участков при администрации Череповецкого муниципального района (далее - комиссия по выбору земельных участков, комиссия) от 05.07.2012 произведен выбор земельных участков.
Письмами от 27.07.2012 N 1-57/674, 1-57/675 администрация запросила у товарищества копии топографических планов названных земельных участков с указанием внешних контуров участков и географических координат его угловых точек, так как данная информация необходима для принятия решения о предварительном согласовании места ведения дачного хозяйства на участках.
В газете "Сельская Новь" от 16.08.2012 опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении указанных земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта на них.
На этапе утверждения подготовленных актов выбора земельных участков N 1131, 1134 на заседании комиссии 04.10.2012 решено произвести осмотр земельных участков с целью определения возможности подъезда к ним.
Решениями комиссии по выбору земельных участков от 18.10.2012 ДНТ "Юг" в предоставлении испрашиваемых земельных участков отказано, в связи с тем, что территория дачного объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования. В решении указано, что подъезд к испрашиваемому участку осуществляется через территорию населенного пункта - д. Нова и территорию садоводческого некоммерческого товарищества "Нова".
Решениями комиссии от 11.02.2013 отменены решения комиссии по выбору земельных участков от 05.07.2012 о предварительном согласовании ДНТ "Юг" земельных участков.
По результатам проведенных заседаний комиссии по выбору земельных участков администрация письмом от 30.10.2012 N 1-10/1367 отказала товариществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с нарушением заявителем процедуры выбора, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), невозможностью их предоставления в связи с отсутствием подъездной дороги, соединенной с автомобильной дорогой общего пользования, расположением участков в зоне подтопления.
Орган местного самоуправления разъяснил, что будут направлены запросы в администрации сельских поселений и муниципальных образований об определении других вариантов места размещения садоводства с утвержденными генеральными планами, о чем товариществу впоследствии будет сообщено.
Товарищество обжаловало действия администрации в арбитражный суд.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства определен статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс).
В соответствии с пунктом 2 названной статьи Кодекса порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Законом N 66-ФЗ.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Закона N 66-ФЗ.
Оспариваемый отказ органа местного самоуправления мотивирован в том числе нарушением товариществом процедуры выбора земельных участков, предусмотренной названным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 2 статьи 13 данного Закона установлено, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Пунктом 4 данной статьи Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Также Закон N 66-ФЗ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона N 66-ФЗ).
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Закона.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Материалами дела подтверждается, что товарищество создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица.
Целью деятельности ДНТ "Юг" согласно его Уставу является в том числе обеспечение управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов товарищества, ее обслуживание и эксплуатация в интересах членов товарищества и других жителей.
В рассматриваемом случае создание и государственная регистрация товарищества произведены не в той последовательности и порядке, которые определены нормами Закона N 66-ФЗ.
Граждане по месту своего жительства не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, и необходимых для определения потребности в земельных участках для указанных целей, администрацией не составлялись, расчет потребности не производился.
При этом сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности администрации предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом N 66-ФЗ.
Такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, сформулированной в постановлении от 11 февраля 2013 года по делу N А05-10731/2011.
Также податель жалобы указывает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно вышеприведенным положениям Закона N 66-ФЗ обязанность по проведению работ, связанных в том числе с зонированием территории и определением категории земель, возникает у органа местного самоуправления после поступления соответствующих заявлений граждан и проведения расчета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления дачного строительства.
При этом по смыслу положений названного Закона орган местного самоуправления не вправе предоставить участок для дачного строительства без определения его категории и наличия обстоятельств, препятствующих такому строительству в силу земельного, градостроительного, экологического и иного законодательства.
Нормы ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Закона N 66-ФЗ допускают использование для садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются для этих целей в установленном законом порядке.
Так, в пункте 1 статьи 80 ЗК РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
После этого земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Законом N 66-ФЗ.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм выбор и предоставление земельного участка для целей ведения дачного хозяйства должны осуществляться из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, до момента определения категории земель, к которому относится земельный участок, и включения его в фонд перераспределения земель, он не может быть предоставлен для дачного строительства.
В рассматриваемом случае испрашиваемые земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственных целей.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства регулируется статьей 81 ЗК и Законом N 66-ФЗ.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что для ведения садоводства и дачного строительства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей некоммерческим объединениям граждан в порядке, установленном Законом N 66-ФЗ.
Как видно из материалов дела, зонирование территорий Ирдоматского сельского поселения для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий, транспортной доступности не произведено.
Без проведения предварительного зонирования территорий факт пригодности испрашиваемых земельных участков для целей дачного строительства является не подтвержденным.
Аргументированных доводов, опровергающих названные выводы суда, подателем жалобы не приведено.
Иные доводы товарищества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного решения.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы товарищества отказано, расходы по госпошлине с администрации в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2013 года по делу N А13-15030/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)