Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Молчанова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Ратьковой М.В.,
судей Котовой Н.А., Образцовой О.А.,
с участием прокурора Михайловой Р.С.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании "22" сентября 2011 года в городе Твери по докладу судьи Ратьковой М.В.
кассационную жалобу Администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области на решение Лесного районного суда Тверской области от 16 августа 2011 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области в течение... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в населенных пунктах -... в соответствии с требованиями п. п. 9.2 - 9.5 Постановления Администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области", а именно:
- установить контейнеры и бункеры накопители на контейнерных площадках у каждого въезда и выезда с территории населенных пунктов -...
- контейнерные площадки в... оборудовать с трех сторон ограждением высотой не менее... метров с асфальтированным или бетонным покрытием. На контейнерных площадках разместить график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Лесного района Тверской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области об обязывании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в населенных пунктах Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области.
В обоснование исковых требований указано на то, что... проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления. В ходе проверки выявлено, что жители ряда населенных пунктов Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области осуществляют вывоз мусора собственными силами, контейнеры, иные мусоросборники не установлены. Сбором и вывозом бытовых отходов занимается МУП "..." Лесного района, которое лицензии на вывоз и утилизацию мусора не имеет. В соответствии с действующим законодательством вопросы организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Те же полномочия предусмотрены п. 19 ст. 8 Устава данного сельского поселения. Однако, должным образом полномочие ответчиком не исполняется.
Отсутствие организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов в населенных пунктах сельского поселения нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, круг которых определить невозможно.
В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурором уточнялись: прокурор просил обязать Администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в указанных им населенных пунктах в соответствии с требованиями п. п. 9.2 - 9.5 Постановления Администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области", а именно: установить контейнеры и бункеры накопители на контейнерных площадках у каждого въезда и выезда с территории указанных населенных пунктов, в срок до... месяцев с момента вступления решения в законную силу; контейнерные площадки в указанных населенных пунктах Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области оборудовать с трех сторон ограждением высотой не менее... метров с асфальтированным или бетонным покрытием. На контейнерных площадках разместить график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора, в срок до... месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Лесного района Тверской области Вихрова Е.С. поддержала уточненные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения дела данное лицо извещено надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на то, что у ответчика имеются основания сомневаться в беспристрастности и объективности судьи при разрешении исковых заявлений прокурора Лесного района к Администрации Бохтовского сельского поселения, в связи с чем судье заявлялся отвод. По настоящему делу судьей также не был принят во внимание ни один из доводов ответчика. Вместе с тем, в состав поселения входят 68 населенных пунктов, нет ни одной единицы техники, не создана коммунальная служба, не имеется денежных средств в бюджете. В случае установки контейнеров возможность их вывоза не будет обеспечена. Администрацией поселения ежегодно проводятся двухмесячники по благоустройству и наведению санитарного порядка, собрания граждан по уборке мусора, в основном мусор вывозится жителями самостоятельно на полигон ТБО. Администрацией поселения также заключено соглашение с МУП "..." Лесного сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Информация о соглашении доведена до населения. В адрес Губернатора области, Собрания депутатов Лесного района направлены ходатайства о выделении дополнительной финансовой помощи. Таким образом, бездействие со стороны Администрации отсутствует.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав представителя Администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области Г., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В силу п. 3 названного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям решение суда не соответствует.
Так, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Такое же полномочие предусмотрено Уставом Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области. Данным органом местного самоуправления обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не исполняется, в ряде населенных пунктов поселения отсутствуют контейнеры у каждого въезда и выезда с территории этих населенных пунктов, что может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Обязательные для исполнения органами местного самоуправления Правила в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области ответчиком не исполняются.
Данные выводы суда следует признать преждевременными.
Действительно, вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к компетенции органов местного самоуправления. Ссылка в связи с этим на Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (подпункт 18 пункта 1 статьи 14, подпункт 14 пункта 1 статьи 15, подпункты. 24, 25 части 1 статьи 16), Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (часть 3 статьи 8, статья 13), Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 4, 22), которыми предусмотрены соответствующие полномочия органов местного самоуправления в данной области, является обоснованной.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что обращение прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц вызвано фактом неисполнения Администрацией Бохтовскоог сельского поселения предусмотренных названными Федеральными законами, а также п. 19 ст. 8 Устава поселения полномочий.
Данный факт, как следует из содержания искового заявления, установлен прокурором только на основании объяснений заместителя Главы Администрации поселения о том, что в ряде населенных пунктов поселения вывоз мусора не организован, осуществляется силами жителей, контейнеры и иные мусоросборники отсутствуют. При этом ни прокурором в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в суде не выяснялся вопрос о том, каковы число хозяйств и численность постоянного состава населения данных населенных пунктов, имеется ли необходимость организации сбора и вывоза мусора указанным прокурором способом применительно к местным условиям.
Поскольку к полномочиям Администрации поселения относится организация сбора и вывоза мусора, а не сами сбор и вывоз мусора, суду следовало проверить и дать оценку тем доказательствам, которые были представлены ответчиком в подтверждение выполнения соответствующих полномочий. Так, из представленных суду протоколов собраний граждан поселений усматривается, что вопросы организации сбора и вывоза мусора включались в повестку дня и по ним принимались конкретные решения. Суд перечислил эти доказательства в описательной части решения, однако, в мотивировочной части решения никакой оценки им не дал и причины, в силу которых их не принял, не указал.
Из материалов дела также усматривается, что... между Администрацией Бохтовского сельского поселения и МУП "..." Лесного сельского поселения заключен договор на оказание услуг населению по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора V класса. Население о наличии такого договора информировано. Однако, оценку данному доказательству суд также не дал, ограничился указанием на то, что у данного МУП не имеется лицензии на вывоз и утилизацию мусора. При этом не было учтено, что такая лицензия необходима только в случаях вывоза и утилизации отходов и мусора иного класса опасности.
О неисполнении органом местного самоуправления своих полномочий могло бы свидетельствовать наличие в тех или иных населенных пунктах невывезенных бытовых отходов и мусора, однако, такие данные в деле отсутствуют. В связи с этим требовалось проверить и оценить доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц в связи с отсутствием контейнеров и мусоросборников.
Согласно решению Администрация Бохтовского сельского поселения обязана установить контейнеры и бункеры-накопители, оборудовать контейнерные площадки в населенных пунктах поселения в соответствии с требованиями п. п. 9.2 - 9.5 постановления Администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области".
При этом судом не было принято во внимание то обстоятельство, что названные пункты Правил касаются сбора и временного хранения отходов производства, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
Под таковыми в соответствии с п. 1.2 Правил понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую доход.
Возможность применения указанных правил при разрешении настоящего спора суд не обосновал.
При таких обстоятельствах полагать, что решение отвечает требованиям законности и обоснованности нельзя, поскольку в данном случае судом не были установлены имеющие существенное значение для дела обстоятельства, не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам. В связи с этим данное решение подлежит отмене, а с учетом того, что в суде кассационной инстанции устранить допущенные судом нарушения не представляется возможным, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, установить имеющие существенное значение для дела обстоятельства, установить и правильно применить нормы действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лесного районного суда Тверской области от 16 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
М.В.РАТЬКОВА
Судьи
О.А.ОБРАЗЦОВА
Н.А.КОТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3886
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2011 г. по делу N 33-3886
Судья: Молчанова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Ратьковой М.В.,
судей Котовой Н.А., Образцовой О.А.,
с участием прокурора Михайловой Р.С.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании "22" сентября 2011 года в городе Твери по докладу судьи Ратьковой М.В.
кассационную жалобу Администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области на решение Лесного районного суда Тверской области от 16 августа 2011 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области в течение... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в населенных пунктах -... в соответствии с требованиями п. п. 9.2 - 9.5 Постановления Администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области", а именно:
- установить контейнеры и бункеры накопители на контейнерных площадках у каждого въезда и выезда с территории населенных пунктов -...
- контейнерные площадки в... оборудовать с трех сторон ограждением высотой не менее... метров с асфальтированным или бетонным покрытием. На контейнерных площадках разместить график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Лесного района Тверской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области об обязывании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в населенных пунктах Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области.
В обоснование исковых требований указано на то, что... проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления. В ходе проверки выявлено, что жители ряда населенных пунктов Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области осуществляют вывоз мусора собственными силами, контейнеры, иные мусоросборники не установлены. Сбором и вывозом бытовых отходов занимается МУП "..." Лесного района, которое лицензии на вывоз и утилизацию мусора не имеет. В соответствии с действующим законодательством вопросы организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Те же полномочия предусмотрены п. 19 ст. 8 Устава данного сельского поселения. Однако, должным образом полномочие ответчиком не исполняется.
Отсутствие организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов в населенных пунктах сельского поселения нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, круг которых определить невозможно.
В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурором уточнялись: прокурор просил обязать Администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в указанных им населенных пунктах в соответствии с требованиями п. п. 9.2 - 9.5 Постановления Администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области", а именно: установить контейнеры и бункеры накопители на контейнерных площадках у каждого въезда и выезда с территории указанных населенных пунктов, в срок до... месяцев с момента вступления решения в законную силу; контейнерные площадки в указанных населенных пунктах Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области оборудовать с трех сторон ограждением высотой не менее... метров с асфальтированным или бетонным покрытием. На контейнерных площадках разместить график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора, в срок до... месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Лесного района Тверской области Вихрова Е.С. поддержала уточненные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения дела данное лицо извещено надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на то, что у ответчика имеются основания сомневаться в беспристрастности и объективности судьи при разрешении исковых заявлений прокурора Лесного района к Администрации Бохтовского сельского поселения, в связи с чем судье заявлялся отвод. По настоящему делу судьей также не был принят во внимание ни один из доводов ответчика. Вместе с тем, в состав поселения входят 68 населенных пунктов, нет ни одной единицы техники, не создана коммунальная служба, не имеется денежных средств в бюджете. В случае установки контейнеров возможность их вывоза не будет обеспечена. Администрацией поселения ежегодно проводятся двухмесячники по благоустройству и наведению санитарного порядка, собрания граждан по уборке мусора, в основном мусор вывозится жителями самостоятельно на полигон ТБО. Администрацией поселения также заключено соглашение с МУП "..." Лесного сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Информация о соглашении доведена до населения. В адрес Губернатора области, Собрания депутатов Лесного района направлены ходатайства о выделении дополнительной финансовой помощи. Таким образом, бездействие со стороны Администрации отсутствует.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав представителя Администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области Г., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В силу п. 3 названного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям решение суда не соответствует.
Так, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Такое же полномочие предусмотрено Уставом Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области. Данным органом местного самоуправления обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не исполняется, в ряде населенных пунктов поселения отсутствуют контейнеры у каждого въезда и выезда с территории этих населенных пунктов, что может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Обязательные для исполнения органами местного самоуправления Правила в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области ответчиком не исполняются.
Данные выводы суда следует признать преждевременными.
Действительно, вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к компетенции органов местного самоуправления. Ссылка в связи с этим на Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (подпункт 18 пункта 1 статьи 14, подпункт 14 пункта 1 статьи 15, подпункты. 24, 25 части 1 статьи 16), Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (часть 3 статьи 8, статья 13), Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 4, 22), которыми предусмотрены соответствующие полномочия органов местного самоуправления в данной области, является обоснованной.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что обращение прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц вызвано фактом неисполнения Администрацией Бохтовскоог сельского поселения предусмотренных названными Федеральными законами, а также п. 19 ст. 8 Устава поселения полномочий.
Данный факт, как следует из содержания искового заявления, установлен прокурором только на основании объяснений заместителя Главы Администрации поселения о том, что в ряде населенных пунктов поселения вывоз мусора не организован, осуществляется силами жителей, контейнеры и иные мусоросборники отсутствуют. При этом ни прокурором в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в суде не выяснялся вопрос о том, каковы число хозяйств и численность постоянного состава населения данных населенных пунктов, имеется ли необходимость организации сбора и вывоза мусора указанным прокурором способом применительно к местным условиям.
Поскольку к полномочиям Администрации поселения относится организация сбора и вывоза мусора, а не сами сбор и вывоз мусора, суду следовало проверить и дать оценку тем доказательствам, которые были представлены ответчиком в подтверждение выполнения соответствующих полномочий. Так, из представленных суду протоколов собраний граждан поселений усматривается, что вопросы организации сбора и вывоза мусора включались в повестку дня и по ним принимались конкретные решения. Суд перечислил эти доказательства в описательной части решения, однако, в мотивировочной части решения никакой оценки им не дал и причины, в силу которых их не принял, не указал.
Из материалов дела также усматривается, что... между Администрацией Бохтовского сельского поселения и МУП "..." Лесного сельского поселения заключен договор на оказание услуг населению по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора V класса. Население о наличии такого договора информировано. Однако, оценку данному доказательству суд также не дал, ограничился указанием на то, что у данного МУП не имеется лицензии на вывоз и утилизацию мусора. При этом не было учтено, что такая лицензия необходима только в случаях вывоза и утилизации отходов и мусора иного класса опасности.
О неисполнении органом местного самоуправления своих полномочий могло бы свидетельствовать наличие в тех или иных населенных пунктах невывезенных бытовых отходов и мусора, однако, такие данные в деле отсутствуют. В связи с этим требовалось проверить и оценить доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц в связи с отсутствием контейнеров и мусоросборников.
Согласно решению Администрация Бохтовского сельского поселения обязана установить контейнеры и бункеры-накопители, оборудовать контейнерные площадки в населенных пунктах поселения в соответствии с требованиями п. п. 9.2 - 9.5 постановления Администрации Тверской области от 26.11.2008 года N 430-па "О правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области".
При этом судом не было принято во внимание то обстоятельство, что названные пункты Правил касаются сбора и временного хранения отходов производства, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
Под таковыми в соответствии с п. 1.2 Правил понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую доход.
Возможность применения указанных правил при разрешении настоящего спора суд не обосновал.
При таких обстоятельствах полагать, что решение отвечает требованиям законности и обоснованности нельзя, поскольку в данном случае судом не были установлены имеющие существенное значение для дела обстоятельства, не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам. В связи с этим данное решение подлежит отмене, а с учетом того, что в суде кассационной инстанции устранить допущенные судом нарушения не представляется возможным, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, установить имеющие существенное значение для дела обстоятельства, установить и правильно применить нормы действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лесного районного суда Тверской области от 16 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
М.В.РАТЬКОВА
Судьи
О.А.ОБРАЗЦОВА
Н.А.КОТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)