Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 2 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от индивидуального предпринимателя Щелкунова Александра Борисовича представителя Конасовой О.А. по доверенности от 01.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-2348/2013 (судья Лукенюк О.И.),
установил:
индивидуальный предприниматель Щелкунов Александр Борисович (ОГРНИП 309352505700011; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - ФГБУ, Кадастровая палата) об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 2580 кв. м, в размере 1 027 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 8534 кв. м, в размере 3 483 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 892 кв. м, в размере 355 000 руб., а также земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 249 кв. м, в размере 99 000 руб.
Определением суда от 15 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 30 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 2580 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 10 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 1 027 000 руб.; установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 8534 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 3 м по направлению на юго-восток от ориентира - металлическое здание гаража, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 3 483 000 руб.; установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 892 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира - здание склада, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 355 000 руб.; установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 249 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 60 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 99 000 руб. Суд обязал Кадастровую палату внести рыночную стоимость земельного участка в размере 1 027 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, рыночную стоимость земельного участка в размере 3 483 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, рыночную стоимость земельного участка в размере 355 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, рыночную стоимость земельного участка в размере 99 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Кадастровая палата с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В связи с тем, что на правоотношения, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, распространяются нормы, установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ссылки суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 несостоятельны, так как на отношения, рассматриваемые в деле N 913/11, нормы, установленные Законом N 167-ФЗ, не распространялись и заявитель воспользоваться механизмом указанного Закона не мог. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, необходимо обращаться в комиссию при Управлении с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения. Поскольку истец не оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, суд не может руководствоваться нормами Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности статьей 24.19, так как данная статья регулирует отношения, связанные именно с оспариваем результатов определения кадастровой стоимости. Также апеллянт не согласен с решением суда в части возложения на Кадастровую палату обязанности внести установленную рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН, поскольку на данный момент право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 2580 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 10 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486069 от 10.02.2009;
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 8534 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 3 м по направлению на юго-восток от ориентира - металлическое здание гаража, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486072 от 10.02.2009;
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 892 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира - здание склада, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486070 от 10.02.2009;
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0568, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 249 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 60 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486071 от 10.02.2009.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года. В соответствии с данным нормативным актом кадастровая стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков была установлена в следующем размере: участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 - 9 100 047 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 - 30 089 689, 24 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0565-3 133 042, 96 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 - 884 276,19 руб.
Постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области", вступившее в силу со дня его принятия, Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" признано утратившим силу.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, вступившим в силу со дня его официального опубликования 18.01.2013, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Согласно приложению N 1 к вышеуказанному Приказу кадастровая стоимость земельных участков истца установлена в следующем размере: участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 - 2 535 237 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 - 8 385 935, 10 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0565 - 876 523, 80 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 - 244 679,85 руб.
Истец считает установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков не соответствующей их рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 31.01.2013 N 07/13 по состоянию на дату оценки 25.01.2013, выполненному ИП Макаренко Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 - 1 027 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 - 3 483 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565 - 355 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 - 99 000 руб.
Экспертным заключением от 11.02.2013 N 076/02/13 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" установлено, что вышеназванный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и стандартов Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Как установил суд, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Законом N 167-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции Предприниматель представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 31.01.2013 N 07/13, выполненный индивидуальным предпринимателем Макаренко Д.А. В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом также представлено экспертное заключение от 11.02.2013 N 076/02/13.
Ответчик не оспорил рыночную стоимость земельных участков, установленную в отчете от 31.01.2013.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков может быть установлена на основании отчета от 31.01.2013 N 07/13, поскольку на дату обращения в суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев, и не истек установленный законодательством срок, в течение которого установленная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
При таких обстоятельствах, суд установил рыночную стоимость земельных участков с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 в размере 1 027 000 руб., с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 в размере 3 483 000 руб., с кадастровым номером 35:24:0303006:0565 в размере 355 000 руб., с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 в размере 99 000 руб. в соответствии с отчетом от 31.01.2013 N 07/13.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета Кадастровая палата выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.
Довод апеллянта о том, что для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, необходимо обращаться в комиссию при Управлении с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения, не принимается судом апелляционной инстанции.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-2348/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Е.В.НОСАЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2013 ПО ДЕЛУ N А13-2348/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N А13-2348/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 2 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от индивидуального предпринимателя Щелкунова Александра Борисовича представителя Конасовой О.А. по доверенности от 01.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-2348/2013 (судья Лукенюк О.И.),
установил:
индивидуальный предприниматель Щелкунов Александр Борисович (ОГРНИП 309352505700011; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - ФГБУ, Кадастровая палата) об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 2580 кв. м, в размере 1 027 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 8534 кв. м, в размере 3 483 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 892 кв. м, в размере 355 000 руб., а также земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Северная, 29, площадью 249 кв. м, в размере 99 000 руб.
Определением суда от 15 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 30 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 2580 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 10 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 1 027 000 руб.; установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 8534 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 3 м по направлению на юго-восток от ориентира - металлическое здание гаража, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 3 483 000 руб.; установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 892 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира - здание склада, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 355 000 руб.; установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 249 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 60 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29 в размере 99 000 руб. Суд обязал Кадастровую палату внести рыночную стоимость земельного участка в размере 1 027 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, рыночную стоимость земельного участка в размере 3 483 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, рыночную стоимость земельного участка в размере 355 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, рыночную стоимость земельного участка в размере 99 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Кадастровая палата с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В связи с тем, что на правоотношения, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, распространяются нормы, установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ссылки суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 несостоятельны, так как на отношения, рассматриваемые в деле N 913/11, нормы, установленные Законом N 167-ФЗ, не распространялись и заявитель воспользоваться механизмом указанного Закона не мог. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, необходимо обращаться в комиссию при Управлении с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения. Поскольку истец не оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, суд не может руководствоваться нормами Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности статьей 24.19, так как данная статья регулирует отношения, связанные именно с оспариваем результатов определения кадастровой стоимости. Также апеллянт не согласен с решением суда в части возложения на Кадастровую палату обязанности внести установленную рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН, поскольку на данный момент право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0566, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 2580 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 10 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486069 от 10.02.2009;
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0608, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 8534 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 3 м по направлению на юго-восток от ориентира - металлическое здание гаража, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486072 от 10.02.2009;
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0565, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 892 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира - здание склада, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486070 от 10.02.2009;
- земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0568, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий склада, столярной мастерской и завершения строительства административного здания, общая площадь 249 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 60 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание склада, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, 29. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 486071 от 10.02.2009.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года. В соответствии с данным нормативным актом кадастровая стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков была установлена в следующем размере: участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 - 9 100 047 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 - 30 089 689, 24 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0565-3 133 042, 96 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 - 884 276,19 руб.
Постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области", вступившее в силу со дня его принятия, Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" признано утратившим силу.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, вступившим в силу со дня его официального опубликования 18.01.2013, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Согласно приложению N 1 к вышеуказанному Приказу кадастровая стоимость земельных участков истца установлена в следующем размере: участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 - 2 535 237 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 - 8 385 935, 10 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0565 - 876 523, 80 руб., участок с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 - 244 679,85 руб.
Истец считает установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков не соответствующей их рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 31.01.2013 N 07/13 по состоянию на дату оценки 25.01.2013, выполненному ИП Макаренко Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 - 1 027 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 - 3 483 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0565 - 355 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 - 99 000 руб.
Экспертным заключением от 11.02.2013 N 076/02/13 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" установлено, что вышеназванный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и стандартов Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Как установил суд, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Законом N 167-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции Предприниматель представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 31.01.2013 N 07/13, выполненный индивидуальным предпринимателем Макаренко Д.А. В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом также представлено экспертное заключение от 11.02.2013 N 076/02/13.
Ответчик не оспорил рыночную стоимость земельных участков, установленную в отчете от 31.01.2013.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков может быть установлена на основании отчета от 31.01.2013 N 07/13, поскольку на дату обращения в суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев, и не истек установленный законодательством срок, в течение которого установленная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
При таких обстоятельствах, суд установил рыночную стоимость земельных участков с кадастровым номером 35:24:0303006:0566 в размере 1 027 000 руб., с кадастровым номером 35:24:0303006:0608 в размере 3 483 000 руб., с кадастровым номером 35:24:0303006:0565 в размере 355 000 руб., с кадастровым номером 35:24:0303006:0568 в размере 99 000 руб. в соответствии с отчетом от 31.01.2013 N 07/13.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета Кадастровая палата выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.
Довод апеллянта о том, что для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, необходимо обращаться в комиссию при Управлении с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения, не принимается судом апелляционной инстанции.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-2348/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Е.В.НОСАЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)